Величайшее, между прочим, изобретение человечества, по важности не уступающее колесу. Для нашей страны — особенно. Если бы по трубе большого диаметра с востока на запад не текла тёмная маслянистая жидкость марки, скажем, Siberian Light, на какие шиши в обратном направлении катились бы колёса марки, к примеру, Pirelli, в основном из этой жидкости к тому же и сделанные?
У нас в автозвук отношения с жидкими средами довольно прохладные, даже вода нам не союзник, кроме случая измерения объёма сабвуфера сложной формы. Да и здесь некоторые наши читатели, судя по редакционной почте, находят источнику жизни на Земле остроумные альтернативы. По трубам у нас принято гонять воздух, на аккуратно рассчитанной частоте, скромная труба при этом получает дворянский титул тоннеля фазоинвертора и кичится родством с Германом Гельмгольцем.
Когда владелец трёхдверного внедорожного «Митцубиси» рассказал о своих пожеланиях, касающихся манеры исполнения классической рок-музыки на борту автомобиля, Сергей Гайденков, знакомый с воздушными трубами не только в теории, но и на практике, сразу предложил реализовать искомое с помощью фазоинверторной суббасовой акустики. Сначала была задумка поставить в багажное отделение машины две головки «десятого» размера, расположив их в нишах задних крыльев и выпустив трубы в салон через правый и левый подлокотник заднего сиденья. Наружная укладка труб имени Г. Гельмгольца используется в мобильном звуке нечасто, во-первых, потому что это непросто реализовать на практике, а во-вторых, существует опасность, что в таком случае два излучателя (а труба это тоже источник звуковых колебаний), оказавшись пространственно разнесены, станут излучать несинфазно. И фронт звуковой волны будет неуместно размазанным.
Обход этого подводного камня заключается в поиске правильных координат среза трубы при фиксированном положении самого динамика в пространстве салона. Что и было сделано подбором в небольших пределах длины подлокотника. Не удалось только реализовать идею симметричной прокладки труб фазоинверторов, которой помешала третья труба, ведущая к бензобаку (дальняя родственница той, большого диаметра, и, видимо, оттого такая несговорчивая). Горловина бензобака напрочь отказалась подвинуться, чтобы пустить в крыло небольшой корпус второго саба. Пришлось скорректировать «план по трубам» и обойтись одной, по левому борту, с заменой двух «десяток» на одну «двенашку».
Однако мы забежали вперёд, и пока трубы нас далеко не завели, вернёмся к привычному порядку знакомства с системой. Напористый звук концертных рок-записей и сопроводительный видеоряд, составляющие ассортимент дорожного мультимедиа в «Паджеро», воспроизводит двухдиновый DVD-ресивер Kenwood DDX7025. Поскольку автомобиль предназначен не только для гладкого асфальта, но (как ни странно для внедорожника) и для грунтовой дикости, то в числе пунктов технического задания был запрет на нежные выдвижные мониторы. Уравновешенный, ради справедливости, полной свободой перекомпоновки центральной части торпедо, которой установщики и распорядились, разместив новую и старую начинку под стать важности каждого блока для водителя. Возвышавшийся ранее на самом верху бортовой компьютер уступил место новой «голове». Штатные CD-ресивер и шестидисковый чейнджер ампутировали, освободив пространство для оставшегося на время бездомным компьютера. А блок климат-контроля уехал в самый низ, за пределы декоративной рамки, поближе к рукоятке КПП. Ведь климат-контроль чем хорош: воткнул после покупки машины AUTO и можешь больше не трогать.
В процессе работы над торпедо наука о трубах дала о себе знать в самом неожиданном формате. Поперечный трубчатый усилитель кузова, расположенный в недрах панели, не позволил с ходу поставить крупное головное устройство там, где этого требовал замысел. Поэтому, вооружившись тяжёлыми инструментами, более свойственными племени водопроводчиков, центральную часть трубы удалили, а на её место вварили новый фрагмент, согнутый по обводам задней части DVD-ресивера. Декоративной заводской рамке «под дерево» тоже досталось, правда не столь радикально и уже с помощью другого инструмента, более тонкого.
Доступ в тракт сведений о жизни в стране и текущих ценах на Siberian Light реализован с помощью ТВ-приёмника Kenwood KTC-V500E. Устройство смонтировано под сиденьем переднего пассажира, а антенное хозяйство упрятано внутрь заднего бампера.
Короткобазный трёхдверный кузов «Паджеро» позволил обойтись запасами мощности единственного звукового усилителя Genesis Profile Five и применить не слишком длинные межблочные кабели Metra Raptor. «Пятёрочник» установлен в нишу пола багажника, применявшуюся ранее для укладки инструмента. Защитная крышка, укрывающая нежные полупроводники от чёрствой поклажи, оснащена окном из 10-миллиметрового бронированного стекла. Натурального, а не продукта нефтесинтеза. Под крышкой смонтированы элементы подсветки Street Glow, а контур стекла обведён светящимся шнуром. Необходимый для нормальной работы усилителя холодный воздух поступает через боковые щели багажной ниши.
Симметричная фронтальная и тыловая акустика DLS R6 A Limited Edition установлена на кузове автомобиля там, где завод-изготовитель позаботился о нуждах мобильного звука. Передние двери приняли ВЧ и НЧ-динамики фронта, а бортовые панели по бокам заднего дивана — тыловые низкочастотники. Пищалкам, обслуживающим заднюю полусферу, заводские инженеры места не нашли, здесь инсталляторы взяли инициативу в свои руки и врезали высокочастотники в обшивку задних стоек кузова на уровне ушей пассажиров второго ряда. Все электрические соединения акустики выполнены кабелем DLS.
Восстановив привычный ход «системного» обзора, мы, наконец, вновь добрались до укладки труб и сопутствующих работ по обустройству акустического оформления сабвуфера. Скромных размеров левый багажный подиум не позволил уместить внутри 44 л воздуха, по расчётам необходимых для правильной работы сабвуфера, и мастера без тени рефлексии решили изготовить новый корпус. Передняя стенка, несущая динамик, сделана из фанеры, а задняя, подробно повторяющая внутренний профиль крыла, выклеена из стеклопластика. Наружная отделка — светлая кожа под цвет обивки. Для правильного акустического позиционирования фазоинвертора левый подлокотник заднего дивана был изготовлен заново, и внутрь его полой конструкции пропущена 10-сантиметровая труба. Передняя часть подлокотника открыта всем ветрам и с успехом выполняет свою почётную миссию в суббасовом диапазоне.
Специалист-установщик, постигший науку прокладки акустических коммуникаций, с лёгкостью может решить задачу любой сложности водопроводного свойства, с учётом, разумеется, разницы в вязкости. Заметьте, что обратное утверждение неверно, всякая селёдка — рыба, но не всякая рыба — селёдка. А вот то, что до сих пор не было заказов на постройку мобильной системы в подводной лодке для озвучивания пикника дайверов на коралловом рифе, — это просто рынок ещё не созрел. Ведь можно же создать глубоко эшелонированную звуковую сцену в жидкой среде? Можно с трубой. Можно — без трубы...
СВОИМИ УШАМИ. SQ
Пока выбор походного сборника рок-музыки из редакционной коллекции не состоялся, мы решили послушать в салоне «Паджеро» проверенный «NAIM Sampler». В этот раз Сабина очень тщательно произносила слова своей песни, а гитары Антонио и Нила прозвучали подробно и с богатой детализацией. Норвежцы как будто специально подтянулись и исполнили произведение Шуберта торжественно и строго. Антонио вместе со всей командой музыкантов сумели неплохо передать весь звуковой диапазон от уверенного нижнего баса до подробностей самой верхушки. Тед, исполняя свою партию на ударных, явно был в ударе и почти всю дорогу солировал. В целом система прозвучала по-дорожному, с несколько, как обычно, преувеличенным нижним регистром и умеренностью в области средних и высоких частот
RTA
Главная особенность поведения сабвуфера «с трубой», сиречь фазоинвертора, хорошо видна по результатам RTA-измерений. До частоты настройки фазик дубасит от души, а ниже АЧХ в салоне падает, как предписано законом о передаточной функции салона: она тащит отдачу вверх со скоростью 12 дБ/окт., а спад АЧХ у фазоинвертора ниже частоты настройки происходит в темпе 24 дБ/окт. Результат — весьма энергичная характеристика на низах, без претензий на совсем уже суббас. Средние частоты, в принципе, могли бы выиграть от прицельной коррекции, но вот верх и без принудительных мер получился очень удачным.
Mitsubishi Pajero
ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
АУДИО 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ Kenwood DDX7025, KTC-V500E
УСИЛИТЕЛЬ Genesis Profile Five
АКУСТИКА DLS R6 A Limited Edition
САБВУФЕР Caliber CWX 12
СТУДИЯ «Автолюкс»
Источник: журнал Автозвук, 03/2005
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C