Форум автозвука и установки музыки в автомобиль
Показано с 1 по 3 из 3

немного теории

  1. #1
    Авторитет Начальник смены
    Репутация Репутация Репутация
    Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 434014 Аватар для KORNEEV15
    Регистрация
    02.08.2006
    Город/село
    то там , то сям...
    Сообщений
    2,455
    Спасибо (Раздал)
    1842
    Спасибо (Получил)
    1807
    Ветеран форума

    немного теории

    Наводки и с чем их едят
    Последнее время всё чаще появляются темы с вопросом: "Поставил музыку, но вместо этой самой музыки слышу одни шумы, что делать?". Это частое явление, при установке звука в автомобиль своими руками (хотя случаются ошибки и у квалифицированного персонала).
    Некоторые сразу паникуют, сетуя на некачественные компоненты. Но! Предупрежден, значит вооружен. Давайте попробуем все-таки разобраться, что за шумы мешают нам нормально жить.
    Наводка (в простонародье шум, треск и им производные), в двух словах, это влияние магнитного поля создаваемого бортовой элестросистемой автомобиля на аудио компоненты.
    Основные причины - установка аудиосистемы наспех, или установка без минимальных познаний в этом простом вопросе.

    Установка музыки закончена, Вы с радостью идете нажать заветную кнопочку POWER на ГУ.. Есть! Включилось! И далее начинается "В этой песне нету таких свистов", или "Откуда в этой композиции шумы"..
    Один выбросит компакт диск с аудиозаписью, а другой пойдет смотреть что-же такого там натворили...
    Причина банальна - наводка!
    Куда смотреть, что делать? После долгих мучений, обладатель "горе-системы" все-таки едет в студию автозвука, где заплатив большие деньги, находясь в безизвесности, что же там такого сделали, получает свой автомобиль с "налаженной" акустической системой.
    Но остался интерес, что за чудо чудо сотворили работники студии? Читаем дальше.
    Если Ваш автомобиль в преклонном возрасте (хотя это не критерий) то первым делом нужно смотреть самый важный узел электросети - систему зажигания,
    там кроется много источников, способных создавать неблагоприятные звуки в динамиках, обычно наводки в системе зажигания дают себе знать, когда ГУ настроена на радиоприемник.. появляется какого-то рода треск,
    изменяющийся с частотой вращения коленчатого вала. Лечится заменой резистора в бегунке (1 кОм для БСЗ и 5-6 кОм для КСЗ), и осмотром других основных частей (генератор, катушка, провода и другое электрооборудование).
    Далее смотрим само головное устройство (хотя чего-ж на него смотеть? Железная коробочка с проводами.) Этот пункт оставим, вернемся к нему позже(в случае безисходности).
    Силовые провода. Ох какие они толстые, ведь наверняка не спроста. Конечно, от них в частности могут возникать неслабые наводки. Поэтому стараемся держать межблочные провода подальше от силовых.
    Раз пошел разговор про межблочники, скажу что они тоже бывают разные и резульатт при их испольхзовании может быть тоже разные. Поэтому советую не скупиться
    и приобрести провода с хорошей экранизацией.
    Что это? Какой-то тонюсенький проводок болтается под ковриком.. Смотрим.. ага, к он подключен к магнитофону.. и.. к усилителю! Конечно, стараемся отдалить его
    от вышеупомянутых силовых и м/б кабелей. Ну не любят они друг друга.
    Следующие причины встречаются редко, но вдруг именно они имеют место в вашем автомобиле?
    Акустические провода. Безусловно о экранизации тут речи быть и не может, ведь сигнал высокого уровня (уже усиленный).. поэтому попросту можно сместить их месторасположение.
    Кроссоверы. ВОзможна наводка на катушки кроссовера, при этом шумы появляются раздельно в определенной полосе делимой самим кроссом.
    Сами динамики. Самый редкий вариант. Рассматривать не будем. Незачем.

    Ну теперь, мы немного ознакомились с причинами, пойдем конеретнее.
    Берем любые динамики (От чего угодно, радио, телевизор, только обязательно рабочие).. цепляем через другие провода к магнитоле.. Если работает беспрекословно, тогда цепляем другие другие провода на кроссоверы и слушаем, если шумти - экранируем кроссоверы и заземляем,
    если нет - проблема в наводках в самой голове,
    лечится фильтрами на питание, дополнительным заземлением и прочими.. Далее лезем в багажник (Ну или в другое место где скрывается от вас усилитель).
    Отключаем от него межблочники, сигнал на включение берем с плюса питания. Тянем провода уже от него в кроссоверам. Включаем. Крутим гейн (регулируем чувствительность входного сигнала).
    Если помехи слышны, то наводка идет в самом усилителе по питанию.
    Если нет, то подключаем провод управления от ГУ, если фон появился, тогда опять же проблема в самом усилителе.. Скорее всего в его электронике.
    Далее подключаем межблочники только к усилителю (к ГУ не подключаем!). Появился фон:
    Снова подключаем провод управления от питания усилителя, вставляем м/б в ГУ, крутим чувствительность.
    Если фон есть - перемещаем м/б по салону, смотрим где первый исчезнет. Если на межблочнике есть направление, обязательно соблюдаем его.
    Последнее - проверяем состояние пайки в самих штекерах с проводом.
    Впринципе после всего вышеперечисленного наводки должны исчезнуть.. на прочие опасности отводится менее 1% вероятности, так что больше ничего тревожить не должно.

    ПОТОЛЩЕ ИЛИ ПОТОНЬШЕ?
    Разговор пойдет о проводах для аудиосистем.
    Итак, Вы купили все необходимые компоненты чтобы озвучить нутро железного коня. Встает вопрос - какие провода купить чтобы не допустить ошибки, и не переплатить
    или наоборот черезчур не сэкономить.
    Провода питания для автомагнитолы:
    На "-" и "+" самым оптимальным вариантом будут провода калибром ~2 кв. мм.(14Ga), независимо от того используете ли вы встроенный усилитель ГУ или нет.
    В особых случаях требуется прокладка провода 4 кв. мм (12Ga), когда старый АКБ, или магнитола отживает своё.
    Тянуть "+" лучше напрямую от АКБ (при отсутствии обязательно установить предохранитель как можно ближе к источнику питания, номиналом соответствующим паспортному по ГУ).
    "-" следует заземлить в непосредственной близости к головному устройсту, место контакта с кузовом нужно хорошо зачистить и обеспечить надежный контакт с кузовом.
    Провода питания для усилителя мощности:
    Вот здесь действительно лучше не скупиться и приобрести провод калибром не менее 22 кв. мм(4Ga), лучшим вариантом будет провод 35 кв. мм(2Ga). Независимо от типа и мощности устилителя.
    Такие же провода лучше использовать в связках "АКБ - кузов" и "усилитель - кузов".
    Провода должны быть как можно короче. На "+" питания усилителя также необходимо поставить предохранитель, как можно ближе к АКБ. Номинал суммарный для всех потребителей с этого провода.
    Акустические провода:
    На все динамики (кроме сабвуферов) будет оптимальным провод от 1.5 кв. мм (16Ga) до 2.5 кв. мм (14 Ga). Сердечник должен быть обязательно медным (лучше всего бескислородная медь, имеющая маркировку OFC).
    еще лучшим вариантом будет переплет из меди и посеребреного сердечника, серебро имеет свойство лучше передавать ВЧ, медь же улучшает проходимость СЧ и НЧ. Что выбрать - зависит от Вашего кошелька.
    Для сабвуферов нужен провод не менее 4 кв. мм (12Ga), но и больше 6 кв. мм (10Ga) брать не стоит. Сердечник такой-же как и в случае описанном выше.
    Межблочные кабели:
    Здесь также экономия ни к чему хорошему не приведет. Провод необходим экранированный, т.к. сигнал проходит низкого уровня, и есть большой шанс словить наводку.
    Внимательно изучите провода перед покукой, сердечники должны быть из бескислородной меди, тройная изоляция и обязательный экран из фольги (с заземлением).
    Штекеры брать желательно позолоченные, они устойчивы к окислению, и имеют свойство лучше передавать сигнал.
    Управляющий провод:
    Обычно они идут в одной косе с межблочными, но чтобы уменьшить риск появления наводок, его лучше проводить отдельно. Провод любой, пропускающий ток до 300мА.
    0.5 мм. кв. (18Ga) будет достаточно.
    Общий совет: провода желательно выбирать поэластичнее, их проще прокладывать по салону автомобиля.


    Американские калибры проволоки - система AWG (Ga)
    AWG | Диаметр мм | Сечение кв. мм | Сопротивление Ом/км
    500____17,96_________253_____________0,07
    350____15,03_________177_____________0,10
    250____12,70_________127_____________0,14
    0000___11,68_________107,2___________0,18
    000____10,40_________85,0_____________0,23
    00______9,27_________67,5_____________0,29
    1/0_____8,25_________53,5_____________0,37
    1_______7,35_________42,4_____________0,47
    2_______6,54_________33,6_____________0,57
    4_______5,19_________21,2_____________0,91
    6_______4,12_________13,3_____________1,44
    8_______3,26_________8,37_____________2,36
    10______2,59_________5,26_____________3,64
    12______2,05_________3,31_____________5,41
    14______1,63_________2,08_____________8,79
    16______1,29_________1,31_____________14,7
    18______1,024________0,823____________23,0
    20______0,813________0,519____________34,5
    22______0,643________0,324____________54,8
    24______0,511________0,205____________89,2
    26______0,405________0,128____________146
    28______0,320________0,0804___________232
    30______0,255________0,0507___________350
    32______0,203________0,0324___________578
    34______0,160________0,0200___________899
    36______0,127________0,0127___________1426
    38______0,102________0,00811__________2255
    40______0,079________0,00487__________3802
    42______0,064________0,00317__________5842
    44______0,051________0,00203__________9123

    Другие единицы измерения
    1 дюйм (", inch) = 25,4 мм 1 фут = 305 мм 1 ярд = 914 мм
    1 унция (oz) = 28,35 г 1 фунт (lb) = 453,59 г 1 лош. сила (HP) = 746 Вт


    Выбор сечения кабеля



    Распиновка ISO разъемов




    Полезные темы:

  2. # 1+

    Если Вы впервые на нашем Форуме:

    1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
    2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
    3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться - практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
    С наилучшими пожеланиями,
    Администрация Форума автозвука Магнитола


     

  3. #2
    Авторитет Начальник смены
    Репутация Репутация Репутация
    Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 434014 Аватар для KORNEEV15
    Регистрация
    02.08.2006
    Город/село
    то там , то сям...
    Сообщений
    2,455
    Спасибо (Раздал)
    1842
    Спасибо (Получил)
    1807
    Автор
    Ветеран форума

    немного теории ...дополнение ...

    Теория низких частот

    Данная статья говорит о том, что решающую роль в установке НЧ звена играет не фирма выбранного вами динамика, а акустическое оформление, ты хоть из золота динамик поставь, а он как мистери играть будет. И это не для кого не секрет, однако просто хотелось бы закрепить данную тему чтобы снять все вопросы, в том числе и для новичков.

    С верхнечастотными и среднечастотными головками дело обстоит относительно просто: ВЧ головки свое акустическое оформление несут на себе, а СЧ - требуют в минимальных размерах. Иное дело - басовики. Здесь почти все определяется выбором акустического оформления, причем в зависимости от этого выбора пересмотру будут подлежать все сообщенные вам параметры: и мощность, и диапазон частот, и, в известном смысле - цена. Ибо при умелом выборе параметров можно добиться тошнотворного звучания самого дорогого и породистого басового динамика.
    Задача любого низкочастотного акустического оформления решается по древнему принципу "разделяй и властвуй". "Разделяй" означает, что колебания, излучаемые одной стороной дифузора должны быть чем-то отделены от колебаний, создаваемых обратной его стороной, одновременно и в противофазе с первыми. "Властвуй" означает, что с отсеченными таким образом "лишними" звуковыми волнами можно поступить по разному.
    Исторически первым акустическим оформлением был акустический экран. Он держит оборону, не пуская колебания с одной стороны диффузора на другую и не давая им взаимно уничтожиться вплоть до частот, на которых кратчайшее расстояние между лицевой и обратной стороной диффузора станет сопоставимо с длиной полуволны излучаемой частоты. А ниже этой частоты акустический экран "расписывается в полном неумении" и предоставляет противофазным волнам гасить друг друга как им заблагорассудится. Для пресечения акустического короткого замыкания на частоте, скажем, 50 Гц, щит должен иметь размер 3 метра на 3. Поэтому этот вид акустического оформления практическое значение давно утерял, хотя и используется до сих пор в качестве эталонного при измерении параметров динамиков.

    Конструктивно простейшее акустическое оформление из практически применяемых- закрытый ящик (sealed или closed в зарубежной терминологии). Здесь с ненужными колебаниями поступают решительно и круто: запертые в замкнутом пространстве позади диффузора, они рано или поздно угаснут, и превратятся в тепло. Количество этого тепла мизерно, но в мире акустики все носит характер малых возмущений, поэтому то, как происходит этот термодинамический обмен, небезразлично для характеристик акустической системы. Если позволить звуковым волнам внутри корпуса громкоговорителя болтаться без присмотра, значительная часть энергии будет рассеяна на содержащемся внутри корпуса объеме воздуха, он, пусть и незначительно, нагреется и изменится упругость воздушного объема, причем в сторону повышения жесткости. Для того, чтобы этого не происходило, применяют заполнение внутреннего объема звукопоглощающим материалом. Поглощая звук, этот материал (обычно вата, натуральная, синтетическая, стеклянная или минеральная), поглощает и тепло. Из-за существенно большей, чем у воздуха, теплоемкости звукопоглощающих волокон повышение температуры становится намного меньше и динамику "кажется", что позади него существенно больший объем, нежели не самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема по сравнению с геометрическим на 15 - 20%. В этом, а вовсе не в поглощении стоячих волн, как считают многие, заключается основной смысл введения звукопоглощающего материала в закрытые громкоговорители.
    Разновидностью этого (а не предыдущего, как часто полагают) типа акустического оформления является так называемый "бесконечный экран". В англоязычных источниках такой тип оформления называют infinite baffle или free-air. Все приведенные названия одинаково дезориентируют. Мы все тут взрослые люди и понимаем, что бесконечного экрана на практике быть не может. На самом деле бесконечным экраном принято считать закрытый ящик с объемом настолько большим, что упругость заключенного внутри него воздуха значительно меньше упругости подвески диффузора, так что динамик эту упругость просто не замечает и характеристики акустической системы определяются только параметрами головки. Где проходит та граница, начиная с которой объем ящика становится как бы бесконечным, зависит от параметров динамика. Впрочем, при решении практических задач таким объемом всегда оказывается внутренний объем багажника, который, даже у небольшого автомобиля будет давать реакцию "бесконечно большого" объема даже для большого динамика. Другое дело, что не всякий динамик будет хорошо работать в таком оформлении, но это мы обсудим отдельно, когда будем говорить о выборе динамика под акустическое оформление (или наоборот).
    При всей (кстати, кажущейся) простоте закрытого ящика как акустического оформления низкочастотного звена автомобильной акустики, это решение обладает многими достоинствами, отсутствующими у других, более мудреных конструкций.
    Во-первых, простота (или пости простота) расчета характеристик. У закрытого ящика есть всего один параметр - внутренний объем. Уж один-то можно правильно выбрать, если постараться! Поле для ошибок здесь сведено к минимуму.
    Во-вторых, во всем диапазоне частот, вплоть до нуля, колебания диффузора сдерживаются упругой реакцией воздушного объема внутри ящика. Это существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. Не знаю, насколько утешительно это звучит, но у заядлых любителей баса динамики в закрытых ящиках, бывает, горят, но практически никогда не "выплевываются".
    В-третьих, только закрытый ящик является акустическим фильтром второго порядка, то есть имеет спад АЧХ ниже частоты резонанса системы головка-ящик крутизной 12 дБ/окт. А именно такой крутизной, только в противоположным знаком, обладает АЧХ внутреннего объема салона автомобиля, ниже некоторой частоты. Если угадать, рассчитать или измерить (как кому доведется) - появляется возможность получить идеально горизонтальную частотную характеристику на нижних частотах.
    В-четвертых, при грамотном выборе параметров головки и объема для нее закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.
    Естественный вопрос теперь - так в чем же подвох? Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления?
    Подвох один-единственный. К.п.д. У закрытого ящика он - наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность. Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко…
    Следующий по распространенности тип акустического оформления - фазоинвертор (ported, vented, bass-reflex), более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает, по принципу "нет отходов - есть не исопльзованные ресурсы". Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством - вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. Это может на первый взгляд показаться парадоксом - как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это - факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны. Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее "прозрачным" для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.
    Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфра низких частот. Отрезая часть спектра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 - 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.
    Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.
    Из-за наличия двух взаимосвязанных колебательных систем фазоинвертор является акустическим фильтром четвертого порядка, то есть его АЧХ теоретически имеет спад 24 дБ/окт ниже частоты настройки. (Реально - от 18 до 24). Получить горизонтальную АЧХ при установке в салоне практически невозможно. В зависимости от соотношения размера салона (а, стало быть, характерной частоты, с которой начинается подъем АЧХ внутренней акустики) и частоты настройки фазоинвертора суммарная характеристика может иметь отклонения от деликатного горба до безумных Амурских волн. Горб, то есть плавный подъем АЧХ на низших частотах часто бывает как раз тем что надо для оптимального субъективного восприятия басов в зашумленном пространстве, а вот резкие перепады амплитуды при неудачном выборе параметров снискали фазоинвертору, совершенно незаслуженно, прозвище boom-box ("бухало"). Чтобы восстановить справедливость, заметим, что бухающего эффекта можно добиться и от закрытого ящика - я в следующий раз объясню, как; а правильно рассчитанный фазоинвертор способен дать очень ясный и музыкальный бас при разумной подводимой мощности.
    Разновидностью фазоинверторного оформления является громкоговоритель с пассивным излучателем (или радиатором). Иноязычные термины: passive radiator, drone cone. Здесь творая колебательная система, позволяющая утилизовать энергию, снимаемую с задней стороны диффузора, реализована не в виде массы воздуха в тоннеле, а в виде второго диффузора, ни к чему не присоединенного, но утяжеленного до требумой массы. На частоте настройки этот диффузор колеблется с наибольшей амплитудой, а основной - с наименьшей. С продвижением вверх по частоте они постепенно меняются ролями. До недавнего времени этот тип акустического оформления не находил применения в мобильных установках, хотя в домашних используется довольно часто. Причиной нелюбви были неоправданные хлопоты по добыванию второго диффузора (это, обычно, такой же динамик, но без магнитной системы и звуковой катушки) и трудности в размещении двух больших диффузоров там, где у обычного фазоинвертора надо разместить диффузор и небольшой тоннель. Однако в самое последнее время автомобильные сабвуферы с пассивным излучателем появились - нужда заставила. Дело в том, что в последнее время стали появляться динамики нового поколения с очень большим ходом диффузора, рассчитанные на работу в малых объемах. Объем "выдуваемого" ими при работе воздуха очень велик, и отннель пришлось бы делать занчительным в диаметре (иначе скорость воздуха в тоннеле возрастет настолько, что он будет шипеть как паровоз). А сочетание малого объема и большого диаметра тоннеля заставляет выбирать для тонеля большую длину. Вот и оказалось, что фазоинверторы обычной конструкции для таких головок украсились бы трубами метровой длины. Чтобы избежать таких никому не нужных казусов, предпочли требуемую соколеблющуюся массу сосредоточить в пассивном излучателе с ходом диффузора, таким же, как и у активного динамика.
    Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) - полосовой громкоговоритель (bandpass). Иногда встречается название "громкоговоритель с симметричной нагрузкой" (symmetric loading). Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот.
    Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка (single reflex). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симетричная нагрузка".
    Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте - чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола. Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно - с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе. Колокол при этом вытянется в высоту.
    Бандпасс - капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Согласование частотных характеристик сабвуфера, салона и фронтальной акустики также связано с известной головной болью. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе. Чем же это компенсируется?
    Прежде всего, как говорилось - высочайшим к.п.д.
    Во-вторых - тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установщика (или любителя) с фантазией. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, гда может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает (и многие соглашаются) соединять выход сабвуфера с салоном. Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.
    Еще большей эффективностью обладают полосовые громкоговорители 6-го порядка с двумя тоннелями. Камеры такого сабвуфера настраиваются с разносом примерно в октаву. Двойной бандпасс обеспечивает меньшие искажения в рабочей полосе, поскольку динамик нагружен фазоинверторами с обеих сторон диффузора, со всеми преимуществами такой нагрузки, но имеет более крутой, по сравнению с одинарным, спад АЧХ ниже рабочей полосы.
    Промежуточное положение занимает так называемый квази-полосовой громкоговоритель, он же - с последовательной настройкой, где задняя камера соединена тоннелем с передней, а передняя еще одним тоннелем - с окружающим пространством.
    Трехкамерные полосовые громкоговорители представляют собой просто альтернативные конструктивные реализации обычных полосовых, и составлены из двух обычных, полсе чего убрана разделяющая их стенка.
    Существует еще три варианта акустического оформления низкочастотной акустики, которые хоть и сужществуют, но применения практически не находят. Первый из аутсайдеров - акустический лабиринт, где "отвод энергии" от тыльной стороны диффузора происходит по длинной трубе, обычно сложенной для компактности, но все равно увеличивающей габариты сабвуфера до пределов, недопустимых в мобильной установке.
    Второй - экспоненциальный рупор, который для получения достаточно низкой граничной частоты должен иметь циклопические размеры, что делает редкостью его использование в низкочастотном звене даже в стационарных системах, где места побольше, чем в автомобиле.
    Третий тип, имеющий единичные прецеденты применения - громкоговоритель в апериодической нагрузкой в виде сосредоточенного акустического сопротивления (aperiodic membrane). У нас раньше это называлось ПАС - панель акустического сорпотивления. Идея заключается в том, что нагрузкой для диффузора является близкорасположенная полупроницаемая преграда, например, плотная ткань или слой секловаты, зажатый между перфорированными панелями. Теоретически, такая нагрузка носит неупругий характер и, как амортизатор в автомобильной подвеске, гасит акустическую энергию, не влияя на резонансную частоту динамика. Но это - теоретически. А на практике наличие воздушного объема между динамиком и ПАС создавало такую мешанину характеристик и реакций, что результаты становились малопредсказуемы.


    Итак, из беглого взгляда на основные типы акустического оформления ясно, что совершенства в мире нет. Любой выбор будет компромисом. А чтобы существо компромиса стало яснее, давайте завершим эту заочную встречу как положено - подведением промежуточных итогов. Сравним рассмотренные варианты с точки зрения основных факторов, определяющих успех их использования в мобильной аудиоустановке.
    К этим факторам следовало бы отнести:

    К.П.Д.
    Величина к.п.д., присущего тому или иному типу акустического оформления определяет, в конечном счете, насколько мощный усилитель понадобится для достижения требуемого уровня громкости, а заодно и насколько трудна будет жизнь динамика.
    В наиболее важном с точки зрения воспроизведения информации басового регистра диапазоне частот 40 - 80 Гц места распределятся так: узкополосные полосовые громкоговорители - чемпионы в этом зачете, особенно - двухтоннельные 6-го порядка. За ними идут широкополосный двухтоннельный и обычный фазоинвертор. И наконец, самые охочие до подводимой мощности - закрытый ящик и широкополосный одинарный бандпасс.

    Вносимые искажения
    В нижней октаве - полутора музыкального диапазона (30 - 80 Гц) все типы акустического оформления ведут себя прилично при небольших уровнях мощности. Фазоинвертор и полосовой громкоговоритель - несколько лучше других, но ненамного. А вот при больших мощностях соперники растягиваются вдоль дистанции. Наилучшие результаты здесь следует ожидать от двойного полосового громкоговорителя. За ним - одинарный полосовой и фазоинвертор. И замыкает цепь - закрытый ящик, дающий наибольшие искажения при больших амплитудах сигнала.

    Импульсные характеристики
    Точная передача фронтов басовых инструментов - едва ли не главное качество для басовой акустики. Немного проку в низких басовых потугах, если они будут смазанными и вялыми. В этом отношении закрытый ящик обещает наилучшие результаты (при правильном расчете).Переходные характеристики фазоинвертора могут быть очень достойными, но все же в среднем уступят закрытому оформлению. Одинарные полосовые громкоговорители имеют неплохие характеристики, которые, однако, ухудшаются с расширением полосы пропускания. Наихудшей реакцией на импульсный сигнал обладает двойной полосовой громкоговоритель, опять же, в особенности - широкополосный.

    Согласование в фронтальной акустикой
    Работа сабвуфера должна быть, начиная с определенной частоты, перепоручена мидбасам фронтальной акустики. Для закрытого ящика и фазоинвертора это не проблема и конструктор системы обладает изрядной свободой в выборе частоты раздела полос, поскольку и эта частота и крутизна спада определяются внешними цепями. А вот узкополосные бандпассы часто обладают собственным спадом частотки уже начиная с 70- 80 Гц, где далеко не все мидбасы могут безболезненно подхватить песню. Требования к мидбасам при этом усложняются, да и работа с кроссовером проще не становится.

    Поместим все вышесказанное в таблицу, на основе привычной нам пятибалльной системы:



    взято с http://sovserv.ru/vbb/showthread.php?t=85188&page=1


  4. #3
    Супер-Модератор Начальник кадров
    Репутация
    Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 2798190 Аватар для Хоттабыч
    Регистрация
    26.09.2008
    Город/село
    заУРАвЛОМ
    Сообщений
    21,989
    Спасибо (Раздал)
    51839
    Спасибо (Получил)
    35107
    Более 5 лет на форуме

    Re: немного теории

    Цитата Сообщение от KORNEEV15 Посмотреть сообщение
    серебро имеет свойство лучше передавать ВЧ
    200 000 гц слушать будем?
    Цитата Сообщение от KORNEEV15 Посмотреть сообщение
    сердечники должны быть из бескислородной меди
    статья полезная,но не помешала бы небольшая редакция.


Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
  cc by-nc-sa