Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Анфас. Бостон, штат Акустикс

    На всех последних выставках car audio и бытовой электроники, в том числе и в Лас-Вегасе, толпы посетителей собирал необычный экспонат - новенький «жук-Фольксваген», стоящий всеми четырьмя лапами-колесами на сабвуферах с крупной надписью «BOSTON ACOUSTICS».Надо сказать, что это - серьезное испытание на прочность корзин новой серии акустики ProSeries Subwoofers. Ведь «жук», хоть и маленький, - но автомобиль. А сабвуфер - хоть и большой, но динамик. Точный, так сказать, прибор. Не меньшей прочностью обладают и диффузоры этих сабвуферов, что наглядно продемонстрировал на недавно прошедшей в Москве конференции «Инсталляция и новые технологии Boston Car» ее менеджер Лейф Блекмон. Без всяких предосторожностей он резво взгромоздился на черную чашу диффузора диаметром 300 мм и с минуту балансировал на ней на глазах собравшихся в зале Конгресс-Центра российских дилеров и журналистов.
    Cлоновья мощь и громовое звучание сабвуферов - только одна из сильных сторон выпускаемых этой знаменитой американской фирмой акустических систем. Главный их козырь - это, разумеется, самые передовые технологии, заложенные и в конструкцию, и во все этапы производства.
    Компания была основана ровно 20 лет назад, в 1979 году, двумя известными специалистами в области акустики - Энди Коцатосом и Фрэнком Ридом (Andy Kotsatos and Frank Reed). Вплоть до 1978 года оба работали конструкторами в других, тоже известных фирмах -производителях АС - KLH и Advent, но затем почувствовали, что пора затевать собственное предприятие. Дела у новорожденной компании Boston Acoustics пошли так успешно, что уже в 86 году она выпустила на американский фондовый рынок свои акции и получила новый мощный финансовый импульс. Сейчас в Boston Acoustics работает более 350 сотрудников, в том числе и в исследовательских лабораториях - 50 инженеров. Оборот компании за прошлый год составил 120 млн. долл., из них 42% приходится на автомобильную технику. Boston Acoustics выпускает также домашние системы Hi-Fi и High End (включая и дизайнерскую серию громкоговорителей, предназначенных для установки в стены особняков и квартир), а также широкий спектр компьютерной акустики. На всех компьютерных колонках, поставляемых для одной из ведущих компаний США - Gateway 2000, тоже красуется надпись «Boston Acoustics», что в немалой степени способствовало дальнейшему стремительному росту популярности фирмы. Недаром она вот уже несколько лет занимает видное место в списке «Ten Companies to Watch» - негласном пособии для тех, кто хочет вложить свои капиталы в самые перспективные и стремительно растущие компании США.
    Два года назад основные промышленные мощности Boston Acoustics были перенесены в помещения новой фабрики в городе Пибоди, штат Массачусетс. Американская рабсила - одна из самых дорогих в мире, и поэтому производственный процесс в компании отличается высокой степенью роботизации. Сначала в Пибоди была пущена полностью автоматизированная линия по изготовлению сабвуферов, а год назад и производство твитеров тоже было передано в механические руки. Каждую смену с конвейера сходит 4,5 тыс. новеньких ВЧ-головок. Робот никогда не устает и не ошибается и позволяет поддерживать качество продукции на гарантированно высоком уровне. Строжайшему выходному контролю подвергаются все 100% динамических головок (допустимое отклонение по АЧХ, например, составляет лишь ±1 дБ). Таким жестоким отбором могут похвастаться лишь немногие фирмы - производители акустики. Известно, что некоторые конкуренты Boston Acoustics закупают головки, где подешевле, - например, в Китае, и следят за качеством лишь выборочно и по менее строгим допускам (±3 дБ). А вот на всей продукции Boston Acoustics, кроме самой доступной серии CS, стоит клеймо - «Made in USA». При ценах в $50 - 100 за коаксиал CS стоимость рабочей силы уже становится определяющим фактором, и производство таких головок компания перенесла на Тайвань. Но и там постоянно дежурят американцы - контролеры, работающие испытанным «вахтовым» методом и сменяющие друг друга каждые две недели.

    В последнее десятилетие (по данным Ассоциации производителей бытовой электроники США - CEMA) автомобильная электроника развивается наиболее быстрыми темпами, значительно опережая не только сектор Hi-Fi, но и даже Home Theatre (домашние театры). При этом под словами «Car Entertainment» уже лет 10 - 15 подразумевают не только хороший звук в салоне, но и автомобильные телевизоры, видеомагнитофоны, CD- и DVD-плейеры, навигационные системы, спутниковое FM-радио, видеоигры и даже персональные компьютеры (AutoPC). Извечное стремление молодежи хоть чем-нибудь выделиться среди сверстников привело к росту продаж в США джипов и других машин нестандартного дизайна, в том числе оснащенных мощными аудиосистемами. При этом штатные аудиосистемы, устанавливаемые на сборочных линиях заводов, тоже сумели подтянуть качество звука. Задачи, стоящие перед компаниями типа Boston Acoustics, работающими на aftermarket (рынок вторичной установки), все сложнее, и фирмам приходится исхитряться, чтобы убедить владельца машины выкинуть штатную акустику и заменить ее на более совершенную.
    Первый из козырей компании на этом рынке - безупречное качество и надежность ее акустики. Второй - это полностью самостоятельная разработка и производство всех динамических головок громкоговорителей с широким использованием американских высоких технологий (Hi-Tech). Не секрет, что многие известные конкуренты Boston Acoustics сами не выпускают динамические головки, а закупают их на стороне и уже потом приспосабливают их к своим задачам. В то же время компания из Бостона владеет более чем 20 патентами в области акустики. Самый свежий пример - полученный в марте этого года патент на систему отвода тепла RadialVent для сабвуферов семейства ProSeries 5. Современные компактные низкочастотники обязаны без каких-либо последствий рассеивать значительное количество тепла: если к.п.д. динамика составляет в среднем около 1%, то получается, что почти вся подводимая электрическая мощность (остальные 99%) превращается в тепло. А поскольку для 12,5-дюймовых моделей ProSeries рекомендуемая мощность усилителя равна 50 - 1200 Вт, то в принципе, если ничем не охлаждать сабвуфер, он немедленно разогреется, как утюг (тоже пожирающий 1 кВт), и, естественно, быстро «сдохнет». Поэтому инженеры Boston Acoustics разработали литую алюминиевую корзину оригинальной формы (в виде юбки с отверстиями, окружающей магнитную систему) и устроили двойную систему вентиляции для удаления горячего воздуха от звуковой катушки. Охлаждение работает, как насос, засасывающий холодный воздух и выбрасывающий наружу нагретый, при движении катушки.
    «Вспомните шотландских волынщиков, одетых в национальные юбки-кильты, - заявил на конференции представитель Boston Acoustics. - Им тоже необходимо охлаждение, ведь волынка - инструмент громкий». Вентиляционные каналы устроены так, что проветривается даже пространство под гофром, центрирующим звуковую катушку. Если к этому еще добавить, что каркас катушки изготовлен из каптона - особой высокотемпературной пластмассы, а гофр - из номекса - ткани, из которой в США шьют одежду для пожарных, то становится ясно, какие испытания может продолжительное время выдерживать сабвуфер из линейки ProSeries. Подвес диффузора сделан из прочного и упругого синтетического материала EPDM (Ethylene Propylene Diene Monomer - продукт совместной полимеризации этилена и пропилена). На конференции Boston Acoustics всем желающим было предложено попробовать разорвать ленту из EPDM, но она упорно сопротивлялась и вела себя в руках дюжих дилеров автотехники, как гимнастический эспандер. Сверхтолстый массивный полипропиленовый диффузор, упрочненный структурными нитями, легко выдерживал вес Лейфа Блекмона, на него вставшего.

