Тогда можно в какой-то, не слишком отдалённый, момент и на такую «пятёрку» начать смотреть с прикладным интересом. Но только у неё, как вскоре выяснится, по музыке – далеко не пять баллов.
Мультимедийная система в BMW X5 хороша всем, задумана с размахом, реализована со вкусом, всё здесь есть, короче. Кроме звука. Простецкие динамики, которые по незыблемой традиции входят в заводскую комплектацию, бывает, что-то могут при традиционной (и ведь не случайно традиционной) компоновке акустики. В BMW по другой, но тоже, видимо, долгосрочной, традиции акустика скомпонована необычным и довольно рискованным образом. Если не перепахивать интерьер сверху донизу, а это мало кто позволит, требования к акустическим компонентам существенно усложняются. Они должны быть не только качественными, но и форм-фактор иметь необычный для всех, кроме BMW. Для BMW, как раз – обычный.
Передовые производители car audio этот факт давно приняли во внимание и предложили для замены штатных динамиков BMW изделия несравнимо более высокого класса, адаптированные к посадочным местам. Но и в этом случае отвёрточной технологии недостаточно. Чтобы радость стала полной, понадобится звуковой процессор для точной настройки, понадобятся настоящие усилители и настоящий (а не тот, что включается в иные комплектации) сабвуфер. Вот тогда система приобретёт законченный вид.
Структура акустического тракта в этом проекте оказалась продиктована штатными местами под динамики: трёхполосный фронт с мидбасовыми «восьмёрками» под передними сиденьями и двухполосный тыл. Причём фронт – по схеме «2,5 полосы». Связываться с пассивными кроссоверами на низкую частоту раздела в наши дни способен только суровый и несгибаемый ортодокс, к тому же – не стеснённый пространством. А в данном случае одним из требований было «не громоздить». Поэтому в системе появился и сабвуфер-стелс, и компактные усилители класса D. Но – обо всём по порядку.
Штатное ГУ оснащено всем необходимым и даже сигнал на выходе может обеспечить достойного качества, заслуживающий дальнейшего внимания и усиления. | Есть порт USB и линейный вход. Теперь дело за малым – приделать к ним качественный звуковой тракт. |
В штатные места передней двери установили комплект Eton B-100 W, разработанный специально для BMW с креплением по типу штатных динамиков. Характерная решётка с фазовыравнивающим диском просвечивает через штатную сетку (спасибо вспышке). | А вот – загадочная картинка, такие были популярны много лет назад. «Что бы это значило?» Да это же мидбас под сиденьем, что тут непонятного? Ни с какого ракурса в собранной и исправной машине большего разглядеть нельзя. Но у нас – свои методы, потерпите. |
Вот если сиденья снять и унести прочь – тогда да. Тогда видно установленный через переходную панель Ground Zero GZMW 200NEO во всей его восьмидюймовой красе.
С тыловой акустикой вопросов не возникло – всё в штатные места, кроссовер – в дверь. Естественно, с обработкой дверной внутренности по полной программе всеми подобающими материалами.
В штатные места задней двери установили такой же комплект Eton B-100 W, как и на фронт, но без мидбасовой «восьмёрки».
Главным по басу назначили десятидюймовый сабвуфер JBL GT5-10. Головка известна скромными требованиями к объёму оформления и солидным линейным ходом диффузора, так что нехватку площади диффузора можно с успехом восполнить увеличением подводимой мощности. Место для сабвуфера нашлось в левом заднем крыле.
Для сабвуфера изготовили закрытый корпус-стелс объёмом около 20 л. Корпус тщательно вибродемпфировали… | … и заполнили звукопоглотителем. |
Лицевая панель повторяет рельеф боковины и уж точно не даёт повода усомниться в рациональном использовании объёма багажника.
Остались усилители. В смысле – наоборот, их-то пока и не хватает. Сейчас будут. Ради компактности (и экономичности, раз уж на то пошло) все усилители – класса D. Это позволило разместить их там, где классическим усилителям либо не хватило бы места, либо гарантировался бы перегрев.
Для этого, прежде чем ладить на место в левом крыле сабвуфер, обустроили там небольшой фальшпол. | Впрочем, даже небольшая площадь оказалась занята не вся, настолько компактен импульсный моноблок Art Sound XE1K. |
Усилитель-процессор установлен под сиденьем, тоже не сразу найдёшь, вновь пришлось прибегать к секретной технологии (отжать готовые снимки у мастеров студии).
SQ
Впечатление от прослушивания очень приятное. Суббас уверенный, хотя и не уходит в инфразвук. Для такого крупного салона «десятка» отыграла на удивление хорошо. Нижний, средний и верхний бас – великолепны. Я не зря утверждал (и намерен утверждать впредь), что установка НЧ динамика в трёхполосной системе под сиденье вместо двери – решение с позиций баса наилучшее, хотя обычно непростое в реализации (низкая частота раздела сразу тянет за собой массу следствий – крупнокалиберный среднечастотник, проблемы с его размещением и т. д.). А здесь сам производитель так велел – грех не воспользоваться.
Среднечастотники в совсем, казалось бы, «не кошерных» местах в районе дверной ручки сыграли на удивление удачно. Тональный баланс в этой части диапазона практически безукоризненный, да и сцена получилась ровной и по геометрии, и по звуковой плотности (слева чуть поджата – уж очень близко динамик, ничего с этим не поделаешь). К пищалкам вопросов нет. Тарелки натуральны, «воздух» в наличии. По музыке – пять.
RTA
Нижний и средний бас на АЧХ, действительно, слились воедино, решив на 160 Гц сложить свои полномочия. Нижний бас (как уже доложил слух) – аккуратный, без сюрпризов. А вот всё от верхнего баса и до конца частотной оси – просто эталон какой-то. Видимый на этом фоне спад на 20 кГц – закономерный атрибут мягких куполов, на слух он как спад не воспринимается, такое звучание не теряет «воздуха», не приобретая при этом жёсткости и «колючести».
Тип системы: мультимедиа
Структура: трёхполосный фронт + двухполосный тыл + сабвуфер
Источник: ОЕМ
Усилители: Audison AP8.9bit, Art Sound XE1K
Акустика фронтальная: Eton B-100 W, Ground Zero GZMW 200NEO
Акустика тыловая: Eton B-100 W
Сабвуфер: JBL GT5-10
Студия: Auto-HiFi. Руководитель проекта: Александр Брыксин
Источник: журнал Автозвук, 12/2015. Автор: Анатолий Шихатов