Форум автозвука и установки музыки в автомобиль
Показано с 1 по 4 из 4

Усилители

  1. #1
    Авторитет Начальник смены
    Репутация Репутация Репутация
    Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 434014 Аватар для KORNEEV15
    Регистрация
    02.08.2006
    Город/село
    то там , то сям...
    Сообщений
    2,455
    Спасибо (Раздал)
    1842
    Спасибо (Получил)
    1807
    Ветеран форума

    Усилители

    Этот участник тракта звуковоспроизведения кажется самым простым. Судить об этом можно хотя бы по количеству производителей — их сотни, если не тысячи. Сравните с десятками производителей приводов CD и многими десятками – головок громкоговорителей. Это единственный узел аудиосистемы, который может собрать вроде бы каждый. Но в построении усилителя немало технологических тонкостей и малоизвестных схемотехнических заморочек, поэтому приятно звучащих усилителей выпускается намного меньше, чем аналогичной акустики. Объясняется это действием механизма комбинационных искажений, о которых рассказано в статье «Введение в Звук». Поэтому несколько процентов гармоник, добавляемых магнитной лентой или динамиком, малозаметны, а сотые доли процента иного усилителя делают его звучание невыносимым.
    Игнорируя эти сложности, в первом номере журнала «Автозвук» в далеком теперь 1998 году было заявлено, что от усилителей требуется только мощность. Статья, которую Вы сейчас читаете, продемонстрирует ошибочность этого тезиса. Прочитав ее, нельзя спроектировать усилитель, для этого нужна книжка минимум на пару сотен страниц, основное предназначение статьи – помочь понять, почему то или иное схемное или технологическое решение отрицательно или благотворно влияет на звук и какие сложности на самом деле скрыты в конструировании усилителей.

    Рассмотрим структуру современного транзисторного двухтактного бестрансформаторного усилителя. О лампах поговорим попозже. То, что с 1970-х годов усилители делаются почти исключительно транзисторные двухтактные и практически только бестрансформаторные после предшествовавших десятилетий выпуска ламповых преимущественно однотактных трансформаторный усилителей – это счастье, обусловленное возможностью изготавливать полупроводниковые структуры различной проводимости, в отличие от ламп, в которых между анодом и катодом в принципе можно приложить только положительное напряжение. В лампах возможна только эмиссия электронов из катода, а в полупроводниках есть и электроны, и есть т. н. «дырки», т. е. позиции в кристаллической решетке, лишенные электронов. Поэтому удается выпускать комплементарные транзисторы, т. е. такие, которые имеют одинаковые параметры при противоположных проводимостях.

    Схемотехника

    Типичный усилитель начинается с узла предварительного усиления, в котором происходит регулируемый подъем уровня звукового сигнала от головного устройства (диапазон от нескольких десятых долей вольта, как в дешевых «балалайках» и младших Альпайнах», до 3–4 вольт, как в топовых Накамичи и Кларионах), причем в автомобильных усилителях тракты несимметричны, если принимать во внимание стереофоническую структуру усилителя – предварительные усилители собираются обычно на операционных усилителях (ОУ) в интегральном исполнении (почему я делаю такую оговорку? Да потому, что в 70-е годы довелось иметь дело с ламповыми ОУ) и для того, чтобы усилитель можно было «замостить», делают усиление разного знака. Достигается это в основном двумя методами – либо (чаще всего) простым добавлением в один из каналов инвертирующего ОУ, либо противофазной схемотехникой операционников в стереоканалах. Кроме того, в большинстве усилителей имеется узел регулировок, которые именуется кроссовером, включающим фильтры, которые пропускают верхние («хайпас») и нижние («лоупас») частоты, а также резонансную схему подъема баса на частотах обычно 40–50 Гц, часто регулируемую.
    Далее идет усилитель мощности, который, как правило, имеет схемотехнику мощного операционного усилителя и включает в себя предварительный каскад, каскад усиления напряжения и каскад усиления тока, всегда двухтактный бестрансформаторный. Обязательный узел – источник питания, который в автомобильной аппаратуре всегда собран по схеме преобразователя напряжения с отдельным задающим генератором и двухтактным усилителем мощности.
    Предварительный каскад усилителя мощности обычно содержит дифференциальный (балансный) каскад и используется для введения сигнала отрицательной обратной связи (ООС) по переменному току, т. е. по усиливаемому звуковому сигналу. При этом обязательно вводится 100% ООС по постоянному току, благодаря чему обеспечивается высокая стабильность режимов усилителя – любое отклонение от нуля постоянного напряжения на выходе усилителя моментально парируется ООС. Часто в качестве входного каскада используется готовый операционный усилитель (ОУ) в интегральном исполнении. Что есть не хорошо. И вот почему…

    Проблемы транзисторов

    Самый лучший операционный усилитель – это кусок медного провода J. Первая проблема в выборе режимов работы транзисторов, которая усугубляется в дифференциальном включении. Схема с общим эмиттером ОЭ, наиболее часто применяемая в усилителях, при определенных достоинствах (наибольший коэффициент усиления мощности по сравнению со схемами с общим коллектором ОК и с общей базой ОБ) вносит и наибольшие нелинейные искажения. Обусловлены они не только нелинейностью вольт-амперной характеристики (ВАХ) биполярного транзистора, как такового, но и целым рядом неприятностей. При резистивной нагрузке каскада при изменении тока коллектора происходит и изменение напряжения на коллекторе, что также приводит к нелинейности коэффициента усиления каскада. При низких токе и напряжении коллектора снижается как коэффициент усиления, так и граничная частота усиления, причем при изменении тока коллектора происходит и синхронное изменение граничной частоты. Изменение этих параметров по сравнению с приведенными в справочниках просто чудовищное, так, коэффициент усиления, который для типичного применяемого в этих каскадах дискретного транзистора малой мощности при токе коллектора 5 миллиампер находится в области 100–700, а при токе в десятки микроампер, который применяют для снижения коэффициента шума, снижается до нескольких десятков, но самое катастрофическое снижение происходит с граничной частотой. При тех же токах она снижается с нескольких сотен мегагерц до десятков или даже единиц килогерц. А такие величины очень критичны для петли обратной связи. К тому же при низких напряжениях на коллекторе возрастает емкость коллектора, что вкупе с эффектом Миллера (динамическая емкость) вредит как частотной характеристике, так и устойчивости усилителя. В результате для обеспечения устойчивости усилителя с замкнутой петлей обратной связи усилитель приходится перекорректировать и качество звука существенно страдает.
    Ко все этим ужасам добавляется то, что в дифференциальном включении дифференциальное напряжение каскада имеет суженный диапазон. С этим можно бороться путем включения нешунтированных эмиттерных резисторов, результатом чего становится низкий коэффициент усиления каскада и повышенное его выходное сопротивление.Куда ни кинь – всюду клин L

    Продолжим по схемотехнике усилителя. За предварительным каскадом идет каскад усиления напряжения. Предварительный каскад тоже усиливает напряжение, причем даже больше, если иметь в виду коэффициент усиления, но в термин «каскад усиления напряжения» вкладывается другой смысл – это каскад, который «разгоняет» амплитуду усиливаемого сигнала до максимально возможных величин, в идеале – до половины напряжения питания. В традиционной схеме это каскад с ОЭ, который, как было показано выше, имеет большие нелинейные искажения из-за изменения коллекторного тока в диапазоне от 0 до 2 токов покоя и изменения напряжения от напряжения насыщения полностью открытого транзистора (0.5–0.7 вольта и больше) до почти полного напряжения питания. К тому же несимметричные частотные характеристики на максимумах сигнала противоположных знаков. Те из разработчиков, кто понимает суть проблемы, борется с этим. Наиболее распространен способ замены нагрузочного резистора на источник стабильного тока. Реже применяется способ симметричного построения усилителя, т. е. когда внутри усилителя от входа до выходного каскада усиления тока «прячутся» сразу два усилителя: входной каскад и каскад усиления напряжения в двух симметричных экземплярах на комплементарных транзисторах, благодаря чему каждый экземпляр усиливает свою полуволну сигнала. На выходе каскады усиления напряжения оказываются встречно нагружены друг на друга, что в сущности эквивалентно нагрузке на источник тока.
    Самый редкий способ построения каскада усиления напряжения, но и самый высококачественный – на основе схемотехники с общей базой. Такой каскад не усиливает ток, поэтому нет нелинейных эффектов, связанных с усилением тока. Недостатки – низкое входное и высокое выходное сопротивление – вполне преодолимы при правильном схемотехническом решении. В этой связи стоит обратиться к схеме самого одиозного усилителя последних двух десятилетий – «усилителя высокой верности» (УВВ) Н. Е. Сухова, схема которого впервые была опубликована в 1989 году в журнале «Радио» № 5–7 и впоследствии была многократно воспроизведена во многих изданиях. Сколько копий вокруг него было сломано… Для себя я это объясняю датой публикации и большим пиететом, сложившимся в радиолюбительской общественности к автору публикации. Кстати, и я являюсь поклонником его творчества. А дата… Это было начало конца беззаботной советской жизни, людям стало не до конструирования в служебное время и бескорыстного публикования. За время, прошедшее с тех пор, было опубликовано не больше 2–3 интересных оригинальных усилителей. И я не стал публиковать свои разработки – пригодится со временем в условиях острого дефицита хорошо звучащих усилителей. А УВВ не стоит шумихи, которая вокруг него поднята. Разберем его схему, которая является не более, как адаптацией под советские детали ГДРовской схемы 1977 года. Входной каскад собран на интегральном операционном усилителе, нагруженном на эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 (нумерация деталей указаны в соответствии с упомянутой публикацией в «Радио»)…
    Прервемся на небольшое лирическое отступление. Когда в середине 90-х появилась аудиопресса и первым в ней был журнал «Аудиомагазин» («АМ»), то, естественно, началось обсуждение (и осуждение!) УВВ.
    Сухов не мог смолчать и опубликовал ответ «Правда и «сказки» о высококачественном звуковоспроизведении» в «Радио» № 7 за 1998 год. Пафос той статьи мне тоже близок и понятен, но не со всеми высказываниями Сухова можно согласиться. Прицепившись к высказыванию автора «АМ» В. Зуева, что «микросхема» на входе усилителя наверняка украдет глубину стереопанорамы», Сухов возмущается – почему именно этот ОУ украдет глубину, а десяток ОУ, через которые сигнал проходит до УВВ, ничего не украдут? Крадут, Николай Евгеньевич, еще как крадут! Каждый убранный с пути сигнала операционник – это благо для звука, ибо это слышно, для чего не нужно быть шарлатаном и мракобесом, как в случае с проводами. Придется сделать еще одно лирическое отступление. В усилителях, охваченных отрицательной обратной связью, качество звучания определяется тем, нсколько правильно это сделано. Идеальным объектом для охвата ООС является усилитель с линейной АЧХ, продолжающейся не менее, чем до 20 КГц, а после этой точки, называемой полюсом АЧХ, имеет равномерный спад с крутизной 6 дб/октава до частоты, на которой усиление снижается до единицы. Такой усилитель в ответ на подачу импульса дает отклик без колебаний, без искажений и признаков самовозбуждения. Этот усилитель будет устойчив при замыкании цепи ООС при любом коэффициенте усиления не меньше 1. Легко ли это? Вовсе нет. Типичный ОУ имеет коэффициент усиления от десятков до сотен тысяч, а некоторые и до нескольких миллионов. Умножьте это на несколько десятков коэффициента усиления каскада усиления напряжения и получите цифру от миллиона (80 децибел) до ста миллионов (12 0дб). При крутизне спада усиления 6дБ/октава получим, что граничная частота усиления (линейного!) будет от десятков до сотен Гигагерц! Эти цифры не достигнуты даже в компьютерных процессорах! Идеальный усилитель должен содержать один каскад усиления напряжения и каскад усиления тока, тогда можно достичь идеальной АЧХ с одним полюсом. Но в типичном ОУ 2–3 каскада, плюс каскад усиления напряжения тоже имеет однополюсную характеристику, да и усилитель тока имеет несколько полюсов в рассматриваемом из-за того, что мощные транзисторы, применяемые в УНЧ, имеют невысокие граничные частоты. Каждый полюс означает повышение крутизны спада АЧХ. Что по теории систем с ОС выдающегося математика Найквиста означает неустойчивость системы. Для компенсации спадов применяют коррекцию по опережению, это помогает обеспечить устойчивость в целом при замкнутой цепи ООС, но, если компенсация не точная, то возникают дополнительные изломы на АЧХ, что приводит к затягиванию фронтов и появлению подвозбуждения в сигнале. Все это приводит к ухудшению звука, потере детальности и т. п. Из этого рассмотрения следует, что входной каскад необходимо собирать только на дискретных транзисторах, а не на ОУ, причем принимать меры по расширению линейного, амплитудного и частотного диапазонов. Тогда при граничной частоте усилителя с разомкнутой цепью ООС 20–30 Кгц разумная частота единичного усиления будет несколько десятков, даже сотен мегагерц (что вполне достижимо на современной элементной базе) при коэффициенте усиления, выбираемым (а не задаваемым примененной элементной базой) равном нескольким тысячам, что при коэффициенте усиления УМ с замкнутой ООС равной 10-20 обеспечивает глубину ООС 40 дб, чего вполне достаточно для достижения низких искажений, если все каскады в УМ будут высоколинейны.
    К сожалению, большинство любителей звука не удосуживаются разобраться в этих тонкостях, особенно буянят «ламповики», начисто отрицающие необходимость ООС. Да и представление у них о работе ООС наивно-примитивные. В радиолюбительской прессе последних лет можно прочитать, что, например, сигнал ООС циркулирует в системе подобно эху в пустом зале, что-то вроде известного античного софизма от том, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху – пока он пробежит расстояние до нее, она успеет проползти какое-то расстояние и т. п. до бесконечности. Софизм этот был преодолен с появлением дифференциального исчисления – этот софизм попросту описывает алгортим вычисления предела, он же момент обгона Ахиллесом черепахи. Или, например (ж-л «Радиолюбитель»№ 12 за 1999г), видимо, школьный учитель из провинции, кончивший максимум техникум, утверждает, что «введение ОС сродни гаданию на кофейной гуще – не понимая сути явления, они прячутся за лесом сложнейших формул». А сам, в силу нехватки образования, не способный разобраться в теории, призывает считать продукт действия ОС результатом интерференции, в качестве образца приводя школьные опыты по оптикеJ.
    Выше было показано, что для обеспечения высокого качества звучания усилитель должен быть весьма и весьма широкополосным. Даже если схемотехника и элементная база обеспечивают такой результат, он может быть недостижим по причине неудачного монтажа. Именно этим зачастую определяется разница в качестве звучания аппаратуры, собранной по вроде одинаковым схемам, но локальные положительные обратные связи вызывают подвозбуждение и порчу звука. Конкретный пример – усилители Пауэрампер и PPI. (См. статью А. Шихатова в «Радио» № 11, 2001г.) Поэтому разводка монтажа усилителя – не менее важный элемент конструирования усилителя, чем разработка схемы. И поэтому каждый операционник на пути звука – это не просто препятствие, это лишнее его, звука, омертвление.
    Продолжим анализ УВВ. Даже не будем придираться к нештатному режиму работы ОУ, что приводит к увеличению искажений. Рассмотрим связку VT1,VT2,VT7, имеющим схемотехнику ОК-ОБ-ОБ. Тут нужно еще одно лирическое отступление.
    В любом учебнике по транзисторной схемотехнике (кстати, и ламповой тоже, просто таких учебников минимум полвека не было) рассматривается вопрос вносимых нелинейных искажений, которые среди прочих причин зависят от сопротивления нагрузки, в тч от соотношения сопротивлений предыдущего и последующего каскадов. Читая статьи с описанием схем, понимаешь, что авторы этих статей учебников не учили, а если и учили, то накрепко забыли. Суть проблемы в том, что с уменьшением сопротивления нагрузки нелинейные искажения растут до очень больших величин – до десятков процентов! А каскад ОБ среди прочих имеет наименьшее входное сопротивление (десятки-сотни ом) и наибольшее выходное (десятки-сотни килоом, речь о малосигнальных режимах). И когда в УВВ каскад с ОБ VT2 (основное его назначение в данной схеме – это сдвиг по уровню постоянного напряжения) нагружен на резистор R17 всего 75 ом и сравнимое с ним входное сопротивление каскада с ОБ VT7, то понятно, что эта связка сигнал не усиливает, а ослабляет, а остальной усилитель с цепью ООС в основном занимается тем, что пытается уменьшить искажения, вносимые этой связкой. Цепочка C6R6, соединяющая VT1 с VT2 тоже звука «не озонирует» по вышеприведенным причинам, ее рекомендуется удалить вместе с заменой всех транзисторов на более высокочастотные.
    Рассмотренное явление лежит и в основе категорического неприятия «ламповиками» ООС. Дело в том, что практически все ламповые усилители собраны с применением трансформаторов. Помимо того, что этот узел нелинейный из-за явлений гистерезиса, насыщения магнитопровода и тп, так еще и резонансный, из-за чего ослабляются высшие и низшие частоты. Поэтому АЧХ трансформаторного лампового УЗЧ (ТЛУЗЧ), благопристойно выглядящая на малых мощностях, в случае приближения уровней к предельным имеет все бОльшие завалы на краях диапазона. Нелинейные искажения большинства ламп состоят в основном из второй гармоники и ряда других четных, которые являются консонантными, т. е. созвучными основному тону звука, поэтому они не сильно портят звук и благодаря яркости можно сказать, что компенсируют глуховатость тембра ТЛУЗЧ. Поэтому фанаты «лампового» звука считают, что ООС портит звук. Действительно, катодный повторитель, объявленный «ламповиками» вне закона, обеспечивает более легкие условия для работы предыдущего каскада с общим катодом и аналогичного следующего каскада и снижает нелинейные искажения, в основном второй гармоники, столь любимой «ламповиками». Они к тому же очень не любят и двухтактные трансформаторные выходные каскады, ведь в них в принципе уничтожаются четные гармоники. Нечетные гармоники остаются, а, поскольку они неконсонантны, то и реально портят звук. Тут мне крыть нечем, двухтактные трансформаторные ЛУЗЧ без или с малой ООС действительно звучат неприятно. Впрочем, и однотактные усилители с точки зрения натуральности звука, детальности, пространственного разрешения и динамики, отнюдь не образец правдивости. Ничего хорошего, кроме комфортности, о них сказать нельзя.
    Отрицать само по себе применение ламп нелепо, т. к. приятное звучание достигается минимальными усилиями. Более того. В каскаде усиления напряжения наиболее целесообразно применение именно лампы, как имеющей на большИх амплитудах меньшие искажения, чем транзистор. Такие усилители под названием «гибридных» имеют определенное распространение на рынке. Хотя признать их очень хорошо звучащими тоже нельзя, поскольку во всех имеющихся на рынке усилителях лампа действительно используется в качестве драйвера высокого напряжения, но до нее всегда установлено 1–2 ОУ. Увы…

    Принципиально нерешаемая, хотя и существенно сглаживаемая проблема двухтактных усилителей мощности — центральная отсечка — момент переключения между плечами усиления отрицательной и положительной полуволн сигнала. Проблем немало. Первая – неравенство коэффициента усиления разнополярных полуволн. Излом в точке перехода через ноль порождает искажения. Вторая проблема в том, что электронные приборы начинают усиливать ток не при нулевом напряжении на управляющем электроде (базе, сетке, затворе) и требуют для отпирания подачи некоторого напряжения и вблизи начала открытия имеют существенно нелинейную вольт-амперную характеристику. Она плодит интермодуляцию при малых уровнях сигнала. Усугубляется это тем, что в транзисторных усилителях схема подачи смещения связана с цепями обеспечения температурной стабильности и защиты от перегрузок по выходному току. Радикальный способ борьбы — переход к однотактному режиму, энергетически абсолютно невыгодному. Другой путь- увеличение тока покоя под флагом работы в классе А. Ряд производителей рекламируют режимы АА, ААА, супер-А и т. п., по степени наглости J. Но режим А возможен только в однотактном (или двухтактном трансформаторном) каскаде при работе на линейном участке вольтамперной характеристики. В двухтактном бестрансформаторном кас-каде неработающее плечо запирается обязательно, иначе возникает сквоз-ной ток, пробивающий полупроводниковый переход, просто в зависимости от величины тока покоя оно может отпираться раньше, чем вступает в ра-боту. Знаменитая своими электростатическими громкоговорителями фир-ма QUAD предложила схему, в которой до открывания выходных транзис-торов ток в громкоговорители поступает от линейного предварительного каскада.Придуманы и другие схемотехнические решения для уменьшения центральной отсечки, улучшающие качество звучания.
    Еще одно замечание по элементной базе усилителей. Несмотря на свои недостатки, на ужасную нелинейность вольт-амперных характеристик (ВАХ) биполярные транзисторы в состоянии обеспечить по-настоящему хо-роший звук, в то время как полевые транзисторы, на которые возлагались такие большие надежды, на это не способны, во всяком случае, в чисто транзисторном тракте. Причина в том, что полевые транзисторы невоз-можно сделать в достаточной степени комплементарными (симметричные пары транзисторов с совершенно одинаковыми параметрами для работы в противоположных полярностях) — раз, и центральная отсечка для них пред-ставляет гораздо более серьезную проблему — два. Но многие фирмы, осо-бенно этим отличается Пионер, простодушно полагают, что применение полевых транзисторов с большим током покоя автоматически переводит их аппаратуру в разряд Hi-End. Однако, сравнительное прослушивание тех же Пионеров с полевыми и биполярными транзисторами опрокидывает эту надежду.
    Очень важное и, к сожаление очень мало кем осознанное, значение для качества звука имеет схемотехника предварительных каскадов, поскольку им приходится работать во всем диапазоне питающего напряжения, т. е. ис-пользовать всю ВАХ вместе с нелинейными участками. Именно здесь наи-более рельефно сказывается превосходство лампы и отчасти — полевого транзистора) в меньшей нелинейности ВАХ. Обратите внимание — во всей литературе напирают на недостатки транзисторов именно в выходных кас-кадах, по умолчанию полагая, что при малых мощностях искажений не бывает, а это заблуждение, нелинейность биполярного транзистора больше всего вредит в каскаде усиления напряжения, собранного по наиболее рас-пространенной схеме с общим эмиттером. Выход в применении схемы с об-щей базой или полевого транзистора с общим истоком.

    Несовершенство предварительных усилителей, как правило, собранных по схеме ОЭ или ОУ, работающих в микротоковых режимах с малым напряжением между коллектором и эмиттером, порождает и другую легенду – соединительные провода.
    Действительная причина того, что провода ухудшают звук в том, что они являются антеннами, принимающими помехи из эфира, крайне загруженного в настоящее время. Но само по себе радиочастотное напряжение не может портить звук – оно находится вне возможностей нашего слуха. Портит звук взаимодействие радиочастотного и звукочастотного сигналов. Причем, если тракт линейный, то по определению взаимодействия не происходит. Но уж если нелинейный, то взаимодействие обеспечено. А любой тракт нелинейный, даже ламповый. У ламп другое слабое место – высокое сопротивление на входе и выходе – сотни килоом – единицы мегаом. Поэтому антенна-межблочный кабель на таком высоком сопротивлении нагрузки выделяет большой сигнал, который взаимодействует со звуковым сигналом. Отсюда следует наилучший способ борьбы с якобы «недостатками» соединительных кабелей – это снижение сопротивлений по обеим сторонам кабеля – и на входе, и на выходе. В этом случае любые наводки нипочем. К сожалению, вернуть параметры времен расцвета ламповой техники в 50-60-е годы, когда был стандартизован импеданс входов и выходов – 600 ом (!) уже не удастся. Достигался он применением трансформаторов, которые к тому же обладали свойством отфильтровывания радиочастот. К сожалению, этот секрет высокой помехозащищенности оказался утраченным и ныне не применяется. Впрочем, в транзисторной технике несложно добиться реальных выходных сопротивлений, достигающих десятков и даже единиц ом. Именно этим объясняется эффект от улучшения звука в случае установки между длинным межбочным кабелем и головным устройством линейного драйвера Пауэрампер XLD-4. Еще улучшиться звук может, если перед входом усилителя установить шунтирующий на «землю» резистор сопротивление 1–2 килоома, ведь обычное сопротивление автомобильного усилителя 22–47 килоом. Разумеется, при разработке нового усилителя необходимо предусмотреть на входе сразу после входного гнезда RC-лоупас фильтра, настроенного на частоту среза 25–30 КГц.
    Есть и другие причины ухудшения звучания аналоговых межблочных кабелей, они обьясняются не наличием или отсутствием кислорода в меди, а прямым детектированием эфирного фона и высших компонент звукового спектра на окислившихся сигнальных и экранных проводниках и — более тонко — на дислокациях в металле. Эти микротоки способны создать заметные напряжения помех на высоких нагрузочных импедансах. Этим, например, объясняется улучшение звука в результате замены в тракте, особенно в ламповом, давно стоявшего кабеля на новый, даже не обязательно на более дорогой и претенциозный. Людям, работающим с медицинской аппаратурой, в частности с многоканальной кардиологической известен такой эффект – со временем аппаратура практически отказывается показывать данные, но, если тщательно размять все экранированные провода, идущие от датчикам к индикаторам, работоспособность восстанавливается. Аналогично можно «восстановить» и аудиокабели.

    Итак, мы разобрали причины искажений в усилителях, обусловленных применением электронных приборов – электровакуумных и полупроводниковых, но ведь источниками нелинейности и шумов являются и пассивные элементы схем — электролитические, керамические и бумажные конденсаторы, резисторы, многие виды которых, особенно малогабаритные углеродистые и в неправильно выбранных схемах включения, могут вносить до 1% искажений каждый, а потенциометры, как и активные элементы схем дистанционного управления являются довольно интенсивными источниками искажений и шумов, что заставляет оценивать узлы дистанционной регулировки громкости с мотор-потенциометрами как не более, чем коммерческий трюк, особенно опасны узлы схем с микротоками, большими сопротивлениями и амплитудами переменного тока, сравнимыми с поляризующими напряжениями. Причем некоторые типы конденсаторов и неграмотно разработанные усилительные схемы после подключения питания дают вспышку шумов и искажений, длящуюся многие часы, словом, известный эффект необходимости длительного «прогрева» некоторых типов полупроводниковой аппаратуры опять обьясняется или неграмотностью ее разработчиков или экономическими требованиями массового производства, ведь высококачественные конденсаторы дороги и громоздки.
    В случае ламп стартовый прогрев является обьективной необходимос-тью, связанной с реализацией эмиссии в электровакуумных приборах.
    Кстати, не могу удержаться чтобы не бросить еще один камень в огород несчастных «ламповиков» J. В последние годы они усиленно рекламируют применение бумажных и бумаго-масляных конденсаторов и ругают пленочные конденсаторы К-73–17 за их якобы плохой звук. В статье «Конденсаторы для фильтров акустических систем» одесситов Е. Карпова и А. Найденко в «Радио» № 11 за 2004 год, стр 16–18 обобщены результаты объемной экспериментальной работы по измерению параметров конденсаторов многих типов и вносимых ими искажений. Так вот, оказалось, что именно пресловутые бумаго-масляные конденсаторы вносят нелинейные искажения в 3–4 раза больше, чем пленочные. Комментарий тот же, что и в случае катодных повторителей – «ламповикам» нужна повышенная яркость искаженного звука J


    Полезные темы:

  2. # 1+

    Если Вы впервые на нашем Форуме:

    1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
    2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
    3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться - практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
    С наилучшими пожеланиями,
    Администрация Форума автозвука Магнитола


     

  3. #2
    Энтузиаст Стажер
    Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 472
    Регистрация
    13.12.2010
    Город/село
    Москва
    Сообщений
    65
    Спасибо (Раздал)
    6
    Спасибо (Получил)
    4

    re: Усилители

    Не буду судить, но если взять радиолы типа Ригонда и прочии с 2-мя ваттами и сравнить с сегодняшними 2 ваттами то не в пользу последних


  4. #3
    Активист Стажер
    Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 334 Аватар для gonzales
    Регистрация
    18.05.2008
    Город/село
    Каменск-Уральский
    Сообщений
    39
    Спасибо (Раздал)
    6
    Спасибо (Получил)
    4

    re: Усилители

    Ригонда то поди ламповая? У нас лет 10 назад в общаге тоже раритет имелся ламповый, тоже радиола название не помню на ножках такая как комод. Качала дай бог каждому правда моно, зато звучек ламповый мягонький.


  5. #4
    Активист Установщик
    Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация Репутация
    Репутация: 12474 Аватар для traktorist3d
    Регистрация
    07.11.2012
    Город/село
    Хабаровск
    Сообщений
    327
    Спасибо (Раздал)
    62
    Спасибо (Получил)
    104

    Re: Усилители

    Привет всем. Знатоки подскажите в общем плане насчет Rockford Fosgate. На ебей много продается не дорого из сери old school punch 100 - 100.2 amp minty и так далее. Какой звук у них по качеству, громкость особо не важна, главное качество детальность и так далее. Чаще всего встречаются из серии punch, это насколько знаю самая простая серия. Как они по качеству по сравнению со всякими мистери супрами?


Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
  cc by-nc-sa