    «Мы гоняем изделия конкурентов, пока они не сдохнут»
    Как удалось создать такую сверхстойкую конструкцию? «Очень просто, - отвечали специалисты Boston Acoustics, - мы гоняли изделия конкурентов до тех пор, пока они не выходили из строя. Затем разбирали их и анализировали, что не выдержало нагрузок, и старались усилить найденное слабое звено конструкции, применяя все известные нам материалы и технологии».
    В конструкции и материалах бостоновских сабвуферов скрыто еще множество патентованных разработок, иногда даже секретных. На фабрике в Пибоди есть особый производственный участок, доступ на который имеют только инженеры - создатели громкоговорителей и узкий круг руководства. Наиболее полно комплекс высоких технологий был реализован в линейке ProSeries, для которой конструкторы не особенно стесняли свою фантазию ценовыми ограничениями. В результате там, где в джипе у любителя мощного баса раньше стояла батарея из 3 - 4 сабвуферов других фирм, теперь - всего одна пара от Boston Acoustics, выдерживающая продолжительную эксплуатацию на предельной громкости.
    При проектировании акустики инженеры компании широко используют самые современные средства САПР: например, систему ProEngineer для трехмерного моделирования и изготовления прототипов методом стереолитографии. Луч мощного лазера слой за слоем отверждает будущую конструкцию из среды с жидким акриловым полимером. Получается достаточно прочная и твердая модель, которую можно протестировать в звуковой камере или даже сфотографировать для будущих рекламных проспектов. Литые алюминиевые корзины рассчитываются методом конечных элементов, позволяющим оптимизировать характеристики головок еще в компьютере и избежать утомительных и дорогостоящих проб и ошибок.
    Пытливая мысль специалистов Boston Acoustics не обошла вниманием и твитеры. Для своих купольных ВЧ-головок компания использовала титан, алюминий, а также тканый синтетический материал Kortec. Известно, что частотная характеристика металлического купола изобилует провалами и резонансами на определенных частотах, и эти недостатки надо как-то устранять. Обычно для этого используют электронные фильтры, однако они, устраняя одни искажения, вносят собственные - новые, иногда даже еще более неприятные на слух. Так вот, однажды инженер лаборатории Boston Acoustics потягивал в баре через соломинку виски с содовой (а может, просто «7-UP»?). Случайно он подул перпендикулярно ребру соломинки и услышал отчетливый мелодичный звук. И тотчас же у него (почти как у Ньютона, на голову которого свалилось яблоко) возникла идея: а что если использовать подобную, но точно настроенную соломинку как селективный акустический фильтр? Эта идея оказалась весьма плодотворной, и теперь в большинство твитеров Boston Acoustics встроены миниатюрные устройства AMD (Acoustic Modulation Device - акустические модуляторы), на которые получен патент США. Применение AMD позволило получить практически гладкую частотную характеристику вплоть до 25 кГц. Физически это устройство представляет собой изогнутую свирель Пана с набором трубочек-резонаторов.

    «Мощный сабвуфер греется как утюг»
    Так история совершила очередной виток спирали, вернувшись на новом уровне к давно известному духовому музыкальному инструменту, призванному устранить огрехи новейшего электронно-механического излучателя.
    Твитеры модели Neo 5t, входящие в состав самых дорогих компонентных систем ProSeries 5, имеют жесткий и легкий купол из анодированного алюминия, охлаждение ферромагнитной жидкостью и дополнительно - литой алюминиевый радиатор на тыльной стороне. Своими компактными размерами они обязаны неодимовому магниту, который легче и меньше обычного почти в 10 раз. В более доступных коаксиальных динамиках ранее широко использовались ВЧ-головки с куполом из титана, обладающие еще более высокой прочностью. Однако их музыкальные способности в последнее время перестали удовлетворять специалистов компании. Они отказались от титана в твитерах, и теперь его можно встретить только в предыдущих сериях головок. Надо сказать, что совершенного во всех отношениях материала нет. Один имеет замечательно гладкую частотную характеристику, но звучит не совсем так, как надо, другой - характеристику странноватого вида, но подкупает своим звучанием. Выбор материала для купола - это цепь компромиссов. В серии Boston Rally твитеры обрели новые купола с фирменной надписью «Kortec». Kortec - это плотно сплетенный материал из ткани типа нейлона. Он мягкий, но чрезвычайно упругий, легко восстанавливает свою форму после нажатия и обладает прекрасными демпфирующими свойствами. Благодаря этому внутренняя поверхность купола отличается высокой жесткостью, что позволяет с легкостью отслеживать ВЧ-колебания вплоть до ультразвуковых частот. А мягкая наружная поверхность устраняет нежелательные резонансы. В результате звук получается достаточно мягким, артикулированным и очень живым.
    Что же дальше предстоит испытать прототипам будущих динамиков, вышедшим из стен лаборатории? Сначала они проходят «обкатку» на группе экспертов, оценивающих их звучание в своих автомобилях. В состав этой команды входят не только слухачи, критически оценивающие качество звучания, но и специалисты с участков проектирования и производства, которые обеспечивают компании «обратную связь». Например, «слепые тесты» акустики проводятся непосредственно в салоне автомобиля - инженеры переключают сабвуфер А на сабвуфер В, а эксперт при этом, естественно, не видит, что звучит у него за спиной. Обычно в машину ставят референсный сабвуфер и сравнивают его звучание с новой моделью. Если окажется, что она звучит ничуть не лучше старой, то ее возвращают на доработку. Обычно такому специалисту, как Лейф Блекмон, хватает 30 секунд, чтобы оценить звук - если ему не хочется слушать акустику дальше, то она не заслуживает положительной оценки. Если же первые полминуты прошли нормально, то только тогда уже начинается серьезное прослушивание.
    Интересно, какая музыка является для экспертов референсной, т.е. такой, на которой, как на эталоне, выявляются все недостатки звучания? Ответ от Boston Acoustics обескураживает: «Любая».

