Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Усилитель года: точность во всем. Четырёхканальный усилитель Ground Zero GZPA 4SQ

    «На первый взгляд он может показаться обыкновенным четырёхканальным усилителем, но даже короткое ознакомительное прослушивание убеждает, что Ground Zero GZPA 4SQ способен на многое. Его главная особенность – «ламповое» звучание, характер которого пользователь может настроить самостоятельно, регулируя режим работы от класса AB до класса A.»


    Предыдущий абзац взят в кавычки неспроста – это цитата. Цитата (в переводе, естественно) из официального описания усилителя на сайте EISA – всемирной ассоциации экспертов фото, аудио и видео, присуждающих престижную премию «Продукт года» в различных номинациях. Наше издание – член EISA с 2002 года, и ваш покорный слуга тоже приложил руку к присуждению этому усилителю премии «Автомобильный усилитель 2018-2019». Поэтому кому о нём писать, как не мне?


    Усилитель входит в серию соревновательного уровня PLUTONIUM, но выделяется и в ней. SQ – это Sound Quality, качество звучания, и это прежде всего точность в передаче музыкального материала

    В серию входит также двухканальный усилитель такой же конструкции GZPA 2SQ и многообещающий сабвуфер GZPW 10SQ, но о них как-нибудь в другой раз.
    Усилитель с первого же взгляда производит очень солидное впечатление – как, впрочем, и положено творению «сумрачного германского гения». В дизайне использовано выигрышное сочетание цветов – серебристый и чёрный. Серебро, как известно, отлично смотрится на бархате, чёрная алькантара тоже будет уместна.
    Корпус составлен из отдельных деталей – радиатор с развитыми рёбрами во всю длину корпуса из алюминиевого профиля, мощные боковые панели из цельного алюминия, днище из стального листа. Логотип GROUND ZERO на верхней панели при включении сияет жемчужно-белым светом. Впрочем, подсветку можно и отключить – для этого придётся снять декоративное обрамление и убрать джампер. Но я бы этого делать не стал – и красиво, и не слишком ярко.
    Подобная компоновка де-факто стала стандартом для усилителей высокого класса. Раньше её называли итальянской, но сейчас стоит подумать над другим названием. Скажем, «поперечная» – как антипод «продольной» компоновки с торцевым размещением разъёмов и органов управления на противоположных сторонах корпуса. Здесь все подключения расположены на одной стороне, что упрощает монтаж, органы настройки – там же, всё логично и не вызывает вопросов. Габариты усилителя 420 х 222 х 60,5 мм.


    Панель визуально делится на три зоны: фронтальные каналы, тыловые каналы, индикация и питание. Все разъёмы, от входных RCA до колодок питания и акустики – с серебряным покрытием, не зря я серебро упоминал…


    Управление фронтальной пары каналов. В тыловых органы управления расположены зеркально, учтите при работе «вслепую». Регулировка уровня, настройка фильтров НЧ и ВЧ, и самая изюминка: регулировка смещения выходных транзисторов, позволяющая выбирать режим работы выходного каскада – от экономичного класса AB до аудиофильского A

    Каждый из четырёх каналов усилителя может похвастаться двумя парами выходных MOSFET транзисторов – это не только «короткий» спектр искажений и «тёплое ламповое» звучание, но и высокая стойкость к перегреву. В отличие от биполярных транзисторов ток покоя полевых при нагреве даже снижается, и специальные схемы термостабилизации не нужны. И открываются широкие возможности выбора режима выходного каскада, с удобной и плавной регулировкой.
    Въедливый читатель (а таких у нас чуть менее, чем каждый) может возразить, что в «настоящем» классе A ток покоя выходного каскада исчисляется многими амперами, и в автомобиле с этим ловить нечего, никаких аккумуляторов не хватит. Конечно, здесь применён экономичный вариант класса A – повышенный до разумных пределов ток покоя. По сути, усилитель работает в режиме A до мощности в несколько ватт, самых критичных для качества звучания, а при дальнейшем её росте переходит в режим AB. Но результат практически тот же, увидите в разделе «Измерения».


    Скромное обаяние электроники…

    Топология усилителя тщательно продумана. Выходные транзисторы расположены с обратной стороны платы и прижаты к радиатору винтами. В конструкции применены передовые технологии и высококачественные компоненты: в цепях питания установлены японские оксидные конденсаторы Nichicon с низким внутренним сопротивлением, а для питания каждой пары каналов использован экранированный силовой трансформатор. Это обеспечивает усилителю высокую выходную мощность и потрясающую динамику.


    В каскадах предварительного усиления и кроссовера использованы аудиофильские операционные усилители Burr-Brown OPA2134PA, в менее критичных каскадах NE5532. Все ОУ установлены на колодках, раздолье любителям твика – можно пробовать другие варианты. Конденсаторы в цепи сигнала – высококачественные плёночные MCAP-MKP с малыми потерями, произведённые в Германии


    ИЗМЕРЕНИЯ

    Начнём с кроссовера. Эта секция выполнена по классическим канонам – отключаемые плавно перестраиваемые фильтры НЧ и ВЧ второго порядка с широким диапазоном регулировки, разбитым для удобства на два поддиапазона. Поддиапазоны регулировки ФНЧ и ФВЧ одинаковые, 20 — 400 Гц и 200 — 4000 Гц (с множителем «х10»). То, что они перекрываются, а не выполнены «встык», повышает удобство настройки в критичной области 200 — 400 Гц. Хорошо и то, что в режиме обхода каскады кроссовера полностью исключены из тракта и никакого воздействия на сигнал не оказывают, путь сигнала становится максимально коротким.


    Фильтр НЧ перестраивается даже чуть шире заявки – верхняя граница составляет 4,7 кГц


    Диапазон перестройки ФВЧ отлично согласуется с ФНЧ, его можно использовать как subsonic


    При одновременном использовании ФНЧ и ФВЧ получается полосовой фильтр. Зависимость полосы пропускания от сопротивления нагрузки не прослеживается. АЧХ соответствует заявке: завал на границах совершенно не заметен

    И на закуску – самое интересное. Результатам измерения выходной мощности и искажений в этот раз отведено немало места – усилитель с возможностью выбора режима работы выходного каскада в нашем тесте впервые, и грех не воспользоваться возможностью «разложить всё по полочкам».
    Мощность усилителя в «наградном листе» EISA, оформленном летом 2018 года, несколько ниже, чем в сопроводительной документации. Результаты расхождения данных о выходной мощности любезно прокомментировал Элмар Мишелс (Elmar Michels), главный редактор журнала Gar&Hi-Hi (Германия) – ему принадлежало право «первой ночи» с этим усилителем. Всё оказалось просто: по ряду соображений стартовая серия усилителей была выполнена «с недобором» по мощности. Из сравнения видно, что за прошедшее время параметры усилителя улучшились не только в части мощности.

    EISA report
    Заявка
    Факт
    Максимальная мощность (4/2/1 Ом при КНИ 1%), Вт 4х110 / 4х190 / — 4х125 / 4х225 / 4х350 4х130 / 4х225 / —
    Максимальная мощность в мостовом включении (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт 2×370 / 2×630 2х450 / 2х700 -
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом) <0,01% <0,01% 0,004% / 0,004% (A)
    0,01% / 0,015% (AB)
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом) 0,0035% (A)
    0,012% (AB)
    Диапазон входной чувствительности, В 1—6 1—6 1—6
    В документации не раскрыты условия измерения нелинейных искажений – судя по результатам, они проводились на средней мощности, где «переключательные» искажения выходного каскада проявляются слабо. Мы этот пробел восполнили и провели измерения для двух крайних случаев – при максимальном и минимальном смещении выходного каскада и во всём диапазоне мощностей. Переход от режима AB к режиму A снижает искажения в несколько раз – а на «первом ватте» так и вовсе на порядок (ну, почти на порядок). Это хорошо видно на приводимых далее графиках зависимости искажений от выходной мощности.
    Максимальная мощность, кстати, не зависит от режима работы. А потребляемая – наоборот, зависит. Перевод в режим A одной пары каналов увеличивает ток потребления усилителя примерно на 0,5 А, всех каналов – уже на целый ампер. Причём ток потребления растёт независимо от наличия сигнала, и в режиме A усилитель заметно теплеет – как и звучание.

    В режиме AB мы видим характерную «галку» искажений, которая в режиме A превращается в трогательную горизонталь: «сто-сто-сто, где будем делать талию?». В смысле – при мощности до 100 Вт искажения остаются на одном и том же ничтожно малом уровне 0,003 — 0,004%

    Главное в искажениях – не количество, а «национальный состав». «Вкусная» вторая и «невкусная» седьмая гармоники воспринимаются совершенно по-разному, даже если седьмой в разы меньше. График демонстрирует нам лишь среднеквадратичную сумму гармоник, а «каких и почём» мы узнаем из спектров сигнала, снятых при трёх значениях мощности – 0,25, 1 и 10 Вт. При более высокой мощности различия становятся несущественными, при меньшей – растёт погрешность спектроанализатора.


    Спектры искажений синусоидального тестового сигнала 1031 Гц. На микромощности уровни второй и третьей гармоник практически одинаковы для обоих режимов работы, но гармоники высоких порядков есть только в режиме AB. С ростом мощности разница становится более заметной для всех гармоник, но частокол высших гармоник режима AB растёт и ширится с особой силой…

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Звучание усилителя оказалось приятным во всё диапазоне мощностей – от малой до большой. Нейтральным его не назовешь, скорее – «чуть тёплое». В режиме AB средние частоты ровные, без окраски. Басовый регистр мощный и наполненный, запас мощности обеспечивает отличную макродинамику. Высокие частоты аккуратные, без нарочитости. Микродинамика в режиме AB слегка упрощена, но на передаче глубины и объёма это не сказывается. Одним словом – немецкая точность и аккуратность.
    В режиме A звучание заметно теплеет, становится прозрачным, истаивающие в пространстве послезвучия оставляют незабываемое впечатление. Это звучание можно охарактеризовать как «домашнее», мягкое и деликатное. В то же время режим AB обеспечивает больший «напор» и энергию. Пожалуй, при поканальном усилении наиболее разумным будет использовать режим AB в канале НЧ и режим A в канале СЧ-ВЧ.
    Кстати, ток покоя усилителя не самый маленький даже в режиме AB. Но тепловой режим просчитан хорошо, после часа работы на малой и средней мощности корпус был лишь чуть тёплым на ощупь. При переводе в режим A усилитель ещё немного потеплел, но температура корпуса оставалась вполне комфортной для рук.

    МЕД & ДЁГОТЬ

    Усилитель «ладно скроен и крепко сшит», и титул «Усилитель года» достался ему по праву. Если коротко – то конкурентов по качеству звучания и уровню исполнения на сегодняшний день у него попросту нет. Как нет и альтернативы для построения систем соревновательного уровня. SQ в его названии не просто так, берите – не пожалеете.

    Цена вопроса:

    GZPA 4SQ: 84 990 руб.

    GZPA 2SQ: 75 990 руб.

    Источник: журнал Автозвук, 4/2019. Автор: Железный ШИХМАН
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Ground Zero GZPA 4SQ
    Ground Zero GZPA 4SQ
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa