Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Выбор предназначения. Тест динамиков Audison серии Prima: Audison AP 2, AP 4, AP 6.5 и AP 8

    Этот тест я задумал уже относительно давно, когда Elettromedia только начали наращивать модельный ряд акустики Prima. Основная задача этой серии – качественный апгрейд штатных систем или просто инсталляции в умеренном бюджете. Несмотря на столь "приземлённое" предназначение, проектировались динамики ни разу не по остаточному принципу, в чём мне довелось убедиться лично во время поездки в Elettromedia. Да и нынешний тест выявил немало интересных особенностей.
    Серия Prima за пять лет своего существования (официально она появилась в 2014 году) стала самой многочисленной за всю историю Audison. Сейчас в ней есть почти всё для создания полноценной аудиосистемы в автомобиле. Разве что кроме ГУ и некоторых кабелей. Даже если взять отдельно акустику, вариантов оказывается слишком много.
    Решение подсказало само построение модельного ряда. Было решено взять несколько базовых динамиков самых ходовых размеров и изучить их возможности. Они не только продаются отдельно, но и входят в состав готовых акустических систем, так что результаты получаются применимы, по сути, ко всей линейке.

    Что было выбрано на тест и почему

    Итак, на детальное изучение в лабораторию попали следующие модели:

    Audison AP 8 – 8-дюймовый НЧ/СЧ динамик (10200 руб. за пару)
    Audison AP 6.5 2 Ohm – 6.5-дюймовый НЧ/СЧ динамик (10900 руб за 4 штуки)
    Audison AP 4 – 4-дюймовый НЧ/СЧ динамик (5300 руб. за пару)
    Audison AP 2 – 2-дюймовый СЧ/ВЧ динамик (7900 руб. за пару)


    Я не ошибся – 6.5-дюймовые динамики в 2-омном исполнении продаются в "паках" по 4 штуки, в то время как 4-омные – в привычных коробках по 2 штуки. Видимо, расчёт на то, что 2-омные с большой вероятностью будут использоваться для апгрейда штаток, а там одной парой обычно не обходится. Немного спорно, но у итальянцев на этот счёт свои "тараканы".
    Твитеры AP 1 было решено не включать в этот список. Они близки по своим возможностям к высокочастотникам Hertz C 26 из серии Cento, а их я изучал вот только недавно. Овальные динамики – отдельная история, их выбирают в основном по принципу "подходят без переделок", и тут обычно не до аудиофильских экзерсисов. Впрочем, все принципы серии Prima в них тоже сохранены.
    Большой интерес вызывала 8-дюймовая модель Audison AP 8. Она не относится к моделям Plug-n-Play, но можно использовать нехитрые переходные кольца и использовать её в штатных местах этого калибра. На рынке не так много 8-дюймовых моделей с малой посадочной глубиной. Словом, получается заманчиво и для кастомных инсталляций, и для штаток, посмотрим.

    К слову, это единственные НЧ/СЧ динамики, которые поставляются с защитными грилями. Все остальные – без оных. Но это и понятно, для штатных мест грили не нужны, а для 8-дюймовых динамиков вероятность использования в кастом-инсталляциях выше.


    Модель AP 6.5 существует в двух версиях – 4-омная и 2-омная. На мой взгляд, 2-омная имеет более широкое применение – её и вместо штатных можно использовать, и в кастомных системах позволяет выжать из усилителя чуть больше мощности. Поэтому на тест была взята именно эта модификация.

    4-дюймовые Audison AP 4 были включены в тест по одной важной причине – этот калибр заманчив для использования в том числе и в качестве "низкоиграющих" серединок (к примеру, совместно с теми же Audison AP 8). Так что будем смотреть и их тоже.

    А ещё я с особым нетерпением ждал появления 2-дюймовых широкополосников, способных, судя по описанию, работать в диапазоне аж от 150 Гц и до 20 кГц. Создавались они в основном под штатные места такого калибра (такие любят, например, в Toyota или Lexus), но на деле область их применения много шире – кастомных систем на широкополосниках сегодня встречается всё больше. Да и, чего уж там, был и сугубо личный интерес изучить их поближе.

    В общем, поехали. Для начала совсем немного конструктивных особенностей, ну а дальше с головой окунусь в измерения и изучение особенностей каждого из динамиков.

    Некоторые конструктивные особенности

    Замечу, что все модели имеют крайне небольшую монтажную глубину. Корзины – вроде бы и простые стальные, но за счёт сложной штамповки достаточно жёсткие.


    Диффузоры – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны. Форма колпачков – намёк на фирменную геометрию V-Cone. Верхние подвесы – с треугольным трёхволновым профилем, такие дают хорошую линейность хода и к тому же дополнительно минимизируют общую высоту динамиков. Только не надо, пожалуйста, сравнивать с "эстрадой", здесь подвесы не из пропитанной тряпочки сделаны, а из полиуретанового состава, и допускают достаточный ход.

    2-дюймовые широкополосники Audison AP 2 построены совсем иначе, нежели остальные динамики Prima – неодимовый магнит, лёгкий алюминиевый диффузор, звуковая катушка на лёгком каркасе. Намотка выходит за пределы магнитного зазора почти как у "взрослого" динамика, описание обещает линейный ход аж по 2,5 мм в каждую сторону.


    Где-то я уже видел попытку сделать 2-дюймовый динамик с увеличенным запасом хода... Но не спешите делать выводы, у Audison AP 2 не так много общего с Morel CCWR 254, на измерениях сами это увидите. Да и на слух они тоже разные – у каждого при проектировании были свои приоритеты.
    Для интереса – картинка из презентации Audison. При внешнем сходстве с некоторыми другими широкополосниками, внутренняя геометрия отличается от большинства из них. Кстати, внешняя часть мотора – не защитно-декоративный колпачок, а непосредственно сам магнитопровод.


    В комплекте к AP 2 обнаружилась пара конденсаторов – простые "неполяры" номиналом 82 мкФ. При последовательном включении с динамиком получается фильтр первого порядка. Для поканальных систем они не особо нужны, но при апгрейде штаток могут пригодиться.


    Теперь к самому интересному. Постараюсь резюмировать результаты измерений и прослушиваний как можно короче и только по делу.

    Audison AP 8

    Динамики имеют невысокую резонансную частоту, но масса подвижки при этом умеренная – у иных 6,5-дюймовых головок встречается выше. Подвесы – мягкие, моторы – сильные. Как следствие, опорная чувствительность (если по-простому – без учёта неравномерностей АЧХ) достаточно высокая. По крайней мере, для нормальных мидбасовых, а не эстрадных динамиков.
    Попытку сделать большой диффузор с малой высотой, при этом не утяжеляя его, можно признать удачной. Внутри конуса хоть и гуляют механические напряжения, которые пытаются его ломать, но неравномерность АЧХ в конечном итоге уложилась в коридор шириной всего 5 дБ.
    Естественный спад АЧХ начинается от 2 кГц, так что при стыковке с ВЧ можно использовать фильтры не выше второго порядка или же обходиться совсем без фильтров. Твитеры в этом случае должны принимать эстафету от AP 8 где-то начиная с 3-4 кГц.
    Формально AP 8 неплохо забираются вниз, но тут нужно помнить, что это мидбасовые динамики, а не сабвуферы (ход диффузора по 3,3 мм в каждую сторону), и для "валилова басухи" они не подходят. Зато при подрезке снизу на 60-70 Гц (для определённости 12 дБ/октава) можно получить уверенный средний и верхний бас и беспроблемную стыковку практически с любым сабвуфером.


    Измеренные параметры Audison AP 8:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 53 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 28 л
    • Qms (механическая добротность) – 6,98
    • Qes (электрическая добротность) – 0, 68
    • Qts (полная добротность) – 0,62
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,8 дБ


    Audison AP 6.5 2 Ohm

    Динамики заявлены как 2-омные, но параметр Re (сопротивление постоянному току) получился 2,1 Ом, да и импедансная кривая нигде не проваливается ниже 2-омной отметки. Всё это имеет очевидный плюс – такие динамики могут форсировать усилитель по мощности, но чрезмерной нагрузкой для него не станут. Короче говоря, с ними можно поднять запас громкости, не жертвуя чистотой звука.
    Теперь о параметрах. Формально резонансная частота не самая низкая, но упрекать динамики в отсутствии баса я бы не стал – удар и рельеф басовых инструментов AP 6 отрабатывают отлично. Стыковать с каким-нибудь 10-дюймовым сабвуфером можно без проблем, благо, в серии Prima есть подходящие претенденты. Резать снизу лучше в районе 70-80 Гц.
    Относительно невысокий параметр Vas (эквивалентный объём) делает AP 6.5 малочувствительным к внутренним объёмам дверей. Иными словами, звучание не будет сильно зависеть от того, большая дверь или маленькая.
    Подвижные системы по меркам 6,5-дюймового калибра лёгкие, параметр Mms – всего 11 грамм. Глядя на другие параметры, предположил, что от AP 6.5 можно ожидать неплохой работы не только на повышенной, но и на умеренной громкости. Прослушивание подтвердило – при уменьшении громкости динамики не грубеют и довольно легко справляются с тонкими музыкальными нюансами.
    Звучание тонально сбалансированное, динамик хорошо работает вплоть до 3-3,5 кГц. И снова при стыковке с твитером в двухполоске можно обойтись простыми фильтрами не выше 12 дБ/октава.


    Измеренные параметры Audison AP 6.5 2 Ohm:

    • Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 8 л
    • Qms (механическая добротность) – 6,34
    • Qes (электрическая добротность) – 0, 80
    • Qts (полная добротность) – 0,71
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,7 Тл м
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,1 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,4 дБ


    Audison AP 4

    В описании фигурирует слово woofers. Действительно, при резонансной частоте порядка сотни герц и добротности чуть выше баттервортовской динамики неплохо себя чувствуют на верхнем басе. Правда, без фанатизма по громкости – линейный ход peak-to-peak составляет 3,6 мм. Так что AP 4 можно рассматривать, скорее, как среднечастотники с расширенным вниз частотным диапазоном.
    Собственно, они и вверх пытаются забраться. По крайней мере, относительно 6,5-дюймовой и тем более 8-дюймовой моделей они играют выше. Сдержанность в широкой частотной области возле 1 кГц с последующим небольшим подъёмом около 2 кГц субъективно воспринимается как лёгкий акцент на голосовом диапазоне, но, что важно, без крикливости. Эдакое лёгкое эмоциональное приукрашивание вокала.
    С разворотом динамиков эта эмоциональность в целом сохраняется, но тонально звучание становится более правильным. Собственно, в большинстве случаев динамики будут расположены именно так, и очень похоже, что AP 4 проектировались с учётом такой направленности.
    При настройке снова можно использовать фильтры с невысокой крутизной. А можно и вовсе оставить AP 4 работать в полную полосу, твитеры при этом к нему "пристыкуются" с настройкой ФВЧ в районе 5-8 кГц.


    Измеренные параметры Audison AP 4:

    • Fs (собственная резонансная частота) – 104 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 2,1 л
    • Qms (механическая добротность) – 5,89
    • Qes (электрическая добротность) – 0, 91
    • Qts (полная добротность) – 0,79
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 5,1 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,4 Тл м
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,1 дБ


    Audison AP 2

    Вот и до самого интересного добрался. В ближайших конкурентах AP 2 видятся Morel CCWR 254 и Ground Zero GZUF 60SQX. Как и Morel, они достаточно уверенно работают на нижнем краю своего диапазона – заявленный линейный ход по 2,5 мм в каждую сторону даёт в этом смысле хороший запас. Да, громко 2-дюймовый калибр басить не умеет, но при крайней необходимости стык с мидбасовым динамиком можно опустить до 350-400 Гц, т. е. как для хорошего среднечастотника 3-дюймового калибра.
    Правда, в отличие от того же Morel, на верхних частотах эти динамики работают куда как веселее. В этом смысле они как раз ближе к Ground Zero GZUF 60SQX. Да и в целом характер звучания AP 2 ближе именно к GZ. Подъём АЧХ в области 7-12 кГц придаёт звучанию лёгкий ненапрягающий окрас на ВЧ. В реальной инсталляции включится фактор отражения от стекла, поэтому эта особенность либо нивелируется, либо потребует очень небольшой эквализации – в каждом случае индивидуально. В целом "широкополосный" потенциал у динамика хороший.
    Единственное существенное замечание – AP 2 не любят тесных объёмов. При сильной необходимости их, конечно, можно зажать, но лучше, если с обратной стороны динамики будут "дышать" относительно свободно.


    Измеренные параметры Audison AP 2:

    • Fs (собственная резонансная частота) – 171 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 0,25 л
    • Qms (механическая добротность) – 4,53
    • Qes (электрическая добротность) – 0, 72
    • Qts (полная добротность) – 0,62
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,6 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,9 Тл м
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,5 дБ


    Выводы

    С одной стороны, своё главное предназначение динамики Prima выполняют – они хорошо адаптированы под замену штатных "говорителей". Все они имеют небольшие посадочные размеры, к тому же вливать в них дурную мощность с такой чувствительностью не требуется. С другой стороны, их можно с успехом использовать и в кастом-инсталляциях, соотношение цена/качество на редкость приятное.
    Пару слов о конструктиве. Инженерам Elettromedia пришлось решать очень непростую задачу – нужно было сделать диффузоры с малой высотой конуса лёгкими и одновременно жёсткими. Идеала в этом смысле достичь физически невозможно, но компромиссы найдены удачно – зоны неравномерностей АЧХ и фазы удалось увести так, что они не лишают звучание музыкальности и комфорта при прослушивании.
    Магнитные системы и подвесы – тоже не ковыряя в носу сделаны. Обратите внимание на графики искажений – их уровень непривычно низкий. Линейность хода в отведённых пределах гораздо лучше, чем у большинства динамиков в соответствующих калибрах. Причём даже заметно более дорогих.
    К слову, о ходах диффузора. Ещё раз напомню – AP 8 и AP 6.5 – это именно вуферы, а не сабвуферы. Они очень чётко, уверенно и разборчиво отрабатывают мидбасовый диапазон, но задачу залезть в басовые глубины лучше оставить сабвуферу.

    В целом результаты детального изучения Audison Prima видятся следующим образом:

    Audison AP 8 – отлично покажут себя в 3-полосных системах, но можно использовать и в двухполосках, если подобрать твитер, способный уверенно работать при настройке ФВЧ хотя бы на 3,5-4 кГц. Снизу легко стыкуются с любыми сабвуферами.

    Audison AP 6.4 2 Ohm – самые универсальные НЧ/СЧ динамики. Снизу хорошо стыкуются с 10-дюймовыми или лёгкими 12-дюймовыми сабвуферами. Сверху позволяют стыковать практически с любыми твитерами, способными работать при настройке ФВЧ на 4-5 кГц.

    Audison AP 4 – среднечастотники с расширенным вниз частотным диапазоном. Хороши, когда нужно охватить одним излучателем весь тонально значимый диапазон – от 120-150 Гц до 5-6 кГц. Оптимальное расположение – под углом к слушателю.

    Audison AP 2 – отличные бюджетные "ширики". Хорошо работают при настройке ФВЧ на 350-400 Гц и без проблем добираются по частоте до самого верха. На ВЧ работают веселее, чем Morel CCWR 254 и SO Audio SO55neo. По характеру звуковой подачи ближе к Ground Zero GZUF 60SQX.

    https://carmus.ru/content/373
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Audison Prima AP 4
    Audison Prima AP 4
    Audison Prima AP 8
    Audison Prima AP 8
    Audison Prima AP 6.5 2Om
    Audison Prima AP 6.5 2Om
    Audison Prima AP 2
    Audison Prima AP 2
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa