Ответ: О басе в подробностях
Типы сабвуферов
Какое должно быть акустическое оформление НЧ-головки, зависит от многих факторов. Каждый тип сабвуферного бокса, будь то полностью закрытый (sealed), фазоинверторный (ported) или полосовой (band-pass), имеет свои достоинства и недостатки. К тому же многое зависит от конкретной платформы для построения аудиокомплекса, то есть сама машина довольно часто диктует специалистам свои условия. И все-таки: существует ли безусловно лучший тип басового корпуса? Ответ отрицательный. Согласитесь: если бы был, то зачем тогда нужны все остальные? Напротив, закрытые коробки инсталлируют в багажники транспортных средств примерно с той же регулярностью, что и фазоинверторы.
Прежде чем мы обратимся к сабвуферным корпусам, поговорим о том, для чего они нужны в принципе. Вся проблема в том, что тыл динамика генерирует столько же звука, что и его фронт, но с обратной направленностью. Чисто гипотетически, если вас усадить на место в машине, где эти две составляющие будут с равной интенсивностью воздействовать на слуховые органы, то произойдет их нейтрализация, и вы вообще ничего не услышите. На практике динамики, лишенные надлежащего акустического оформления, будут излучать высокие и средние частоты, но только не требуемый нам бас. Происходит это потому, что звуковая волна, исходящая от тыла головки, должна проделать более длительный путь до уха слушателя. В результате высокие и средние частоты усиливаются, а низкие наоборот ослабевают.
Словом, без "корпусирования" не обойтись. Из чего делают боксы? Предпочтения у опытных инсталляторов самые разные, но большинство сходятся в одном: без древесины в том или ином виде хорошего баса не добиться. Два наиболее распространенных на сегодняшний день материала среднедисперсная древесностружечная плита (MDF) и многослойная фанера. Эти материалы отличаются оптимальными акустическими характеристиками, достаточно прочны, несложны в обработке и доступны по цене. Еще более доступной является ДСП, уступая по своим характеристикам (звукоизоляции, плотности, прочности) двум предыдущим материалам. Различные виды пластика или оргстекло чаще применяются при недостатке места или же в демонстрационных целях, но это уже определенная уступка со стороны музыки.
Бескорпусные сабвуферы (free-air)
Чем они хороши, так это простотой исполнения. Установщику не надо "ваять" бокс, а владельцу загромождать багажник.Динамики монтируются в предварительно укрепленную и обработанную заднюю полку, а грузовой отсек выступает в качестве своеобразного корпуса, который препятствует проникновению в салон звука, излучаемого тыльной стороной головки. Проблема в том, что не всегда удается сделать багажник абсолютно "глухим", и вышеописанное явление нейтрализации низких частот результируется в отсутствии того, что называют "глубоким басом", и в снижении кпд динамика.
Полностью закрытые корпуса
(sealed boxes)
Тип сабвуферного корпуса, который достаточно эффективно препятствует распространению звуковых волн, исходящих от тыла громкоговорителя. "Спертый" воздух внутри коробки в данном случае действует как пружина, контролируя колебания диффузора. Полностью закрытые боксы легче конструировать, чем, скажем, фазоинверторные и полосовые сабвуферы. Они не слишком придирчивы по части расчетов рабочего объема, требуемого для оптимальной работы драйвера, и более снисходительны к ошибочным данным, указанным производителем в сопроводительных документах изделия. Воздушная подушка защищает динамик от низкочастотных импульсных помех, иногда возникающих при включении системы, подачи на него инфразвуковой энергии да и просто езды по неровным дорогам. Это наиболее предпочтительный вариант, если вам необходимо занять по минимуму места в багажнике или салоне, поскольку считается, что для воспроизведения "глубокого баса" объем полностью закрытого корпуса может быть незначительным, хотя и в этом случае надо знать меру. При уменьшении объема ниже допустимых пределов происходят существенные потери низкочастотной составляющей. С увеличением объема отдача в области инфразвуковых частот возрастет, но тогда нивелируется эффект экономии места. В любом случае по отдаче такой сабвуфер будет уступать более крупногабаритным коллегам фазоинверторной или полосовой разновидности. В то же время по сравнению с ними частотная характеристика закрытых корпусов в области спада более гладкая.
Фазоинверторные сабвуферы
(ported)
Фазоинверторные корпуса в отличие от полностью закрытых используют звук, исходящий от тыла динамика, во благо мощного баса, поскольку получаемое звуковое давление представляет собой сумму излучений диффузора и порта. Соответственно использование этого акустического оформления позволяет повысить кпд НЧ-головки. В то же время фазоинверторы более сложны в изготовлении и более придирчивы по части расчетов рабочего объема,настройки порта на оптимальную частоту, согласования сопротивлений излучения диффузора и трубы фазоинвертора и т.д. Поэтому указанные производителем параметры лучше лишний раз перепроверить. Но грамотно проведенная работа, как правило, бывает вознаграждена по заслугам. Считается, что фазоинверторный сабвуфер способен воспроизводить бас на целую октаву ниже корпусного. Правда, есть одно "но": в этом случае сама коробка должна быть раз в пять больше. Так что применение корпуса с фазоинвертором часто бывает обусловлено готовностью заказчика расстаться с энным объемом грузового отсека.
Полосовые сабвуферы
(bandpass)
Этот тип акустического оформления можно назвать гибридом двух предыдущих, поскольку в своей конструкции имеет характерные признаки и того и другого. Типичный полосовой саб состоит из двух камер, одна из которых доступа наружу не имеет, а у второй он оформлен в виде тоннеля фазоинвертора. Через него-то бас в концентрированном виде и подается в салон. В концентрированном, потому что динамик крепится в стенке, разделяющей два заполненных воздухом объема, и колебания диффузора встречают сопротивление как с фронта, так и с тыла. В результате энергия, которая подводится к громкоговорителю, не распыляется, а расходуется более рационально, чем в закрытом и фазоинверторном боксах. Такое хитрое строение бэндпасса обуславливает, с одной стороны, его более высокое звуковое давление (до 6 дБ по сравнению с закрытыми корпусами), а с другой склонность к работе в узкой полосе низких частот. Но тем и хороши полосовики, что дают право выбора, поскольку путем изменения объема камер можно либо повышать величину звукового давления, создаваемого НЧ-головкой, либо расширять границы частотного диапазона. Впрочем, для того чтобы успешно манипулировать объемами, равно как и настраивать тоннель фазоинвертора в соответствии с акустическими условиями салона, надо обладать большим инсталляторским опытом. Здесь "курса молодого бойца" явно будет не достаточно.
Выбор динамика
Не секрет, что размеры и тип акустического оформления во многом определяются мощностью, чувствительностью и частотной характеристикой НЧ-головки. Работая в низкочастотном диапазоне, сабвуфер должен приводить в движение большие массы воздуха, площадь которых пропорциональна площади диффузора. Соответственно драйверы большего диаметра порождают больше звукового давления. Второй фактор, способствующий воспроизведению громового баса, длина рабочего хода диффузора, то есть максимально допустимые (с точки зрения безопасности для динамика) границы амплитуды его колебаний. :)
При выборе динамика важно знать, какую мощностную нагрузку он способен безболезненно выдержать, насколько эффективно звуковая катушка рассеивает тепловую энергию. Этот параметр напрямую связан с диаметром звуковой катушки и калибром намотанного на нее провода. Железное правило: мощность сабвуфера должна превышать мощность, подводимую от усилителя. К сожалению, не все производители НЧ-громкоговорителей честно сообщают нам об этой характеристике, зачастую в целях рекламы указывая несколько завышенные данные (впрочем, этим грешат и изготовители усилителей). Поэтому, чтобы динамик не сгорел, лучше все проверить самому.
В свою очередь чувствительность динамика определяет, насколько эффективно он распоряжается мощностью, данной ему в нагрузку усилителем. Иначе говоря, звуковое давление, которое создает драйвер на расстоянии 1 метра при подаче на него сигнала мощностью 1 Вт. Впрочем, иногда показатель чувствительности динамика, указанный в его паспорте, не совсем адекватен реальному положению вещей. Все дело в том, что мощность (Рн) создается напряжением (U), зависящим от номинального сопротивления (Rh) драйвера. Если оно равно 4 Ом (что свойственно автомобильной акустике), то подается напряжение 2 В. А вот 8-омным домашним колонкам требуется уже 2,83В. На этой разнице можно сыграть, что многие производители и делают, указывая абсолютную чувствительность НЧ-головки, то есть измеренную при входном сигнале напряжением 2,83 В.
Приемлемой чувствительностью для сабвуфера является показатель 90 дБ, но, как говорится, чем больше, тем лучше, ибо динамики с большей отдачей предъявляют меньшие требования к мощности усилителей. Это наглядно проиллюстрировано в таблице N4
Таблица N4
Чувствительность
Требуемая мощность усилителя
87дБ
200Вт
88дБ
158Вт
89дБ
126Вт
90дБ
100Вт
91дБ
79Вт
92дБ
63Вт
93дБ
50Вт
Как видно, разница даже в 3 дБ является весьма существенной и позволяет вдвое сэкономить на мощности усилителя. Но не спешите потирать руки. Здесь есть и свои подводные камни. Сабвуферы с высокой чувствительностью зачастую грешат более высокими частотами среза, а значит, сэкономив на мощности усилителей, можно легко потерять на самых что ни на есть глубинных басовых частотах. Иными словами, чувствительность динамика не следует рассматривать обособленно от его АЧХ (зависимость звукового давления от частоты).
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера зависит как от самой головки, так и от типа, размера ее акустического оформления и акустических особенностей транспортного средства. Принято считать, что чем больше объем корпуса, тем ближе будет нижняя граница частотного диапазона к максимально допустимому для данного динамика значению. Как ее вычислить, не проводя практических испытаний, то есть до начала строительства ящика? Существует три "магические" характеристики, именуемые параметрами Тиэля Смолла (Thiele Small).
Параметры Тиэля - Смолла :)
При построении сабвуфера никак не обойтись без трех базовых параметров: частоты собственного резонанса головки динамика (fs), его полной добротности на резонансной частоте (Qts) и объема воздуха с упругостью, эквивалентной упругости подвеса диффузора (Vas). Они обычно указываются производителем в сопроводительных документах изделия. Используя эти параметры, можно путем несложных вычислений сравнить примерные характеристики нескольких динамиков (в частности, получить нижнюю границу частотного диапазона головки) уже на ранних этапах установки, когда вы еще до конца не решили, какой тип бокса будет использоваться и какой НЧ-головке нужен объем для оптимальной работы. Формула выглядит следующим образом: ffb= fs Vas. Предположим, вы выбираете между двумя 10-дюймовыми головками Ultimate AU1050 и Jensen JSW104. Вот их параметры (таблица N5):
Таблица N5
fs
Qts
Vas
Ultimate AU1050
29 Гц
0,43
3,5 фт*
Jensen JSW104
31,3 Гц
0,40
2,4 фт
Совершив соответствующие математические действия, получаем такую картину:
ffb
Ultimate AU1050
54,3
Jensen JSW104
48,5
Примечание. * Американские производители обычно указывают величину объема в кубических футах, европейцы же предпочитают литры. Конвертация футов в литры производится умножением первых на 28,3.
Как видно из результатов вычислений, несмотря на худшие показатели собственной резонансной частоты, нижняя граница частотного диапазона Jensen JSW104 находится приблизительно на 10% ниже, чем у Ultimate AU1050 (разумеется, если эти динамики устанавливать в корпусах одинакового объема).
Если же вы определились с типом акустического оформления и знаете, какой динамику нужен объем для оптимальной работы, то уравнение для определения нижней границы басового диапазона конкретной модели сабвуферной головки несколько видоизменяется:
f3 = 0,8ffb/ Vb (для закрытого корпуса)
f3 = 1,0ffb/ Vb (для фазоинверторного корпуса)
(f3 обозначает нижнюю границу диапазона, воспроизводимого сабвуфером в объеме Vb).
Так в закрытом корпусе объемом 0,75 кубического фута характеристика Ultimate AU1050 опускается до 50,1 Гц, а Jensen JSW104 до 44,8 Гц. В принципе эти уравнения наглядно демонстрируют то, что с увеличением объема корпуса нижняя граница частотного диапазона будет стремиться к предельно допустимой для НЧ-головки. Происходит это из-за того, что когда она (головка) помещается в ящик определенного объема, частота резонанса сабвуфера (f3) увеличивается по сравнению с собственной резонансной частотой (fs) драйвера. Почему понятно: к упругости подвеса диффузора добавляется своеобразная воздушная пружина внутри короба. Чем больше его объем, тем эта упругость меньше, а тем ниже частота среза сабвуфера.
Для динамиков free-air имеются свои собственные формулы: fob = fs/Qs и f3 = 0,9 fob. Все те же Ultimate и Jensen показали следующие результаты:
fob
f3
Ultimate AU1050
67,4
60,7
Jensen JSW104
78,3
70,5
Заметьте, что в данном применении Ultimate заметно выигрывает. Кроме того, в глаза сразу же бросается тенденция в сторону увеличения нижней границы частотного диапазона при работе динамика в открытом объеме. Такова цена простоты изготовления фриэйрных сабов. Есть, над чем задуматься.
Здесь возникает вопрос: насколько низко должен играть сабвуфер? Известно,что современные кассетные аппараты имеют нижнюю границу воспроизводимого частотного диапазона от 50 до 30 Гц. То же самое относится к радиостанциям FM-диапазона. У CD-ресиверов этот показатель обычно находится на отметке 20 Гц. Однако даже несмотря на то, что человек в принципе воспринимает частоты ниже 20 Гц, так глубоко опускаться совсем не обязательно. Редко какая фонограмма, включая записанную на CD-диске, имеет нижний предел на 30 герцах. Это, скорее, исключение. А правилом является то, что самые басовитые музыкальные инструменты играют в полосе от 40 до 60 Гц. Остальные от 60 до 100 Гц. Так что область применения сабвуфера обычно начинается (если по АЧХ идти снизу) с 40 герц.
Наконец последнее замечание. Хоть параметры Тиэля Смолла позволяют рассчитать многие характеристики сабвуфера, не следует забывать о том, что эти выкладки относятся к идеальным условиям (обычно "идеальной" считается безэховая камера, свободная от ревербераций). А где будет играть саб? Вот именно, в машине, где полно как отражающих, так и поглощающих поверхностей. Поэтому на полученные характеристики неизбежно накладывается влияние акустических условий салона, которые для каждого транспортного средства сугубо индивидуальны и весьма заметно изменяют АЧХ в низкочастотной области спектра. В сущности именно по этой причине серьезные аудиокомплексы редко когда комплектуются готовыми боксами, так как при их изготовлении учитываются в лучшем случае усредненные параметры автомобилей.
Софт для саба
Как мы уже выяснили, расчет параметров акустического оформления для НЧ-головки занятие не из простых. Косвенно данное заключение подтверждает существование специализированного программного обеспечения (софта), которое позволяет значительно облегчить работу установщика. Таких программ в настоящее время существует несколько (Blaubox, WinSpeakerz, Term-Pro, JBL SpekerShop и др.), но они во многом схожи (Эти программы вы можете взять здесь). Вы можете подобрать корпус для имеющегося динамика или же, наоборот, подобрать НЧ-головку к уже построенному боксу. Подобные программы позволяют сравнивать работу того или иного громкоговорителя в корпусах различного типа. Скорее всего, в базе данных вы найдете нужный вам громкоговоритель с перечислением всех необходимых характеристик. Если нет, то базу можно дополнить параметрами вашего драйвера, которыми вас снабдил производитель, а уже потом рассчитывать все необходимые характеристики бокса для достижения оптимальной АЧХ и мощности сабвуфера. Правда, эти параметры, как мы упомянули ранее, все же отличаются от тех, что будут получены при водружении ящика в машину. Тут уже нужны опыт, знание индивидуальных особенностей транспортного средства, которые позволяют спрогнозировать поведение басовой системы в салоне автомобиля. Опыт, который приходит с годами. Но ведь все когда-то начинали. Стоит попробовать.
Скажем спасибо сайту Паяльник)))))
Ответ: О басе в подробностях
"Инфразвуковой фильтр (сабсоник)
Необходим для фазоинверторных сабвуферов, для остальных желателен"
Заблуждение!
-как раз ФИ сабам(а также полосовым) с естественным спадом он как зайцу пятая нога
Ответ: О басе в подробностях
Цитата:
Сообщение от
colorex "Инфразвуковой фильтр (сабсоник)
Необходим для фазоинверторных сабвуферов, для остальных желателен"
Заблуждение!
-как раз ФИ сабам(а также полосовым) с естественным спадом он как зайцу пятая нога
Я бы на Вашем месте перед тем как писать такие утверждения, поучил теорию:magnitola-team:
Ответ: О басе в подробностях
для Фри он жизненно необходим , для Зя желателен
тк они копают очень глубоко но неэфективно
также как и мидбасам устаовленным в двери нужен ВЧ фильтр
Re: О басе в подробностях
А кто что скажет вот об этом сайтике Софт сабостроителя - Сабвуфер. Расчет сабвуфера. Самодельный сабвуфер. и главное - о программах, которые на нем предлагаются: Софт сабостроителя - Сабвуфер. Расчет сабвуфера. Самодельный сабвуфер.. Лично знаком только с товарищем Спикершопом, остальное пока - темный лес.
Пожалуйста, подскажите - кто мож юзает их: стОит ли скачивать и пользоваться другими прогами, или они не принесут практической пользы? (пусть и не сразу смогу ими пользоваться). В этой теме некоторые из них упоминаются, но вскользь...
Заранее спасибо. :)
Re: О басе в подробностях
А разве значительная часть малогабаритных ЗЯ сабов работают не на субрезонансных частотах?
Re: О басе в подробностях
Цитата:
Сообщение от
marc77 А разве значительная часть малогабаритных ЗЯ сабов работают не на субрезонансных частотах?
Как известно ЗЯ имеют спад ниже частоты резонанса первым порядком, который складываясь с передаточной функцией салона позволяет достигнуть практически линейной АЧХ вплоть до 20 Гц. Это в теории. А на практике - при низких частотах возрастают искажения, да и просто катушка стучать может (хода диффузора не хватает). Но с закрытым ящиком еще нормально - там хоть воздух, запертый внутри ящика, чуток помогает сдержать эти "спецэффекты". А вот в случае фазоинвертора или фриэйра таких сдерживающих факторов нет, и дин можно легко вывести из строя. В этом случае как раз и помогает сабсоник, отрезая крутым порядком все то, что нормально дин отыграть не может.
Re: О басе в подробностях
Цитата:
Сообщение от
alex post Как известно ЗЯ имеют спад ниже частоты резонанса первым порядком, который складываясь с передаточной функцией салона позволяет достигнуть практически линейной АЧХ вплоть до 20 Гц. Это в теории. А на практике - при низких частотах возрастают искажения, да и просто катушка стучать может (хода диффузора не хватает). Но с закрытым ящиком еще нормально - там хоть воздух, запертый внутри ящика, чуток помогает сдержать эти "спецэффекты". А вот в случае фазоинвертора или фриэйра таких сдерживающих факторов нет, и дин можно легко вывести из строя. В этом случае как раз и помогает сабсоник, отрезая крутым порядком все то, что нормально дин отыграть не может.
Товарищи, а разве фНЧ на сабовом усе не отсекает все, что саб отыграть не может?? Установленный, скажем на 20-25 гц. ? Зачем еще сабсоник?
Re: О басе в подробностях
Цитата:
Сообщение от
alex post Как известно ЗЯ имеют спад ниже частоты резонанса первым порядком
если мне не изменяет память, то спад 12дБ/октава с добротностью Qt системы ;)