Что может заставить пойти нормального человека на установку сабвуфера вместо запасного колеса? В основном вот что: прибавление в семействе (шасси детской коляски должно помещаться в багажнике Ауди 80 («бочки») без разрушений и временных затрат на переоборудование помещаемого объекта и места хранения), экономия места для перевозки сортового картофеля, прослушивание в московских пробках Rammstein и улучшение АЧХ на низких частотах в связи с увеличением объёма акустического оформления (до этого использовался тест-бокс на 32 л, оказалось — мало). А для душевного спокойствия водителя альтернативной запаской будет служить камера «на 15» и герметик со сжатым воздухом.
Дождливая погода в Москве нынешним летом, надо сказать, способствовала освоению багажной ниши во время пребывания офисного работника в отпуске.
Отъездив год с динамиком ORIS 1244, помещённым в закрытый бокс 32 л, я принял мужское решение сделать ему достойное акустическое оформление. На мой взгляд, этот очень удачный двухобмоточный динамик, легко выдерживающий сигнал 30 В на каждую катушку с частотой 35 Гц без акустического оформления, достоин лучшей участи.
Наружные габариты корпуса ограничивались 15-дюймовым типоразмером покрышек для «Б4», 195 х 65 R15 или 205 х 60 R15, что в понятных единицах означало 205 мм ширины и 627 мм максимального диаметра. Я не хотел терять возможность с минимальными переделками переставлять сабвуфер в другие машины, коли бог даст, поэтому не было особой нужды вплотную подгонять наружные обводы к нише для запаски в «Б4».
Вначале хотел пойти по пути аппроксимации цилиндра 8-ми или 12-гранной призмой. Однако куда более изысканным вариантом показалась прекрасная конструкция, сделанная Геннадием Бутом (a.k.a. Genn) и опубликованная в «АвтоЗвуке» (№5/2000). Автор конструкции описывал её так романтично («...технология изготовления заимствована из судостроения. В эпоху, когда паровой двигатель не получил широкого распространения, трёхпалубные линкоры делались из дуба так, что один шпангоут примыкал вплотную к другому...»), что я не мог устоять.
Романтика дорогого стоит, в буквальном смысле, в июле 2004 года на подмосковном рынке за стандартный лист влагостойкой фанеры толщиной 18 мм просили 430 руб. Сразу умножайте на 4 — столько листов ушло. Ещё потребовалось: 1 л эпоксидной смолы, полкило саморезов плюс сверло для их беспроблемного закручивания, электролобзик, электрорубанок, шуруповёрт, дрель, шлифмашинка и 2 ленты к ней, тонкий спиртовой маркер (вставляется в самодельный «циркуль» из куска ДСП с несколькими отверстиями, одно под маркер, а другие — под «центровочные» саморезы), строительные линейки 1 м и 0,3 м (стальные отечественные), шесть болтов М6 (под внутренний шестигранник, так шикарнее), гайки с шипами, малярные кисти, два пустых ящика от пивных бутылок и корпус от монитора в качестве верстаков.
Отдельно следует рассказать про измерение параметров ORIS 1244 и их дрейф со временем. В 2003 году, после покупки динамика, замер различными способами (довольно тщательно) дал следующие значения: Fs = 36 Гц, Vas = 73 л, Qts = 0,56. Год, проведённый в тестовом ящике, даром не прошёл, и параметры стали такие: Fs = 30 Гц, Vas = 70 л, Qts = 0,355. Я отдаю предпочтение измерению заветной троицы «ручным» способом, с помощью генератора, усилителя, вольтметра и средств для расчёта в известных программах. Порадовало уменьшение добротности динамика, знать бы об этом заранее. Кстати, и тот и другой раз на замерах катушки динамика включались параллельно.
Решено: будет жить в 48 л, меньше всегда можно сделать или переделать в ФИ. Встал утром пораньше, съел соcиcку с хлебом и три конфеты «Буревестник» с чаем — определённо, в них вся сила, потом за весь день выпил только бутылку «Новотерской» (2 л) и съел «волшебную» калорийную булку «Сормовская», и хоть бы что. В общем — дело пошло...
Во время изготовления сабвуфера не пострадал ни один из обрезков фанеры. Все оставшиеся кусочки пошли на постройку колонок для компьютера.
После того как смола засохла, прошло определённое время, и, в удачный вечер трудного дня, были проведены практические замеры АЧХ. Делалось это с помощью ПК с ЗК (Live Player 5.1), микрофона 20 — 16000 Гц и программы SpectraLab в режиме Recorder. Там, кстати, есть возможность и сигнал генерировать, я использовал свип-тон 10 — 100 Гц. Потом данные копи-пастом перенёс в Exсel, для обновления и уточнения полученной в прошлом году передаточной функции салона авто. Для питания каждой из двух катушек был припасён свой усилитель Kenwood KAC 719, с выходной мощностью 150 Вт на 4 Ом при к.н.и. 0,08%. Они, в свою очередь, получали сигнал с компьютера.
Алексей НЕСТЕРОВ a.k.a. dB
Источник: журнал Автозвук, 01/2005
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C