«Космическая» серия Gladen Aerospace открылась двумя пищалками (побольше и поменьше), среднечастотником и двумя мидбасами (для 2-х и 3-полосных систем). И вот, четыре года спустя, к старту готовится носитель тяжёлого класса. Сабвуфер, по-нашему.
То, что первенцем Aerospace в этом классе будет 10-дюймовая головка, сомнений не было задолго до того, как она появилась. В том, что вслед за ней последует и 12-дюймовая, сомнения пока есть: в сериях такого уровня и назначения нередко 10-дюймовым калибром и ограничиваются. Как бесспорно самым аудиофильским. Так что, изволите ли видеть, Aerospace 10. Вот он какой…
В привычном «каталожном» ракурсе, впрочем, ничего особенно необычного не видно, разве что сразу заметна нетиповая форма магнита. | Вот отсюда уже – другое дело. Магнит и верно, не как у всех (но как у всех Aerospace, неодимовый, но не обращённый). Корзина довольно причудлива, причём дальше вы убедитесь, что причудлива в ещё большей мере, нежели видно на общем плане. |
Надо ещё вот так показать, для представления о габаритах. Об уменьшенной посадочной глубине, как видите, здесь речи не идёт. | А теперь – вот отсюда. Занятно расставлены опоры на обоих этажах двухъярусного литого диффузородержателя… Кстати, здесь динамик сфотографирован вверх ногами. Откуда у сабвуфера ноги? Ну, у этого-то ног хватает… |
С одной стороны на каждом этаже две группы по четыре ноги в каждой… | …с другой – три по три. |
И вот – самое невиданное: там где «три по три», на литом фланце увековечено: этой стороной кверху. С каких это пор у динамиков появился верх и низ? А он только у «Аэроспейсов» и появился.
Это – результат интенсивных вычислительных экспериментов, предшествовавших появлению мидбасов Aerospace 165. Тогда решено было оптимизировать корзину не только по аэродинамике, но и по динамике вибрационной. У паразитных вибраций динамика две составляющие: работа собственного «мотора» — это силы по определению осесимметричные, и вибрации всего автомобиля. А у автомобиля, если он едет не по полированному стеклу, вертикальная составляющая вибраций намного превышает горизонтальную. Мидбас всегда ставится вертикально (или почти), сабвуфер – как правило. На восприятие вертикальных инерционных сил и рассчитана корзина такой геометрии, с учётом, помимо тряски, массы магнита, поэтому и появилась надпись «Верх, не кантовать». Не надо кантовать, вам же лучше будет…
Другая фирменная черта Aerospace – материал диффузора. Для мидбасов был в своё время разработан композит под названием С7 – семь чередующихся слоёв разнородных материалов, привносящих в итоговые характеристики кто жёсткость, кто – демпфирование. По очереди. У среднечастотников этот материал назывался С5 (на два слоя меньше), у сабвуфера – CX. Поди догадайся, сколько там. И чего…
С лицевой стороны материал отдалённо напоминает текстурированную (явно под большим давлением) целлюлозу с тонким, но твёрдым полимерным покрытием. | С тыльной стороны – тоже, но без полимерной плёнки. То, что это не насквозь целлюлоза, ясно из необычного сочетания жёсткости (руками деформировать диффузор нереально) с высоким демпфированием. Если постучать по поверхности диффузора (не самый научный метод, зато простой и наглядный), ощущение, как будто стучишь по гривеннику, приклеенному к столу толстым-толстым слоем пластилина. Как-то так… |
Гофр у Aerospace 10 – не резиновый, а как сегодня всё чаще делают – из мелковспененного полимера. | Вот эти щели вокруг подвеса нас немного озадачили, но из надёжного источника пришло разъяснение: по просьбам инсталляторов для Aerospace 10 будет выпускаться специальной конструкции гриль, устанавливаемый на замках в эти щели. Будет, пока нет. Или уже есть, но к нашему экземпляру не приложен. |
Подвод электрических сил осуществляется через два пружинных зажима на изолирующей колодке. | Дальше эти силы путешествуют вдоль плетёных (и, как показалось, посеребрённых, хотя поручиться не могу) проводников, прошитых через центрирующую шайбу. |
Пункт назначения – звуковая катушка диаметром 63 мм с длиной, многократно превышающей высоту плоского неодимового магнитного кольца, понятно, ради чего – ради повышения линейности.
ИЗМЕРЕНИЯ
Кривую импеданса во всём диапазоне звуковых частот приводим как иллюстрацию полного отсутствия паразитных резонансов (что бывает не всегда), а также потому, что устройство магнитной системы для нас остаётся некоторой тайной, в том числе – в смысле мер по снижению индуктивности звуковой катушки, что, как мы знаем, полезно для снижения нелинейных и интермодуляционных искажений. Импедансная кривая показывает: индуктивность начинает играть заметную (даже немалую) роль в импедансе выше 1 кГц. А в рабочей полосе частот – нет. Значит, что-то там предусмотрели, но без фанатизма.
Параметры Тиля-Смолла по результатам измерений. Динамик – из пилотной серии, никакой документации (кроме описи вложения на посылочной коробке) к нему не прикладывалось. Известны, правда, общие, для пресс-релиза, рекомендации по оформлению, но о них – позже.
Резонансная частота Fs, Гц 30,5
Эквивалентный объём Vas, л 54,7
Полная добротность Qts 0,51
Масса подвижной системы, г 86,7
Силовой фактор, Тл м 10,4
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,7
Подвижная система из композита Х, надо заметить, получилась лёгкая, сравнили с двумя проходившими у нас заведомо аудиофильскими и высокотехнологичными «десятками» — разница с одним на 30%, с другим — почти вдвое. А там тоже композиты и чудеса.
Всё, что нам удалось узнать о рекомендациях производителя, содержалось в кратком пресс-релизе, нашедшем отражение у нас в новостях. Закрытый ящик 20 л, фазоинвертор 30. Судя по округлости цифр… Ну да ладно. В ЗЯ, как видите, всё чудненько (+/- 1,5 дБ), для ФИ нашли подходящую настройку, получилось тоже очень даже. | К ФИ нам, собственно добавить нечего, ЗЯ, если есть возможность, хорошо бы на 3-4 литра увеличить, тогда и +/- 1,5 дБ исчезают, остаётся просто чудненько. |
Анализ линейности показал: ухищрения с подвижной системой, корзиной и, в наибольшей мере – с материалом и геометрией диффузора, плоды принесли в изобилии. Общие искажения достигают рубежа 5% на 30 Гц, то есть реально низко, выше по частоте почти монотонно снижаются, а в составе до 80 Гц присутствует практически одна вторая гармоника. Выше – почти одна третья, но кого это интересует? Режьте на 80 (или ниже), да покруче, и счастье постучит в вашу дверь.
МЁД & ДЁГОТЬ
Долго готовили у Гладена первый пуск носителя тяжёлого класса. Права на ошибку у них не было. А потому не было и ошибок. Полетел Aerospace 10 образцово. Конструкция продумана до таких деталей, о которых вы (да и мы тоже, что уж там) даже не додумались, АЧХ в оформлении разумных размеров близки к идеалу (или являются таковым), линейность – отменная. Единственная наша претензия – в следующем абзаце. Впрочем, такое мы уже видали. И ничего, полёт нормальный…
Цена вопроса: 98000 руб.
Источник: журнал Автозвук, 03/2016. Николай Нестеров
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C