Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. ВАЗ-2111. Вирус!

    Не бойтесь, граждане, вирус наш, хороший. Поражает не смертельно, хотя и сильно. Завезен к нам из-за границы, хорошо адаптировался к московскому климату, а потом стал распространяться и по другим городам России. По причинам, не совсем изученным наукой, очень сильно поразил Ярославскую область. Радикальных средств не найдено, симптоматическое лечение одно: включить и расслабиться...
    В данном случае мы имеем дело с разновидностью бурно мутирующего вируса car audio, получившего латинское название Power Acoustik. Извините за терминологию – я не виноват, что заговорило мое медицинское прошлое, он первый начал. «Он» – это уже неоднократно появлявшийся на наших страницах Владимир Бурлаков, один из самых выдающихся установщиков из древнего русского города. Даже, скорее всего, самый, небольшой люфт оставляю на всякий случай, чтобы избежать категоричности.
    Володю наши постоянные читатели впервые должны были заприметить по сине-желтой чудо-машине «Ока»-Solo, впервые появившейся у нас в столице летом 1999 года на Ходынке. Позже «Ока» была радикально переделана, с заменой всех компонентов и схемы установки. Сейчас проект Solo снова находится в фазе развития, и куда пойдет «Ока» – на пенсию или в очередную переделку, еще не решили. Следующая встреча с ярославским мастером была в контексте его работы с вазовской «десяткой» на компонентах Xtant и Morel, это проходило у нас совсем недавно, в №5 за этот год. Теперь – очередной подвиг, и опять на базе «Лады» десятого семейства, только с кузовом «универсал». Что, как мы вскоре увидим, принципиально.
    И по компоновке, и по схеме, и по выбору компонентов новая работа выполнена очень нешаблонно. В этом порядке перечисления степень нешаблонности возрастает, поэтому начнем знакомство с системой с конца.
    Приборная панель с головным устройством и подиумами СЧ-головок.
    Трехполосная фронтальная акустика составлена из четырех динамиков «с каждого борта».
    Вентилятор принудительного охлаждения головного устройства. Без него, бывало, перегревалось.
    Выбор компонентов. На первый взгляд, ничего необычного нет: головное устройство – Pioneer, знаменитая модель «945», выбор, закономерный для тех, кто может это себе позволить. Все остальное – либо Power Acoustik, либо Farenheit, который тоже «by Power Acoustik». В системе Бурлакова угнездились три усилителя на 8 каналов в общей сложности, активный кроссовер, дистанционный регулятор баса, восемь динамиков разных серий, все – Power Acoustik, и два сабвуфера Farenheit.
    Эта часть выбора компонентов как раз объяснима. Компоненты Power Acoustik (да и Farenheit, хотя в меньшей степени) по цене очень и очень доступны, поэтому на них можно было построить многополосную установку с полностью поканальным усилением, не рискуя попасть в Книгу рекордов Гиннеса, раздел «Стоимость автомобильной аудиосистемы». Менее традиционным оказался выбор конкретных моделей. Чтобы свести к минимуму взаимное влияние мощных басовых (и суббасовых) каналов с деликатными «голосовыми». Сделано так: СЧ и ВЧ-головки фронтальной трехполосной акустики питаются от общего 4-канального Apache 4APC-560. Мидбасы этих же фронтальных АС поручили уже отдельному усилителю той же серии: двухканальному 2APC-280. Такое решение было бы оправданно в любом случае, а здесь к тому же мидбасы трехполосной системы – сдвоенные, так что нагрузка у усилителя получается по 2 Ом на канал, и в случае одного многоканального блока пульсации питания, вызываемые мощными басовыми нотами, неизбежно в большей или меньшей степени проникали бы в другие каналы. Еще один двухканальный Apache задействован в суббасовом звене. Этот помощнее будет, модели 2APC-480.

    СЧ-головки работают на отражении, а ВЧ – на прямом излучении.
    Приборный отсек на потолке.
    В центре потолка – кроссовер BC-3XQ.
    Три рукоятки управляют басовым каналом. На расстоянии.
    Блок индикации включенных устройств и уровня мидбасового сигнала.
    В нормальном положении сабвуферы не залезают на полезную площадь багажного отделения.
    Расклад с головками фронтальной акустики такой: мидбасы – на основе сдвоенных головок, по две параллельно включенные в каждом канале. В этом качестве применены динамики из компонентных пар XPS-6501: 6,5-дюймовые, с многослойным полимерным диффузором. 4-дюймовые XPS-4001, тоже без кроссоверов и пищалок, установлены как среднечастотники. А пищалки взяты из компонентной пары совсем другой, «референсной» серии MXC-5S, которую начали продавать только в начале этого года.
    Сабвуферы (их два) на головках Farenheit CK-10D. Это – младшие братья 12-дюймового CK-12D, в свое время ставшего у нас безоговорочным победителем теста «футовых» сабвуферов. Только тот требовал для получения ровной АЧХ объема порядка 35 литров, а 10-дюймовый отлично себя показывает в объеме, ровно вдвое меньшем.
    Еще один компонент Farenheit, жизненно важный для философии системы, – активный кроссовер BC-3XQ. Почему важный – увидим вскоре, когда начнем разбираться со схемой включения всего этого хозяйства.
    Схема. Одна из причин выбора в качестве головного устройства модели DEH-P945 – мощная кроссоверная часть этого CD-ресивера. Все три пары линейных выходов могут быть включены через программируемые встроенные фильтры. Все три так и включены. Одна из пар выходов, обозначенная как «фронт», включена в режим ФВЧ с частотой среза 4 кГц (18 дБ/окт.). Этот сигнал идет напрямую на два канала 4APC-560, обслуживающие пищалки. Со второй пары сигнал идет через встроенный в головное устройство полосовой фильтр. Снизу полоса ограничена на частоте 65 Гц фильтром 4-го порядка, а сверху – частотой 3,5 кГц (фильтр 2-го порядка). Эта полоса частот предназначается для коллективного использования в СЧ и ВЧ-каналах. Это происходит так: сигнал идет на активный кроссовер, сразу на две пары каналов. В одной включен фильтр верхних частот на 300 Гц, поэтому на выходе выделяется полоса частот 300 Гц – 3,5 кГц, для среднечастотников. Дальше это дело усиливается второй парой каналов 4APC-560. Другие два канала кроссовера включены в режим «байпасс», через них сигнал проходит без фильтрации, но на входе мидбасового 2APC-280 его подлавливает ФНЧ с частотой среза 260 Гц, из встроенного кроссовера усилителя. Получается полоса частот 65 – 260 Гц, как раз впору мидбасам трехполосной системы. Как вы должны были заметить, частоты среза смежных фильтров не совсем совпадают (3,5 и 4 кГц для СЧ/ВЧ; 260 и 300 Гц для НЧ/СЧ). Это естественно: на то и настройка системы, чтобы найти оптимальное положение точек перегиба на частотных кривых, при котором суммарная АЧХ получается такой как надо. Сабвуферный выход головного устройства выдает готовый суббасовый сигнал через фильтр нижних частот с частотой среза 50 Гц и наклоном характеристики 36 дБ/окт. Тем не менее, он, прежде чем попасть на сабвуферный усилитель, проходит вначале через кроссовер BC-3XQ. Дело в том, что помимо собственно кроссовера в этом блоке есть еще могучие средства настройки сабвуферного канала: басовый эквалайзер с переменной шириной полосы и плавный регулятор фазы суббасового сигнала. О полезности этих устройств, граничащей с незаменимостью, если требуется получить действительно безукоризненное звучание без следов «синдрома заднего баса», говорить излишне. Зато нелишне упомянуть, что три параметра сабвуферного канала с помощью BC-3XQ можно регулировать дистанционно, с выносного пульта. Эти три параметра – усиление, ширина полосы басового эквалайзера (с переменной, между прочим, центральной частотой, от 25 до 250 Гц) и сдвиг фазы от 0 до 180 градусов.

    Для защиты диффузора от случайных невзгод были остроумно использованы детали мебельной фурнитуры.
    В нормальном положении сабвуферы не залезают на полезную площадь багажного отделения.
    Усилители, их подсветка и принудительное охлаждение могут включаться и выключаться отсюда, с пульта между сиденьями.
    Штыревой замок на двери. Броня!
    Оба сабвуферных блока могут откидываться на петлях внутрь багажника.
    Интересная вышла штука, правда? Не так часто попадаются схемы установок, по которым хочется поводить карандашом, отслеживая путь сигнала и происходящие с ним по дороге трансформации.
    Компоновка. Ну, здесь тоже все непросто. Только головное устройство оказалось на месте, более или менее предназначенном для него штатно. «Более или менее», потому что оказалось: даже притом, что встроенные усилители «головы» никуда не подключены, аппарат заметно греется, а если, не дай бог, включен отопитель, каналы которого проходят неподалеку, все, труба, через некоторое время «Пионер» сигнализирует о перегреве и отправляется в краткосрочный отпуск на остывание. Пришлось, что случается не часто, согласитесь, предусматривать принудительное охлаждение головного устройства. Справа на центральной консоли установлен малогабаритный вентилятор, который гонит относительно прохладный воздух из салона внутрь консоли, охлаждая вспыльчивый нрав «девятьсот сорок пятого».
    Фронтальная акустика разместилась так: пищалки – традиционно в стойках, среднечастотники – в герметичных подиумах по углам приборной панели, с отражением излучения от лобового стекла. Такое решение для «десяток» при установке трехполосного фронта на сегодня стало почти эталонным, потому что оно для этой геометрии салона оптимально. А вот с мидбасами посложнее. Володя считает, что наилучшие результаты получаются от установки сдвоенных мидбасовых головок. Здесь он, между прочим, совсем не одинок: уже год, как такая мода установилась в Европе. Для монтажа двухствольных мидбасов двери, разумеется, подверглись серьезной переделке, с установкой жестких подиумов.
    Оставшаяся часть акустики – сабвуферы, расположены по бортам багажного отделения. В походном положении сабвуферы практически не выступают внутрь багажного пространства, но оба ящика можно откинуть к центру на петлях (отперев их предварительно ключом), при этом появляется даже возможность разместить кое-какие мелочи за сабвуферами в пазухах задних крыльев. Когда машину фотографировали, за левым сабом обнаружились, например, рыболовные снасти, и довольно уловистые, не дурацкая удочка Instant Fisherman, которую нам пытаются впарить по лошадиной цене из телевизора. Мы же не дети, удочкой-то баловаться...
    А вот все электрическое, что есть в системе, разместилось исключительно на потолке. Если идти от носа машины к корме, получится так: впереди, над зеркалом заднего вида – пульт дистанционного управления басовым каналом, практически под рукой (точнее – над рукой, но это сути не меняет, близко, короче). В центре потолка салона, тоже в пределах досягаемости – кроссовер, закрытый голубой прозрачной крышкой, придаваемой к нему в комплекте, – это чтобы любознательный пассажир не сбил заветное, найденное при настройке. А главный приборный отсек так и оформлен, в виде закрытого плоского контейнера в задней части потолка. Здесь – все три усилителя, разводка питания, предохранители и буферные конденсаторы (два). Приборный отсек собран на стальной пластине, образовавшейся как побочный результат установки люка в крышу такого же автомобиля, и висит на лонжеронах потолка. Для доступа к содержимому откидывается крышка (тоже с замком, подальше положишь, поближе возьмешь), в которую вмонтированы шесть вентиляторов: три гонят воздух внутрь, три других, на противоположном конце, выбрасывают наружу. Там же – лампы неоновой подсветки, которые вместе с шестью подсвеченными стрелочными индикаторами усилителей придают приборному отсеку вид совершенно фантастический.
    Система получилась сложная, «многодельная», как выражается один наш сотрудник, и для оперативного управления и контроля происходящего был устроен «командный пункт». На центральной консоли между сиденьями – батарея выключателей, с помощью которых можно независимо включать и выключать усилители, подсветку приборного отсека и вентиляторы. А в центре приборной панели – блок индикации, показывающий, что включено, что выключено, плюс измеряющий уровень сигнала в мидбасовых каналах с помощью линейных светодиодных индикаторов.
    Косвенно к аудиоустановке относится и охранная система, призванная все вышеизложенное уберечь от лихих людишек. В дополнение к полноразмерной системе охраны, со всеми датчиками, предлагаемыми «Геолинком», Володя поставил еще и штыревые замки на двери, превращающие машину в неприступную крепость. Зачем может лихим людишкам понадобиться кроссовер с регулятором фазы? А кто знает, как далеко может распространиться вирус...
    Источник: журнал Автозвук, 7/2001. Рубрику ведет Алексей ГВИШАНИН
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa