Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Сабвуфер Powerbass 3XL-122D. Хозяин равнин

    Знаменитую ковбойскую шляпу Стетсон придумал на самом деле не ковбой, а золотоискатель. Звали его, правда, действительно Стетсон.
    И назвал он её сначала не своим именем, а специально к этому случаю придуманным: «Хозяин равнин». Всемирно известный бизнес начался, когда Джон Стетсон уступил просьбе проезжавшего мимо его лагеря ковбоя (теперь уже – ковбоя) и продал ему первый прототип за пять долларов золотым песком.
    Вскоре после начала массового производстве Стетсонов возникла классификация шляп по качеству, она существует (как и фирма) и поныне. Качество Стетсона обозначается «иксами». На самых простых «иксов» не ставят, появление первого же означает, что часть шерсти, из которой сделан фетр из которого сделана шляпа, в прошлом принадлежала бобру. Остальное – кролику. Бобра ловить сложнее, но почётнее, спасаешь дерево… 2X – больше бобра, меньше кролика, 3X – и так далее. Мне кто-то рассказывал про выставленную в застеклённой витрине магазина ковбойского антуража в Колорадо шляпу 33X, с ценником, более подходящим подержанному автомобилю в хорошем состоянии.
    Когда будет про обещанный сабвуфер? Да вот прямо сейчас и будет, с этого места и до самого конца. Американская (даже можно сказать – калифорнийская, это – к западу от равнин, через Скалистые горы) фирма PowerBass взяла на вооружение стетсоновскую классификацию для своих эспиэльных сабвуферов. Именно её, потому что L, XL, XXL – это жизненный путь обжоры и относится к размеру, а X, 2X, 3X – карьерный рост ковбоя и означает качество.
    Накручивая «иксы» на сабвуферы серии PowerBass Xtreme, производители имели в виду прежде всего допустимую мощность и живучесть. Заявляемые показатели мощности они нанесли не только на бумагу мануала (бумага-то терпит многое), но и на магнитопровод динамика при его отливке. А на бумаге пояснили, что когда они пишут 850 Вт RMS, они имеют в виду действительно долговременную мощность, а отлитое в магнитомягкой стали 1700 W MAX – это не момент гибели сабвуфера, а допустимая кратковременная мощность, за которую они отвечают как минимум стоимостью литейной формы.
    Разработчики, или же люди, которым разработчики это поручили, вообще не скупятся на разъяснения. С некоторыми трудно не согласиться, с другими согласиться как раз нелегко, это они навели на мысль про привлечённых мастеров пера. Так, например, в материалах фирмы указывается, что 3XL – это «сабвуферы класса D». Что это означает? А вот что, практически – по тексту: «Усилители класса D нагревают звуковую катушку в 2-3 раза быстрее и в 2-3 раза горячее, чем традиционные усилители класса АВ, а потому…».
    Инженеры схемотехники по поводу этого утверждения могут развернуть дискуссию, но я бы советовал не спешить тратить на неё время. Для нас гораздо важнее не спорное «почему», а очевидное уже при первом знакомстве с 3XL «потому». Здесь действительно сделано всё для повышения прочности и живучести конструкции. Вот смотрите…

    3XL-122D анфас. Диффузор из непрессованной (а потому «жатой») целлюлозы очень, надо отметить, внушительной толщины и жёсткости и пластиковый центральный колпак, которому глубокий рельеф проштампованного декора придаёт жёсткость ещё более высокую. Обращает на себя внимание отсутствие в привычной форме крепёжных отверстий (четыре винта – это явно про другое), к этому мы потом приглядимся поближе. Габаритный диаметр 313 мм, диаметр посадочного отверстия – 280.

    Тот же 3XL-122D в профиль. Мощная рама – механически обработанная алюминиевая отливка, составлена из тех же стетсоновских «иксов», что в данном случае – вовсе не для декора (хотя красиво, что говорить): треугольные структурные элементы, сходящиеся на платформе увеличенной до диаметра 215 мм центрирующей шайбы. В центре шайбы – звуковая катушка диаметром 75 мм. Магнит тоже внушает: диаметр 185 мм, высота – 50. Посадочная глубина динамика – 183 мм. Справа и слева видны узлы подвода проводов

    Гофр из многослойного вспененного полимера имеет увеличенную по сравнению с шириной высоту, это позволяет сохранить полезную площадь диффузора не в ущерб его линейному ходу
    Одна из двух контактных колодок, соединённая с одной (тоже из двух) 2-омных секций звуковой катушки. Собственно контактных гнёзд по два на каждый вывод катушки, для большей гибкости при установке и коммутации
    Просвет между магнитной системой и платформой центрирующей шайбы забран сеткой. Это – часть системы вентиляции звуковой катушки
    Основной же узел вентиляции – отверстие в центральном керне и заднем магнитопроводе диаметром 35 мм, тоже забранное сеткой, от греха. Здесь же видны «отлитые в граните» гарантии тепловой прочности
    Вот теперь дошла очередь до крепежа. Фланец после установки динамика закрывается кольцом (проточенное с наружной стороны алюминиевое литьё под давлением). Крепёжных отверстий восемь, под болты М6, мало не будет. Кольцо же выполняет функции не столько декора, сколько дополнительного крепления гофра к фланцу, прижимая его по периферии. Что, если решено будет устанавливать динамик корзиной наружу (он того стоит)? Кольцо можно установить и со стороны корзины, мы проверили

    В приданое к динамику даётся самоклеящееся уплотнительное кольцо, ключи-шестигранники и красивые наклеечки, одна – на стекло изнутри. Чтобы народ знал, кому кланяться…

    Однако пора нам уже вдохнуть жизнь в «три икса».

    Как всегда, основа жизни – параметры Тиля-Смолла.

    Параметр
    Заявка
    Факт
    Fs, Гц 32,5 31,0
    Vas, л 34 27,1
    Qms 5,39 5,68
    Qes 0,33 0,325
    Qts 0,31 0,307
    Масса подвижной системы, г 283 314
    Силовой фактор, Тл м 27,6 29,3
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 91* 83,1
    Производители привели все цифры самым похвальным образом. Похвальным не только по количеству, но и по качеству: по большинству величин совпадение с результатами наших измерений – в пределах естественного разброса и отмазки-дисклеймера в документации: «В связи с постоянным совершенствованием характеристики могут изменяться без предупреждения». Единственное исключение – чувствительность, она приведена просто как «91 dB», без мощности и расстояния, поэтому может означать всё, что угодно.
    Зато получила инструментальное подтверждение очень тяжёлая подвижная система, для наглядности – возьмите банку Кока-Колы (можно диетической), отпейте глоток, а оставшимся в банке попробуйте трясти в воздухе с частотой, скажем, 40 Гц и амплитудой 10 – 15 мм. Попробовали? Облились? Неудивительно, у вас же нет такого ураганного силового фактора, как у 3XL. Резонансная частота при этом не оказалась «на полу», поскольку подвес (как нетрудно судить по величине Vas) жёсткий.
    Мощность привода обусловила низкое значение электрический и, как следствие – полной добротности. Некогда фигурировавший у нас параметр EBP (Fs/Qes) у этого динамика переваливает за 100, то есть – глубоко в «фазоинверторную» область. Поэтому мы даже не особенно удивились, прочтя в описании рекомендацию изготовителя: «PowerBass НЕ рекомендует применение сабвуферов класса D серии 3XL в закрытых корпусах!» Вот так, с восклицательным знаком. Что рекомендуют? Фазоинвертор объёмом 71 л с настройкой на 33 Гц. И размеры щелевого порта приводят: 320 х 70, глубина 620 мм. И призывают: если есть сабсоник, натсроить его на… 31 Гц. Вот что получится в таком оформлении:

    Собственно, это и должно было получиться, по всей науке. И именно этого и хотели разработчики оформления для эспиэльного и экстремального сабвуфера. Если это – ваше, то оно уже ваше, по измеренным параметрам получается то же самое
    Мы попытались привести АЧХ к виду, более для нас привычному. В ЗЯ, действительно, «Хозяин равнин» чувствует себя не совсем уютно, зато объём, посмотрите, какой. Это – однозначно монтаж «горшком» наружу, что, как уже говорилось, инсталляцию только украсит. ФИ получается вроде как неплох по АЧХ и столь же ошеломительно компактен, но в этом-то и проблема, для настройки такого объёма на такую частоту понадобится порт длиной в метры. Занесём пока в актив вариант с миниатюрным ЗЯ.
    И тут мы вспомнили некие давние опыты с двухобмоточными сабвуферами. В конце будет ссылка, пока – вкратце: если из двух секций звуковой катушки включить только одну, два из параметров, влияющих на требования к акустическому оформлению (Fs и Vas) останутся неизменными, а третий – изменится. Электрическая добротность при таком включении окажется вдвое выше, полная – выше почти вдвое. Попробуем?

    Импеданс, Ом
    Параметр
    2+2
    2
    Fs, Гц 31,0 31,0
    Vas, л 27,1 27,1
    Qms 5,68 5,68
    Qes 0,325 0,650
    Qts 0,307 0,583
    Как вам такое? В одинаковом (и невеликом) объёме 20 л получается очень даже замечательная АЧХ в ЗЯ, ровная, но с усилением, и не менее замечательная – в ФИ. Здесь тоже обустроить порт будет непросто, но, при некоторой изобретательности – хотя бы реально.


    Возникает вопрос (и мы на него не раз отвечали): а как такое включение скажется на допустимой мощности? Короткий ответ – почти никак. Развёрнутый – по уже упомянутым ссылкам в конце. Так что есть вариант и для SQ. остаётся только выяснить, как у 3XL обстоят дела с нелинейностми. Это мы в два счёта…


    Очень, как оказалось неплохо обстоят дела. КНИ выходит за 5-процентный порог ниже 40 Гц, во всём рабочем диапазоне третьей гармоники мало, лишь около 45 Гц второй и третьей примерно поровну. Абсолютный уровень нелинейностей в полосе 40 – 80 Гц составляет в среднем 2 – 3 %, это не рекорд мира, но криминала тоже никакого нет.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Выдающееся, надо заметить, и нестандартное произведение сабвуферного искусства. Цели, которые сами себе поставили разработчики, достигнуты самым изящным и грамотным образом, для своего изначального предназначения – создавать высокий уровень звукового давления, не боясь высоких уровне подведенной мощности, сабвуфер приспособлен идеально. Однако, как выяснилось, проявив креативный подход, его можно с успехом применять и в системах, ориентированных на качество звучания, что при этом отрадно – без всякого ущерба для эспиэльного потенциала. Конструкция и качество исполнения – одни из лучших встречавшихся нам в последнее время. Все заявленные характеристики, проверить которые в наших силах, подтвердились с завидной точностью, что свидетельствует о высокой квалификации и разработчиков, и изготовителей.
    Сколько-нибудь существенных недочётов или огрехов нам обнаружить не удалось. Глаз у нас намётанный, так что остаётся заключить, что их и нет…

    Цена вопроса: 13000 руб.

    Источник: журнал Автозвук, 01/2015. Николай Нестеров
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa