Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Легкие и тяжелые. Большой сравнительный тест 12-дюймовых сабвуферных динамиков ценой от 5500 до 7000 рублей

    На этот раз у меня в лаборатории целых семь доступных сабвуферов на любой вкус. Задача теста – не выявить «хороших» или «плохих», а разобраться, какая модель под какие задачи подойдёт лучше всего. Потому что первое правило выбора сабвуфера – определиться с тем, какую музыку будете слушать и на какой громкости, и дальше исходить уже из этого.
    Например, тест чётко разделился на «легковесов» и «тяжеловесов». «Лёгкие» хорошо работают с усилителями средней мощности и отзывчиво басят уже с небольшой громкости. А «тяжёлым» нужны усилители помощнее, и они зачастую туговаты на малой громкости, но имеют другие преимущества. Правда, есть в этом тесте один «легковес», прикидывающийся «тяжёлым», но не буду пока забегать вперёд.
    Первым делом выражу благодарность компаниям за предоставленную технику: «ААЦ» (Урал), «ААЦ Дистрибьюшн» (Edge, Vibe), «Альфа Трейд» (Aura), «Топ Систем» (Oris) и российским представительствам Harman (JBL) и JVCKENWOOD (Kenwood). А вот и сам список участников с ценами на момент тестирования:

    Edge EDB12D2-E0 (5790 руб.)
    JBL Club 1224 (5890 руб.)
    Vibe Pulse 12-v0 (5890 руб.)
    Kenwood KFC-PS3017W (6490 руб.)
    Oris HK-12S (6600 руб.)
    Урал ТТ 12 «красный» (6790 руб.)*
    Aura Storm-12 (6990 руб.)

    * – Урал ТТ 12 выпускается в двух вариантах – с красной и чёрной корзинами. У меня в лаборатории оказался саб из ограниченной «красной» серии, однако «чёрный» абсолютно ему идентичен. Цена «чёрной» версии на момент теста – 6270 рублей.


    Подробно об Edge EDB12D2-E0

    Серия DB – начальная в модельном ряду Edge, но саб выглядит ни разу не скучно. В последних версиях центральный колпак получил объёмный логотип фирменного цвета – необычно и даже броско, внимание будет обеспечено.

    Мотор построен на 2-дюймовой катушке, и это рационально, потому как исключает необходимость в огромном магните и позволяет остаться в пределах разумной цены. Двойную обмотку можно скоммутировать в 1 Ом (параллельно) или в 4 Ом (последовательно). Первый вариант – только для работы с бюджетными моноблоками, но особых басовых подвигов от него ждать не стоит. Второй вариант – более универсальный: 4-омный саб можно подключать не только к моноблокам, но и мостом к большинству 2- или 4-канальников. Я бы выбирал усилители, выдающие на 4 Ом 300-400 Вт.


    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 2+2 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – н. д.
    • Высота магнитного зазора – 7 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 10 мм*
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 26%


    * - по оценке видимой части звуковой катушки

    Параметры динамика оказались неожиданными – подвижная система тяжёлая, и, как следствие, резонансная частота непривычно низкая. Если предположить, что от этого саба старались получить как можно более глубокий бас, то это удалось. Правда, в жертву принесена опорная чувствительность динамика, но конкретно в данном случае это неважно – отдача готового сабвуфера прилично поднимается установкой в грамотный корпус.

    Заявленные/фактические параметры Edge EDB12D2-E0:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 24 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 48 л / 46 л
    • Qms (механическая добротность) – 7,25 / 7,43
    • Qes (электрическая добротность) – 0,50 / 0,75
    • Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,68
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 160 г / 291 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,8 Тл м / 15,8 Тл м*
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом / 4,2 Ом*
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ / 82,3 дБ


    * - при последовательном включении катушек

    Ставить динамик в большие корпуса я бы не стал – чтобы удержать тяжёлую подвижку от разбалтывания, нужна упругая воздушная подушка. Впрочем, в салоне даже в компактном ЗЯ получается нехилое акустическое усиление – этот вариант я бы выбрал в качестве основного.
    В ФИ бас получится попроще, будет «затягиваться», хотя усиление, конечно, ломовое. Но если решитесь на этот вариант, постарайтесь выбрать усилитель с фильтром-сабсоником, чтобы не пустить динамик «в разнос». Сабвуфер попытается выпустить весь пар в инфрабас, и принудительное ограничение инфранизких частот ему точно не повредит.

    Тот самый случай, когда доступный динамик изо всех сил старается казаться взрослее и утопить в басовых глубинах. Клубная музыка с ударным басом или утончённый инструментал – это не для Edge. А вот «качнуть негров» и заставить вспомнить, что вы там ели на обед – это он любит и может. Причём даже в компактном ЗЯ бас получается глубоким и обволакивающим, а акустическое усиление в салоне автомобиля с лихвой компенсирует невысокую собственную чувствительность динамика.

    Подробно о JBL Club 1224

    Сабвуфер в лучших традициях JBL – с целой горой оригинальных фич и особенностей, в том числе запатентованных. HARMAN – одна из немногих компаний, которые позволяют себе подобное в доступных моделях, а не приберегают их для топовых серий.

    Одна из таких фич – Smart Selectable Impedance – выбор импеданса 4 или 2 Ом. Звуковая катушка имеет несколько обмоток, которые коммутируются переключателем. Даже сабы с двойными катушками не дают такой свободы в выборе усилителя.
    Плюс обращу внимание на диффузоры. Рёбра жёсткости (радиальные и по периметру) придают полипропиленовым конусам немалую конструктивную жёсткость, при этом масса подвижной системы остаётся небольшой. Как результат, мотор легко справляется с такой подвижкой, и саб даёт приличную отдачу даже с усилителями умеренной мощности.


    Конструктивные особенности магнитной системы:

    • Номинальный импеданс – 4 или 2 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – 28,5 мм
    • Высота магнитного зазора – 6 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 10,25 мм
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 21%


    Интересное дело – в сабвуферах с двойными катушками график импеданса как бы «масштабируется» при разном их подключении, а у JBL – просто немного смещается, при этом величина резонансного пика остаётся почти той же. Параметры при 4-омном и 2-омном включении немного различаются, но концепция в целом сохраняется, так что если решите со временем проапгрейдить систему, переделывать корпус не придётся.


    Заявленные/фактические параметры JBL Club 1224 (4 Ом):


    • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 35 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 60 л / 52 л
    • Qms (механическая добротность) – 3,02 / 3,54
    • Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,74
    • Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,61
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 155 г / 166 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,9 Тл м / 13,8 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 4,4 Ом / 4,3 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 85,7 дБ


    Заявленные/фактические параметры JBL Club 1224 (2 Ом):


    • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 35 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 61 л / 52 л
    • Qms (механическая добротность) – 4,64 / 5,90
    • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,61
    • Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,55
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 155 г / 166 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,3 Тл м / 10,5 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 2,0 Ом / 2,0 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 86,6 дБ


    Динамик универсальный (и по заявленным параметрам, и фактически). Больше тяготеет к ЗЯ, да и ФИ не противопоказан. Описание предлагает очень тесный 21-литровый ЗЯ и 70-литровый ФИ с портом на 30 Гц. Мягко говоря, экстремально. Я бы увеличил ЗЯ до более привычных 35 литров, а ФИ уменьшил до 50 литров. Просто сравните и, думаю, вы со мной согласитесь:

    Когда пробовал саб в деле, сначала «зажал» объём до 21 литра, но быстро вернул всё обратно – бас слишком жёсткий, утомляет. А вот 35-литровый ЗЯ, как и предполагал, – действительно самый жанрово универсальный вариант. Такое оформление не даёт большого акустического усиления, но тут и сам динамик имеет неплохую чувствительность, так что с отдачей всё в порядке. Такой саб подойдёт практически для любой музыки – от бодрой клубной до лёгкого инструментала.

    Подробно о Vibe Pulse 12-v0

    По заведённой у Vibe традиции «хвост» в индексе модели v0 означает версию 2020 года. Раньше в серии Pulse были сабы в том числе с составным диффузором, сейчас же предпочтение отдано классической, более лёгкой конструкции с коническим диффузором из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием.

    Магнитная система компактная, но большой тут и не требуется – подвижная система не тяжёлая, мотор справляется. Кому нужно покрупнее – это вам к дедушке Фрейду, он объяснит насчёт размеров. Штампованная корзина имеет сложную форму, что полностью избавило её от звонкости – по этой части корзина вообще почти как литая. Установочная глубина небольшая, так что для динамика можно делать относительно плоские корпуса, оставив лишь пару сантиметров от магнита до задней стенки.


    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 4 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – н. д.
    • Высота магнитного зазора – 6 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 9 мм*
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 25%


    * - по оценке видимой части звуковой катушки

    Несмотря на самый компактный в этом тесте мотор, реальная чувствительность оказалась почти самой высокой в тесте. Выше – только у JBL Club 1224 в 2-омном варианте, да и то ненамного. А ещё обращу внимание на отсутствие призвуков за пределами сабвуферного диапазона, способных придать басу ненужный «окрас».


    Заявленные/фактические параметры Vibe Pulse 12-v0:



    • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 37 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 43 л / 41 л
    • Qms (механическая добротность) – 6,76 / 7,68
    • Qes (электрическая добротность) – 0,71 / 0,76
    • Qts (полная добротность) – 0,64 / 0,69
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 137 г / 146 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,2 Тл м / 11,6 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,3 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,2 дБ / 86,2 дБ


    Описание предлагает сделать этому динамику ФИ объёмом 2 кубофута (чуть больше 56 литров) с портом на 35 Гц. В принципе, любители рэпа могут рассмотреть этот вариант, но если настроить порт чуть выше, это даст чуть больше жанровой универсальности. А если поставить динамик в ЗЯ, то получится самый музыкальный вариант с ровной полкой АЧХ и более собранным басом. В общем, ЗЯ этому динамику подходит лучше.

    Результаты моделирования подтвердились и на деле – в ЗЯ получается вполне достойный сабвуфер, не требующий ломовых моноблоков. Спокойно работает с усилителем 250-350 Вт номинальной мощности. Без «ветра», «флексов» и прочих 50 оттенков баса, но достаточно музыкально. Немного с «жирком», но и без явных жанровых перекосов. Нормальный такой бюджетный «гражданский» вариант.

    Подробно о Kenwood KFC-PS3017W

    Этот саб принадлежит к серии Performance Standart и затесался в начальный ценовой сегмент из более высокой категории – в Европе и Штатах он стоит дороже, чем у нас. К тому же многие конструктивные решения пересекаются с премиальной штатовской линейкой Kenwood eXcelon.

    Начну с самого интересного – с мотора. Верхняя шайба магнитопровода – всего 6 мм, но через окна охлаждения можно увидеть утолщения по внутреннему диаметру, так что в итоге высота магнитного зазора получается около 10 мм. Катушка выходит за пределы зазора всего на 6 мм, и если прикинуть пропорции, то окажется, что в зазоре находится почти половина намотки! Это редкость даже для дорогих сабов. В итоге – формально небольшой линейный ход, но он компенсируется отменной контролируемостью динамика усилителем и, как следствие, запас громкости очень даже приличный.


    Но это ещё не всё. Диффузор – составной, с рельефной фронтальной частью из полипропилена (в Kenwood такой профиль назвали X-Motif) и целлюлозным конусом. В итоге – высочайшая конструктивная жёсткость.
    Посадочная глубина одна из самых маленьких в тесте, и больше того – в моторе нет осевого канала, так что динамик можно ставить даже в плоский корпус вплотную к задней стенке. Центрирующая шайба – с прогрессивным профилем, по мере удаления от центра шаг и глубина «волн» увеличиваются, это позволило избавиться от резонансов в ней.

    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 4 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – н. д.
    • Высота магнитного зазора – 10 мм*
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 6 мм
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 45%


    * - по оценке видимой части магнитопровода

    Основные особенности – относительно лёгкая по нынешним меркам подвижная система и мягкие подвесы. С чувствительностью производитель поскромничал, реальная опорная получилась выше. И самое интересное – неожиданная фазовая линейность и полное отсутствие каких-либо призвуков за пределами сабвуферного диапазона. Вот он – результат применения хитрого составного диффузора и «безрезонансной» центрирующей шайбы. А ещё – самые низкие в этом тесте гармонические искажения.

    Заявленные/фактические параметры Kenwood KFC-PS3017W:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 24 Гц / 26 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 104 л / 81 л
    • Qms (механическая добротность) – 6,79 / 6,13
    • Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,51
    • Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,47
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 152 г / 168 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,9 Тл м / 15,2 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,8 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 86,1 дБ


    Производитель предлагает два оптимальных варианта – ЗЯ 35 литров и ФИ 42 литра со щелевым портом на 31-32 Гц (размеры есть в описании, но для разнообразия я рассчитал ещё и круглый порт). Оба имеют право на существование, только вариант ЗЯ – более музыкален и жанрово универсален, а ФИ – для тех, кто хочет получить побольше баса. Причём вариант с круглым портом даст большее усиление, но и более выраженный «фазоинверторный» характер звука, а вариант со щелевым портом – эдакий промежуточный вариант между ФИ и ЗЯ (узкий и длинный порт даст заметное демпфирование воздушной массы внутри него).

    При оценке в реальных условиях Kenwood показал самый артикулированный и разборчивый бас. С совсем лёгким «американским жирком», но плотный, «быстрый», без гудения и затягивания отдельных нот. Очень музыкальный сабвуфер, который хорошо справляется и с электроникой, и с роком, и с лёгким инструменталом.

    Подробно об Oris HK-12S

    Внешний вид динамика наводит на мысли об «эспиэльных» сабах, но это вполне «гражданская» модель, хоть и с возможностью «поддать угля в топку». Мотор построен на звуковой катушке 2,5 дюйма – компромисс, позволивший сохранить умеренные габариты и вес, но поднять планку мощности используемых усилителей до 500-600 Вт.

    Увеличенный линейный ход заставил применить более толстую шайбу магнитопровода, чтобы сохранить контроль на должном уровне, а это повлекло за собой увеличение магнита. В итоге мотор HK-12S балансирует на тонкой грани между противоречивыми требованиями – достаточно силён, чтобы контролировать движение не самого лёгкого диффузора, но не гигантский, чтобы цена сабвуфера уместилась в жёсткие рамки.


    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 2+2 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 64 мм (2,5 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – 34 мм
    • Высота магнитного зазора – 10 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 12 мм*
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 29%


    * - по оценке видимой части звуковой катушки

    Более жёсткий подвес и более тяжёлая подвижка (по сравнению с предыдущими участниками) немного снизили чувствительность, так что в данном случае использование мощных усилителей – не просто допущение, а необходимость. Спрашивается, за что боролись, если предыдущие участники развивают то же звуковое давление с менее мощными усилителями? Ответ – ради увеличения линейного хода, т. е. динамик в принципе имеет больший запас неискажённой громкости.


    Заявленные/фактические параметры Oris HK-12S:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 36 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 36 л / 29 л
    • Qms (механическая добротность) – 8,34 / 8,02
    • Qes (электрическая добротность) – 0,75 / 0,72
    • Qts (полная добротность) – 0,68 / 0,66
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 236 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,3 Тл м / 16,4 Тл м*
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 3,8 Ом*
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 84,7 дБ


    * - при последовательном включении катушек

    Описание рекомендует три варианта корпуса – ЗЯ и два ФИ (относительно универсальный и для тех, кто любит залезть к «неграм» поглубже). Как говорится, ни прибавить, ни убавить – варианты рациональные, я бы предложил такие же. Если что, я за вариант ЗЯ – он для этого динамика самый музыкальный.

    На деле сабвуфер проверял в ЗЯ и в 4-омном включении (обмотки последовательно). Усилитель – мощный 2-канальник АВ-класса, выдающий мостом около 600 Вт. Результат – довольно плотный бас и «концертная» басовая тактильность. Если «включить аудиофила», то сабу, как и любому тяжеловесу, не хватает аккуратности на требовательных инструментальных жанрах на небольшой громкости. Зато он способен создать по-настоящему «клубный» бас на ритмичной house или trance музыке. Словом, отличный вариант для электроники.

    Подробно об Урал ТТ 12


    А вот теперь пошла «тяжёлая артиллерия» с мотором на 3-дюймовой катушке. Есть две версии Урал ТТ 12 – в традиционном чёрном исполнении и ограниченная серия в красном цвете. У меня в лаборатории оказалась вторая, но всё сказанное актуально и для «чёрной» – технически они абсолютно одинаковы.

    Итак, главный плюс 3-дюймовой катушки – хорошее охлаждение, а значит, способность переварить большую мощность усилителя. Но это заставляет искать компромиссы – как не растерять магнитный поток на увеличившейся площади зазора и при этом удержаться от увеличения магнита (а ведь он во многом определяет себестоимость саба). Динамик балансирует «на грани фола», но допустимые границы не переходит.
    И обратите внимание – магнитная система без осевого отверстия. В этом тоже есть своя фишка – через катушку прокачивается больше воздуха, она охлаждается эффективней. Конечно, решение компромиссное: при большом ходе проявляется эффект упругой «воздушной подушки» внутри мотора, и при увеличении амплитуды динамик начинает вести себя как более жёсткий. Но в данном случае компромисс получился в сторону повышения надёжности.


    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 2+2 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 76 мм (3 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – 30 мм
    • Высота магнитного зазора – 10 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 10 мм
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 33%


    Динамик потребовал ооочень долгой разминки. Так что не торопитесь с выводами, когда будете иметь дело с новым сабом. ТТ 12 – классический «тяжеловес», так что чувствительность не самая высокая, но это компенсируется использованием мощного усилителя и акустическим усилением, которое в салоне автомобиля проявляется даже в ЗЯ.


    Заявленные/фактические параметры Урал ТТ 12:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 34 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 34 л / 29 л
    • Qms (механическая добротность) – 3,45 / 4,65
    • Qes (электрическая добротность) – 0,77 / 0,80
    • Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,68
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 238 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,2 Тл м / 15,2 Тл м*
    • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 4,2 Ом*
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ / 82,1 дБ


    * - при последовательном включении катушек

    Так уж сложилось, что фанаты «Урал» привыкли к ФИ корпусам, но при таких параметрах самый точный и незатянутый бас можно получить только в ЗЯ. Для нормальных повседневных систем это будет оптимальный корпус, и к тому же он не займёт много места в багажнике. Вариант ФИ тоже возможен, но он больше тяготеет к «неграм» и «bass-boosted» трекам.

    На деле проверял саб в ЗЯ с усилителем, выдающим около 600 Вт на 4 Ом (катушки последовательно). Бас густой, увесистый, при увеличении громкости хорошо так толкает в грудь. Быстрый рок этот саб не любит, но это «тяжеловес», так что всё нормально. Зато с клубной музыкой, где вся эмоциональность заключена в плотном, тактильно воспринимаемом ритме, он справляется «на ура».

    Подробно об Aura Storm-12

    Вот только не нужно говорить, что этот саб такой же, как и предыдущий участник теста. Да, внешне похож, но некоторые конструктивные моменты делают его принципиально иным.
    Важное отличие от предыдущего участника – осевой канал в магнитной системе, и это меняет многое. На большом ходе воздух прокачивается в основном через него, а не направляется целиком вдоль катушки. Тепло при этом отводится больше через керн, что делает охлаждение мотора немного инертнее. Однако при увеличении хода не возникает воздушной компрессии, и это принципиальный момент. Параметры уже не так сильно зависят от амплитуды диффузора, что заметно сказалось на звучании.


    Конструктивные особенности магнитной системы:


    • Номинальный импеданс – 2+2 Ом
    • Диаметр звуковой катушки – 76 мм (3 дюйма)
    • Длина намотки звуковой катушки – 30 мм
    • Высота магнитного зазора – 10 мм
    • Линейный ход (в каждую сторону) – 10 мм
    • Часть катушки, находящаяся в зазоре – 33%


    Это ещё один динамик в тесте, потребовавший очень долгой разминки. Параметры никак не хотели стабилизироваться даже после хорошего «мануального массажа» шайб и нескольких часов работы с приличным ходом. Центрирующая шайба имеет вязкую пропитку, и пока она распределится равномерно, саб должен помолотить не один десяток часов.


    Заявленные/фактические параметры Aura Storm-12:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 32 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 35 л / 31 л
    • Qms (механическая добротность) – 2,51 / 6,08
    • Qes (электрическая добротность) – 0,73 / 0,73
    • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,65
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 248 г / 241 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,5 Тл м / 15,1 Тл м*
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 4,2 Ом*
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,2 дБ / 82,4 дБ


    * - при последовательном включении катушек

    Описание рекомендует ФИ объёмом 60 литров со щелевым портом. Даются размеры корпуса и порта, а вот настройка порта не указана. Но если прикинуть в программах расчёта, навскидку получается около 40 Гц (кому хочется круглый порт с такой же настройкой – размеры я указал на графике). В принципе, это допустимо, хотя если исходить из параметров динамика, можно и ниже. Такой саб будет ближе к «неграм» с массажем почек и печени, так что если вам по душе этот вариант – тоже велкам. Но я в очередной раз буду за ЗЯ – этот вариант не указан в описании, но он более универсален в музыкальном плане, с ровной «полкой» АЧХ и без откровенного затягивания басовых нот.

    На деле проверял этот саб в ЗЯ расчётного объёма – около 40 литров. Как и полагается хорошему «тяжеловесу», Aura басит глубоко, массивно, давит густо. Правда, в отличие от похожего на него Урал ТТ 12, характер баса другой. Если тот звучал как-то вибрирующе что ли, то у Aura звук более обволакивающий. Причём разница проявляется именно на повышенных уровнях громкости. Предположу, что так себя проявляют конструктивные различия в моторах и по-разному организованная декомпрессия подколпачкового пространства. Не стану говорить, что какой-то из этих сабов правильней – это уже вопрос вкусовых предпочтений.

    Как тестировалось, что измерялось


    Разминка. Аккуратный «мануальный» массаж центрирующей шайбы до устранения характерного хруста и несколько часов разминки на частоте, близкой к резонансу динамика. Обычно этого достаточно, чтобы параметры стабилизировались. Исключение составили два последних участника, но о них скажу индивидуально.

    Параметры Тиля-Смолла. Все параметры и характеристики снимались измерительным комплексом Audiomatica Clio. Всегда делаю несколько прогонов измерений, чтобы исключить случайные факторы. Хотя, по опыту, разброс результатов получается минимальным – точность достаточно высокая.

    Собственные АЧХ и ФЧХ. Внимание! Это не АЧХ уже установленного сабвуфера, это характеристики в закрытом ящике без учёта салона автомобиля! Обратите внимание на неравномерности за пределами сабвуферного диапазона: они говорят о резонансах в подвижных системах и вероятных призвуках – причинах «окрашенного» звучания баса.

    Гармонические искажения.
    Графики наглядно показывают величину искажений на разных частотах. Можно оценить линейность работы динамиков и способность играть глубокий бас действительно чисто. Снимались на средней громкости, максимальный ход диффузора доходил до 5-8 мм peak-to-peak.

    Моделирование акустического оформления. Чтобы учесть влияние салона автомобиля на работу сабвуфера, использую усреднённую характеристику, выведенную в 1996 году Томом Ньюзеном (американский журнал Car Stereo Review) и подтверждённую экспериментально в начале 2000-х журналом «Автозвук». Практика показала – методика рабочая, достоверность высокая.

    Оценка звукового потенциала на деле. Динамики ставились в ЗЯ, объём подгонялся по результатам моделирования. В лаборатории проводилась предварительная оценка артикуляции и контролируемости саба усилителем (методика использовалась ещё в «бумажном» журнале Car&Music). Потом всё это проверялось в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд через подлокотник заднего сиденья.

    На что обратить внимание. Геометрия мотора и контролируемость сабвуфера усилителем

    Параметры – это хорошо, но ещё не всё. Всегда смотрите на соотношение высоты магнитного зазора к общей длине звуковой катушки. Многое зависит от того, какая часть катушки находится в зазоре и действительно работает.
    Когда катушка полностью находится в зазоре – она работает всей своей длиной, и это даёт наилучший контроль динамика усилителем. Это конструкция «underhung», но её можно встретить лишь у твитеров, некоторых СЧ динамиков и практически никогда – в НЧ/СЧ динамиках. А серийно выпускаемый сабвуфер с таким мотором мне попадался только один за всё время.
    У обычных динамиков – тем более у сабвуферных – катушка всегда длиннее зазора (конструкция «overhung»). Чем больше намотки находится вне зазора, тем больше у динамика запас хода, но тем слабее контроль. Это не всегда плохо, поскольку даёт басовый «жирок», который многим как раз по душе. Тем не менее, факт – обеспечить большой ход и одновременно контролируемость динамика усилителем практически невозможно (по крайней мере, в рамках традиционных конструкций).

    Результаты теста. Какой саб под какие задачи подойдёт лучше всего?

    Edge EDB12D2-E0
    Неожиданный и необычный сабвуфер – пытается басить массивнее и глубже, чем большинство конкурентов, и даже создавать ощущение присутствия в системе могучего моноблока. Правда, в жертву принесена точность баса, но если вам не нужны аудиофильские экзерсисы, то останетесь довольны. Сработается с усилителями 300-400 Вт.


    JBL Club 1224
    Удобный динамик для построения системы «на вырост» – одним щелчком можно выбирать импеданс 2 или 4 Ом, «подгоняя» его к возможностям усилителя. Характер баса – золотая середина: звучит без сухой аудиофильской педантичности, но и не раздуто – комфортно на большинстве музыкальных жанров. Хорошо состыкуется с усилителями умеренной мощности.


    Vibe Pulse 12-v0
    Классический представитель «гражданских» сабов. Любит играть музыку в удовольствие, а не трясти машину и бесить соседей в пробке. Лоялен почти к любым музыкальным жанрам. Ломовых моноблоков не требует, может нормально работать мостом от пары каналов 2- или 4-канального усилителя.


    Kenwood KFC-PS3017W

    Удивительный и явно недооценённый саб – отличный вариант для SQ-систем. Неожиданно точное и разборчивое звучание и полное отсутствие каких-либо призвуков за пределами сабвуферного диапазона. Единственный участник теста, который умеет звучать музыкально не только в ЗЯ, но и в ФИ. Не требователен к мощности – достаточно усилителя с номиналом 300-400 Вт.


    Oris HK-12S
    Если готовы «подкинуть» этому сабу усилитель 500-600 Вт, то получите неплохой запас громкости и «по-концертному» тактильный бас. Правда, этот саб ближе к тяжеловесам, так что к аудиофильским тонкостям не склонен. Зато, например, для клубной музыки с плотной басовой основой – то что надо. При правильном корпусе, разумеется.


    Урал ТТ 12
    А этот саб уже настоящий тяжеловес – с 3-дюймовой катушкой и усиленной «продуваемостью» магнитного зазора для пущей надёжности. Для тех, кому не нужны аудиофильские тонкости, зато нужен массивный, могучий бас. В зависимости от корпуса может давать ровную «полку» и создавать плотное клубное звучание, а может и забраться поглубже, выдавая более вальяжный бас. Я бы выбирал на него усилитель от 500 Вт и выше.


    Aura Storm-12
    Построен очень похоже на Урал, но идейно это совсем другой сабвуфер. Он имеет более традиционное охлаждение мотора и по-другому работает на больших ходах диффузора. И опять же в зависимости от корпуса может сделать отбивную из ваших почек, а может растекаться густым и глубоким басом. И да, с дохлыми усилителями к нему тоже лучше не подходить, 500 Вт номинала – это минимум.


    https://carmus.ru/content/571
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    JBL Club 1224
    JBL Club 1224
    AURA Storm-12
    AURA Storm-12
    Oris Electronics HK-12S
    Oris Electronics HK-12S
    Kenwood KFC-PS3017W
    Kenwood KFC-PS3017W
    URAL TT 12 RED
    URAL TT 12 RED
    Vibe PULSE12-V0
    Vibe PULSE12-V0
    EDGE EDB12D2-E0
    EDGE EDB12D2-E0
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa