Чтобы покончить с чужой и неправильной мыслью и сосредоточиться на собственной (и правильной): в домашнем аудио, на сравнении с которым мы вынуждены то и дело сооружать свои логические построения, возможно, что и несовместно. Там свои традиции и свои технологии. Акустику комнаты, если это комната, а не каземат, нередко требуется корректировать, но даже самые запущенные случаи - игрушки по сравнению с акустикой автомобильного салона. И домашние фокусы с развешиванием по стенам звукопоглощающих панелей не прокатят никак. АЧХ нуждается в коррекции, надежда попасть в требуемую характеристику за счет неуправляемых факторов, например, особенностей частотной характеристики динамиков или путем подбора элементов разделительных фильтров, есть, но она невелика и невероятно трудна для практической реализации. Значит, частотный корректор в той или иной форме нужен. А вот теперь в обоснование обещанного прогноза: аналоговые эквалайзеры уходят со сцены под давлением цифровых технологий. Под таким же давлением виниловые пластинки перестали быть обыкновенными носителями звуковой информации и превратились в предмет поклонения немногих, но очень авторитетных аудиофилов, которые не смогли смириться с цифрой.
Совсем недавно эквалайзеры легко и дружно, без споров, делились на графические и параметрические. У одних было много-много движков, каждый из которых отвечал за одну частотную полосу, а все вместе рисовали нечто вроде требуемой АЧХ. У параметрического движков часто было примерно столько же, хотя частотных полос намного меньше. Зато в каждой из них можно было вставить требуемую частоту, усиление или ослабление на ней и ширину полосы, в которой все это происходит.
ParaQ-7 - один из самых компактных эквалайзеров в своем классе. Он уместился в корпусе размерами всего лишь 210 х 78 х 47 мм.
Сегодня все чаще при сохранении того же принципа действия эквалайзеры становятся цифровыми. И дело не в том, что вместо потенциометров у них курсор, меню или кнопки UP/DOWN, а вместо штрихов разметки на панели управления - пылающие цифры на дисплеях или разноцветные кривые на экранах управляющих компьютеров. Это, в конце концов, декор и интерфейс, стерпится-слюбится. Но за декором стоит принципиально иной механизм частотной коррекции - цифровой. И очень часто (да почти всегда) сигнал на входе такого корректора, уже однажды преобразованный из цифры (на CD) в аналог, снова переводится в цифру, корректируется, а потом - снова в аналог. Некоторые наиболее прогрессивно настроенные аудиофилы против такого многократного преобразования не возражают и только радуются удобству и точности работы цифровых корректоров. А другие сильно обижаются...
Совсем скоро, когда цифровые эквалайзеры станут окончательной нормой, эти, другие, отчаявшись изгнать торгующих цифрой в храме звука, покинут его сами, уединившись в молельных домах с аналоговой техникой. Техники у них в распоряжении будет все меньше, и в этом смысле появление такого устройства, как ParaQ-7, тем удивительнее и ценнее.
Полное название устройства - Xetec Gravity ParaQ-7. То, что вначале, - имя фирмы (см. «АЗ» №1/2003, где был отчет о тесте усилителя 5G-900), второе - название серии, последнее - наименование модели). И если у усилителя 5G-900 слово «Gravity», сиречь тяжесть, было оправдано действительно массивной конструкцией, то здесь оно выглядит немного неуместно. ParaQ-7 - один из самых компактных эквалайзеров в своем классе. Полностью параметрический семиполосный эквалайзер, дополненный плавным фазовым регулятором и перестраиваемым подтональным фильтром, поместился в корпус размером всего лишь 210 х 78 х 47 мм. Вся верхняя плоскость отдана органам управления, а одна боковая стенка - разъемам. У эквалайзера шесть входов и шесть выходов, без какой-либо их коммутации. Пара входов обозначена как «Front», другая - как «Rear», третья - «Sub». Кроме этих двенадцати RCA-гнезд есть только фишка для подключения питания (плюс, минус и управление).
Семь полос параметрика розданы по группам каналов следующим образом. Для фронта отведено четыре полосы с номинальными частотными границами 20 - 150 Гц, 100 - 1000 Гц, 800 - 3000 Гц и 2 - 10 кГц. Для тыла предусмотрены две полосы: 100 - 1000 Гц и 800 - 3000 Гц. В сабвуферных каналах - одна полоса частотной коррекции (20 - 150 Гц), фильтр-«сабсоник» с регулируемой частотой среза и добротностью и фазовый регулятор.
Каждая из семи полос параметрика обставлена по полной схеме. Регулируется частота в установленных пределах (потом посмотрим, насколько цифры на панели соответствуют фактам), усиление или ослабление в каждой полосе и ее ширина, размещенная вокруг движка потенциометра в единицах добротности, от 0,5 до 20.
Басовая пара каналов, как у нас принято, стоит несколько особняком. Полоса коррекции здесь только одна, зато регуляторов - шесть. Три - параметрическая классика (частота - усиление - добротность), четвертый - частота среза подтонального фильтра (10 - 80 Гц), пятый - регулятор добротности «сабсоника», шестой - плавный регулятор фазы (от 0 до 180 градусов). И еще: правый и левый сабвуферные каналы запараллелены.
Скомпонован прибор исключительно удачно. Конструкторы предусмотрели два варианта установки. В одном из них ParaQ-7 монтируется наподобие усилителя, на который, только в миниатюре, он и в самом деле похож. Сходство подчеркивают ребристые торцевые стенки, вроде как радиаторы охлаждения, хотя охлаждать тут нечего, потребляемый ток едва достигает 700 мА. Альтернативный вариант монтажа - с помощью входящей в комплект рамки, заподлицо с фальшпанелью, если таковая предусмотрена в инсталляции усилителей и прочего электронного хозяйства. Фальшпанель, впрочем, можно установить и без рамки, если ее толщина будет не больше 8 - 10 мм, разъемы сигнальных кабелей поместятся под ней, а панель управления встанет «в уровень» с панелью регуляторов.
Особенность эквалайзера, которая нам, в общем-то, показалась недостатком, заключается в том, что полоса коррекции раз и навсегда расписаны между фронтом и тылом. Если, к примеру, запланирована система без тыловых каналов вообще, то на долю фронта останется четыре полосы корректора, а две «тыловые» останутся без работы. Такие же ограничения возникнут, если поставить ParaQ-7 в систему с поканальным усилением фронта. Наиболее целесообразно в этом случае мидбасы пустить через пару каналов «Rear», тогда можно будет использовать обе полосы коррекции, их суммарный диапазон от 100 до 3000 Гц, как раз. А ВЧ-головкам, работающим через каналы «Front», достанется только одна, в редких случаях - две полосы (2 - 10 кГц точно, а 800 - 3000 Гц - только если частота раздела полос низкая).
Конструкторы сознательно предлагают именно такую схему включения акустики и даже приглашают воспользоваться результатами своих измерений АЧХ в салонах автомобилей разных марок-моделей. В описании приводится пример оптимальной АЧХ каналов фронта, тыла и сабвуфера для Volvo V70, а всем прочим предлагается зайти на сайт www.xetec.de и взять оттуда настройку для своего автомобиля, если найдется. Мы не преминули ответить на приглашение, но вернулись с сайта ни с чем. То ли не нашли, то ли веб-мастер оказался менее расторопен, чем составители инструкции, такие случаи на практике встречаются сплошь и рядом. То, что данные у Xetec есть, сомнения не вызывает, это следует из наличия у них в гамме продукции заранее настроенных модулей «марочной коррекции» CarEQ (см. тот же «АЗ» №1/2003).
XETEC Gravity ParaQ-7
Максимальный уровень выходного сигнала, В 6,9
Коэффициент передачи 1,0
Отношение сигнал/шум, дБА 96
Переходное затухание, дБ (Л-П) 77
Диапазон частот, Гц (+0/-1дБ) 9 - 42000
Габаритные размеры, мм 210 х 78 х 47
Измеренные характеристики ParaQ-7 оказались очень типичными для современных устройств обработки сигнала с собственным вторичным источником питания, который, как правило, делают на напряжение ±15 В. Интереснее характеристики, полученные в различных положениях регуляторов.
Четыре полосы параметрика, отведенные для фронта, в сумме перекрывают диапазон частот от 40 Гц до 15 кГц и все основательно перекрываются, так что на частоте, к примеру, 200 Гц можно вводить коррекцию двумя полосными регуляторами (первой и второй полосы), а на400 Гц - так и вовсе тремя сразу. Если понадобится. Глубина регулировки составляет в среднем ±8 дБ. На графиках, полученных в центральном положении регуляторов добротности, видно, что форма АЧХ полосных корректоров зависит от частоты и не похожа на картинку из учебника, как это случается с цифровыми эквалайзерами. Это естественно. Ни один аналоговый параметрический эквалайзер не в состоянии обеспечить абсолютно стабильные регулировочные характеристики. Такова плата за отсутствие лишних цифро-аналоговых преобразований. | |
«Изготовитель оставляет за собой право...» Именно это, видно, и произошло с каналами Rear. Реально две имеющиеся здесь полосы коррекции перекрывают диапазон не 100 - 3000 Гц, как по описанию, а 240 - 16000 Гц, слегка перекрываясь в районе 2 кГц. Эти кривые - тоже при регуляторах добротности в среднем положении (Q = 1). Как регулируется добротность, посмотрим на примере сабвуферного канала. | |
Параметрический эквалайзер сабвуферного канала реально перестраивается от 23 до 200 Гц. На верхней частоте мы покрутили регулятор добротности (зеленые кривые) от минимума (Q = 0,5) до максимума (Q = 20) и получили вполне убедительные результаты. | |
Фильтр-«сабсоник» 2-го порядка (12 дБ/окт.) неотключаемый. Но при установленной минимальной частоте среза (10 Гц) он практически не ограничивает полосу частот. Максимальное значение частоты среза 80 Гц. На этой частоте добротность фильтра можно выставить от Q = 0,5 (нижняя кривая) до Q = 1,2 (верхняя). По вкусу, так сказать. |
МЁД & ДЁГОТЬ
Чего не хватает ParaQ-7, чтобы удостоиться памятника при жизни? Да найдется, что уж там... Во-первых, возможности самому принимать решение, сколько полос коррекции надо для фронта, сколько - для тыла и есть ли он, тыл, вообще. Во-вторых, у совсем крутых эквалайзеров регуляторы в стереоканалах делают раздельными. Однако цена аппарата подобные вольности более чем оправдывает, поэтому можно с полным основанием сказать: ParaQ-7 очень рационален не только в техническом отношении, но и в экономическом...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Семиполосный параметрический эквалайзер
КТО
XETEC Gravity ParaQ-7
ПОЧЕМ
$220
ЭТО - ПЛЮС
Очень компактный
Богатые возможности регулировки
Все устроено просто и логично
ЭТО - МИНУС
Регуляторы жестко расписаны между фронтом и тылом
Нет раздельных регулировок в правом и левом каналах
ОДНИМ СЛОВОМ...
Исключительно рационально устроенный эквалайзер
РЕЙТИНГ
Функциональные возможности 8
Технические характеристики 8
Конструкция 9
Гибкость 7
Удобство установки 9
Итог 41
Источник: журнал Автозвук, 02/2003. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C