    «Мы собьем молоко в желудках ваших коров и превратим его в домашний сыр»

    Вообще, вы должны знать, как звучат на тестируемой акустике произведения любых музыкальных жанров. Иногда приходится использовать даже домашние колонки - послушать какое-то произведение в комнате, а затем перейти в машину и попробовать добиться, нет, не такого же звучания (это практически невозможно), а сходного эмоционального воздействия. Это чрезвычайно трудно, т.к. слуховая память у человека очень короткая - с полминуты максимум.
    Для начала имеет смысл слушать как раз не эталонную музыку, а некоторую типичную, массовую - например, что-нибудь из техно, т.к. она выдает вам искусственный, «синтетический» бас, способный дать системе очень серьезную нагрузку. Особенно интересно, сможет ли система сыграть на большой громкости с таким материалом. Кроме этого, важно послушать записи женского вокала, они наиболее ярко проявляют огрехи тонального баланса и фокусировки кажущихся источников звука. Затем идет симфоническая музыка с ее чрезвычайно широким динамическим диапазоном. Специалисты Boston Acoustics с подозрением относятся к утверждениям типа: эта акустика хороша для рока, эта - для классики, а эта - для техно. Ведь люди не слушают постоянно одно и то же, их настроение меняется, и желания - тоже. Эксперты компании периодически наведываются в Бостон (логично, да?), чтобы послушать, как звучит живая акустическая гитара или знаменитый симфонический оркестр. Наконец, большинство звукозаписывающих компаний выпускают свои референсные записи на компактах: Sheffield, AudioQuest, Chesky и многие другие. Они тоже являются эталонными при оценке достоинств акустики.
    Один из важных вопросов - это выбор усилителя для бостоновской акустики. Два или три года назад на него было легко ответить: лишь немногие фирмы выпускали достойные модели. Теперь же выбор гораздо шире, и вы можете купить даже сравнительно недорогой Kenwood (всего за $130) и получить хороший звук. Почти все модели сабвуферов выпускаются в модификациях, рассчитанных не только на 4 Ом, но и на 2 Ом. Дело в том, что сейчас значительно расширился круг аппаратов, допускающих работу с низким сопротивлением нагрузки и, кроме того, появились цифровые усилители, обеспечивающие «более дешевые ватты» за счет работы в режиме класса D.
    В отличие от других фирм, активно присутствующих на всех соревнованиях по автозвуку, Boston Acoustics до недавних пор не уделяла этому важному для имиджа компании моменту должного внимания. Многие энтузиасты выступали с аудиосистемами, созданными на базе Boston Acoustics, и завоевывали почетные призы ассоциации IASCA, однако компания не участвовала в их подготовке. Полтора года назад наконец было принято принципиальное решение, и теперь Boston Acoustics формирует свою команду, с которой будет участвовать и в финальной части соревнований IASCA, проходящих ежегодно в г. Дейтон (Флорида), и на многих других важных «гонках» за автозвуком.
    «Мы собьем молоко в желудках ваших коров и превратим его в домашний сыр», - так многообещающе написано в одном из рекламных плакатов Boston Acoustics. Надо сказать, что на первых соревнованиях по автозвуку, проходивших в США, основное внимание уделялось пресловутым «гонкам децибел», в ходе которых победителем становился тот, кому удавалось создать в ограниченном пространстве автомашины наивысшее звуковое давление. «Кому это нужно, и кто это выдержит?» - невольно возникает вопрос у не знакомого с чувством соревновательного азарта обывателя. Однако и машины «Формулы-1» не предназначены для езды по улицам, - на них отрабатываются новые конструкторские решения, многие из которых впоследствии перекочевывают под капот массовых автомобилей. Заметим также, что первый период детского восторга по поводу запредельной громкости у американцев уже прошел и самым важным становится качество звука, создаваемого в машине. А для этого у Boston Acoustics есть практически все.

    Источник: журнал Автозвук, 10/1999. Николай Миловидов
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa