Вложений: 6
Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик)
Не будем углубляться в теорию четвертьволнового резонатора или в простонародье – четвертьволновик (ЧВ), а рассмотрим вещи с бытовой точки зрения обычного пользователя. У данного типа оформления, используемого для сабвуфера, есть как преимущества, так и недостатки, последних впрочем совсем не много.
Вложение 185819Вложение 185821Вложение 185823
Основными преимуществами ЧВ являются:
низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;
высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.
Согласитесь, это просто отличный бонус даже к самому хорошему сабвуферу.
Однако, есть и недостатки:
занимает приличную часть багажника, если не его весь;
довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ.
противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.
В двух словах, если Вам не жалко места – ЧВ будет лучшим выбором оформления для сабвуфера. Итак, классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении. На рисунке 1 представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля. На рисунке изображен туннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.
Вложение 185825
Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = 1,5*(3,14*((Dсабвуфера/2)^2)). Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Мы рекомендуем использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной и наиболее универсальной настройкой считаем 39-41Гц.
Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(30см). Sтуннеля = 1,5*(3,14*((30/2)^2)) = 1060кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!
Вложение 185827
Для тех пользователей, которым качество звучания особенно важно,рекомендуется использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.
Вложение 185829
Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения…?” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!
информация взята с сайта www.digitaldesigns.ru
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Интуитивно понятно, что не следует изготавливать корпус лабиринта по вышеприведённым формулам без привязки их к параметрам Тиля-Смолла конкретно взятого динамика. Если по домашке эти расчёты есть в инете (http://www.vegalab.ru/index.php?opti...sk=view&id=229), то по автомобильным сабам литературы я, к сожалению, не нашёл.
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Говорят,что тут основополагающим моментом является лишь диаметр саба.Параметры Т/С просто влияют на звучание.Якобы сравнивали разные сабы в одном и том же ЧВ
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Я бы только процентовочку в первом посте снизил!!!!!!=) А то некоторые ж могут не так понять и потом ищи свещи децибелыгы ГЫ гы
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло Я бы только процентовочку в первом посте снизил!!!!!!=) А то некоторые ж могут не так понять и потом ищи свещи децибелыгы ГЫ гы
Насколько снизятся ?
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Цитата:
Сообщение от
ШАША Насколько снизятся ?
я бы не сказал,что она прямо-таки сильно снизится. Вполне реальная
Вложений: 4
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
В развитие темы.
Формула: Sтуннеля = 1,5*Sдифф. Но диффузоры же не плоские, а конические в большенстве своем. Ведь померив радиус диффузора и посчитав площадь, мы не получим её точное значение. Решил посмотреть зависимость площади от площади порта на 16 см динамике.
Вложение 356502
Вложение 356504
Зависимость линейная, это понятно из формулы. Но так нагляднее. Для себя при конструировании я бы взял нечто среднее 200см^2.
Ну и немного мыслей про частоту настройки. Так же посчитал и построил график зависимости.
Вложение 356506
Вложение 356508
Тут же зависимость нелинейная. И получается при изменении частоты на 1 Гц, длина порта (в районе 40Гц) увеличивается на 5 см. Следовательно, грубо говоря, при построении можно пренибригать длинной вплоть до +/- 5 см. Ведь изменение мы получим лиш в 1 Гц.
Далее хочу сделать чертежи.
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Цитата:
Сообщение от
Pterodon Говорят,что тут основополагающим моментом является лишь диаметр саба.Параметры Т/С просто влияют на звучание.Якобы сравнивали разные сабы в одном и том же ЧВ
Для любого рупора основные показатели - площадь излучателя и его резонанс.Эти показатели лежат в Т/С параметрах.
Ну и,кроме этих данных,можно по общей добротности предварительно прикинуть вариант оформления басовика:
- если "хилый - сразу в гроб",)) - точнее в ЗЯ,
- если мощный мотор и высокий BL в зазоре,то очевиден ранний спад на низких частотах и единственный вариант вытащить бас - рупор.
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Цитата:
Сообщение от
Датсун если мощный мотор и высокий BL в зазоре,то очевиден ранний спад на низких частотах и единственный вариант вытащить бас - рупор.
каким образом эти два параметра влияют на спад внизу?
Re: Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик
Цитата:
Сообщение от
Pterodon каким образом эти два параметра влияют на спад внизу?
Только если низкая полная добротность.