Почему греются современные магнитолы?
(речь об аппаратах с CD)
Если коротко - потому, что они криво спроектированы.
Ведь достаточно написать на них волшебное слово (Sony, Clarion или какой-нибудь Alpine и т.п.) и народ "схавает" в любом виде.
Зачем тогда напрягаться?
Теперь более подробно (кто-то может закапризничать и затребовать объяснений):
Не будем рассматривать аппараты (коих немало), спроектированные с откровенными ошибками.
Исключим из рассмотрения внешние источники тепла и тепло, выделяемое встроенными усилителями мощности.
Эти факторы, в общем случае, можно исключить или принять их равными для аппаратов одного класса, инсталлированных "по правилам".
Cосредоточимся на тепле, продуцируемом самим аппаратом.
Очевидно, что чем больше потребляемая электрическая мощность (неумолимо переходящая в тепло), тем позже наступит тепловой баланс в системе "аппарат - локальное пространство торпедо вокруг аппарата" или, другими словами, тем сильнее нагреется сам аппарат.
Итак, что такого произошло с аппаратами за последнее время, что заставляет их нагреваться больше "обычного"?
а произошло интересное:
с одной стороны, повысились требования к функциональности, что привело к использованию (микро)схем с повышенной степенью интеграции, с более высокими рабочими частотами и, как следствие, с более низкими напряжениями их (микросхем) питания
другими словами, электронная начинка современных аппаратов стала более низковольтной по сравнению с классическими магнитолами 80х
с другой, схемотехника силовых узлов аппаратов (управление моторами приводов, схемы стабилизаторов питания) осталась прежней.
Посмотрим что происходит с потреблением "ядра" (основного набора электронных схем аппарата) и как это отражается на общем потреблении аппарата:
Для примера сравним потребление двух аппаратов: классического (ядро питается напряжением 8В) и современного (ядро запитано напряжением 3.3В)
Здесь нужно придерживаться общего правила - ядро (независимо от функциональности) в среднем потребляет примерно одинаковую мощность. Для примера, потребление ядра можно можно принять, скажем, равным 2Вт.
Как эта мощность отражается на общем потреблении можно посчитать (приняв во внимание, что для получение необходимых напряжений традиционно используются схемы линейных стабилизаторов напряжения, а напряжение бортсети автомобиля никто не менял и не планирует):
"Классическое" ядро для своей работы потребует от бортсети автомобиля мощность менее 4Вт, а современное - около 9Вт! Лишние 5 Вт - это плата за низковольтность современных схем. Куда их деть? Разумеется, в тепло.
Отдельно рассмотрим схемы управления моторами сервопривода:
Это один из основных потребителей при работе CD-плеера: в общем случаеб необходимо запитать несколько низковольтных моторов. При этом основые потери мощности происходят на линейном стабилизаторе схем управления моторами, поскольку эти схемы питаются высоким напряжением.
Современная тенденция (от лени и из экономии) - размещать эти схемы на самом приводе! Т.е. в месте, наиболее чувствительных к перегреву (рано или поздно наступает тепловая смерть лазерного считывателя и всегда - уход параметров аналоговых по своей природе схем сервосистемы)! Ни о каких радиаторах или теплоотводах в таких конструкциях не может быть и речи.
Результат - локальный перегрев (значительное превышение допустимой температуры в месте размещения излучателя - схемы стабилизатора)
Проблему локального перегрева в современных аппаратах связана также с ухудшением теплопередачи (конвективным способом) из-за практически полного, под завязку использования внутреннего объема аппарата (а объем зафиксирован стандартом).
В классических магнитолах незанятый объем (воздух) позволял им "дышать", что уменьшало градиент температур внутренних узлов и компонентов.
Далее, кондуктивный отвод/перераспределение тепла:
Часто вы видите радиаторы на аппаратах известных брендов? Вряд ли вообще видите их. Несолидно (да и недешево) опускаться до массивных металлических чушек. Их (брендов) позиция: нагреется/перегреется - само рассосется.
Можно и дальше продолжать поиск "дыр" в конструкции и схемотехнике современных флагманов автозвуковой электроники, но определяющие уже указаны...
Итак, к чему пришли и что имеем?
Практически повсеместный экстенсивный (и бездумный) подход к наращиванию интеллекта аппаратов без соответствующего переосмысления структуры аппаратов и подходов к проектированию вообще, привел к энергетическому дисбалансу (между потребляемой аппаратом мощностью и мощностью, которую он способен рассеять при условии соблюдения верхней границы рабочих температур).
Кларионы, Пионеры, Альпайны - абсолютно неважно, пользователи всех этих брендов одинаково "страдают" от перегрева (на что регулярно жалуются в многочисленных интернет-форумах).
Как снизить нагрев современных аппаратов? Есть 2 очевидных пути: "в лоб" и "обманом".
Лобовой путь - снижение потребление каждого из основных потребителей - структурных элементов аппарата (управление моторами привода и ядро). Возможно ли это? Практически нет, поскольку для этого понадобится очередная технологическая революция (которая хоть и ожидается, но пока еще не случилась)
К лобовым можно отнести и уменьшение теплового сопротивления аппарат - среда или введение схем принудительного охлаждения. Это дорогой, ненадежный и порочный в принципе путь (учитывая условия эксплуатации автомобильной техники)
А как "обмануть"? Это гораздо проще - снизить (энергетические) издержки на питание основных узлов аппарата, уменьшить тепловые "потери" энергии в схемах питания, повысить их эффективность, т.е. К.П.Д.
Другими словами - перейти от схем линейных стабилизаторов к импульсным, ключевым. При этом общее потребление аппарата удается снизить практически в 2 раза, что снимает проблему перегрева в принципе.
(В качестве примера такого подхода можно привести потребление CD/MP3-ресивера URAL ConceRt (CDD), общее потребление которого при работе CD-проигрывателя составляет всего 7Вт)
P.S. Напомню, основной источник тепла для многих аппаратов - встроенные усилители мощности с неэффективной системой охлаждения - не рассматривался.
P.P.S. Речь шла о типовых конструкциях распространенных, доступных и "любимых" аппаратов.
Социальные закладки