Путёвки для поездки на еврофинал раздавали в Москве на финале России. Иван, как человек практический и предусмотрительный, взял две, для надёжности... Вспоминаете отчёт о национальном финале из прошлого номера? Тогда за первое место в классе «Эксперт-звук» успешно боролись между собой две BMW, зарегистрированные на имя Ивана Никитина. Белый кабриолет М3 на «Алпайнах» и «Бостонах» и внедорожник Х5. Белый. На «Бостонах» и «Алпайнах».
Само по себе это гарантии успеха не давало, стрельба очередями, как известно, даёт преимущество в эффективности только при очень твёрдой руке. Если не попал первой пулей, то надеяться, что в цель угодит вторая — чистейшее мальчишество. Обе машины могли претендовать на верхушку пьедестала почёта и сепаратно, а одна из них (М3, разумеется) к тому же упорно не сходит с первого места в EMMA Racing. Но по жизни их две, обе — BMW, обе — сами знаете на чём, обе — белые, какую из них дома-то оставлять?
Панель управления процессором распласталась внутри подлокотника. Когда его передвигают по направляющим, создаётся интересное впечатление | |
Едва ли не главное назначение монитора — быть вторым центром управления системой | |
Найти белую Х5 оказалось невозможно на всех просторах нашей бескрайней и очень не обделённой немецкими джипами родины. Не помогла Ивану и Европа: либо чёрные, либо серебристые, по всему континенту. Результат дал только выход за континентальные пределы: искомый автомобиль нашёлся в Нью-Йорке, да и там его хозяин цвет заказывал в эксклюзивном порядке, а машину ждал едва ли не дольше, чем на ней ездил.
Итак, Х5 прибыл на волжскую землю, где, незамедлительно прозванный «Большим Братом», по накатанной уже колее въехал в ворота установочной студии Pro Vox. Идея установки была такова: взять за основу концепцию, уже принёсшую плоды в маленьком «братце» (или сестричке, кто их разберёт), проведя апгрейд компонентов синхронно со сменой поколений продукции фирм-производителей. Выбор этих фирм из процедуры принятия решений был исключён ещё до открытия ворот студии перед «Большим Братом». Никаких альтернатив Alpine в деле формирования звукового сигнала и Boston в деле его дальнейшего превращения в звук. Андрей Вахтин, как ответственный за будущий голос машины, не только не оппонировал идее, а был её верным поборником.
Оформление багажника материалом Dibond не только эффектно, но и эффективно в смысле подавления вибраций | Блок усилителей откидывается, открывая доступ к запасному колесу |
Буферными емкостями «подпёрты» два наиболее нагруженных усилителя: GT42 и GT28 |
В подвёрстку к всеформатному источнику в новой машине поставили и дисплей, но, по заявлению хозяина, исключительно как вспомогательное устройство, свою систему мультимедийной Иван не считает, поэтому и мы в своей классификации отнесли её к типу «аудио». Назначений у установленного всё же монитора два: просмотр видео, если вдруг приспичило, а «голова» позволяет, а также — служить (благодаря сенсорному экрану) вторым, пассажирским пультом управления аудиосистемой. Управление с водительского места — с рулевых кнопок, естественно, не для того ли в каталоге Alpine имеется остроспециализированный интерфейс KCE-861B? А в том, что «командных пунктов» у системы два, есть логика, которой вы наверняка уже начали проникаться.
Усилители в «Большом Брате» установлены того же модельного ряда, что были в «маленьком», Boston серии GT. По уже разъяснённой причине: раз не было апгрейда в модельном ряду, они остаются топовыми. Связка из четырёх- и двухканального аппаратов обслуживает фронтальную акустику. На ней апгрейд сказался в форме замены части излучателей серии Pro новыми, серии Z. Почему части? Потому что фронтальная акустика сделана как бы с двукратным резервированием (ну, что мы вам говорили!). В дверях установлены 6-дюймовые Boston Pro 60, а на торпедо — Z6 того же калибра. Один комплект пищалок поместился на верху торпедо, рядом с мидбасами серии Z, ещё один — в подиумах на уголках дверей. И дело здесь не в стрельбе очередями, во время самых ответственных включений, на соревнованиях, работает только один комплект акустики: мидбасы в торпедо и пищалки в дверях. Именно так, обратите внимание: непривычное сочетание, обычно бывает наоборот. А дублирующий комплект привычной дислокации (мидбасы в дверях, пищалки в торпедо) включаются от случая к случаю, под экстремальное настроение, форсируя уровень громкости до величин, не принятых на соревнованиях, да и вообще при серьёзном прослушивании. Но ведь можно иногда себе позволить, верно?
Есть, впрочем, и ещё одна причина держать на фронте удвоенный контингент динамиков. Во время строительства системы Х5 работал постоянно действующим полигоном по поиску наилучших компоновочных решений. Так, например, немало надежд возлагалось на коаксиальное расположение излучателей, конструкция Z6 это, если помните, позволяет (если не помните, загляните в «А3» №5/2004, страница, кажется, 96, там всё написано, нарисовано и измерено). Надеждам не суждено было сбыться: тональный баланс и фокусировка получались выше всяких похвал, но пострадала ширина сцены, ведь в таком варианте «фантомные» источники ВЧ-излучения приходились на точки лобового стекла, расположенные довольно далеко от стоек внутри салона. В общем итоге получилось, что на боевых постах остались оба комплекта излучателей: те, что звучат хорошо, и те, что звучат как было надо.
Одновременно с оптимизацией компоновки излучателей оптимизировали и условия их работы. Изготовители Z6 позиционируют мидбасы комплекта как универсальные не только в смысле компонентно-коаксиальной конструкции. Параметры Тиля — Смолла головок таковы, что возможна их работа как в режиме free air, так и в закрытом объёме, величина которого не исключает и весьма популярный на родине Boston вариант установки в кикпанели. Изготовители рекомендуют два значения объёма ЗЯ: 4 и 7 л. При отработке фронта в Х5 предпочтение было отдано меньшему из этих двух значений, такого объёма и были сделаны боксы под торпедо. Без нарушения геометрии воздуховодов: как выразился Андрей Вахтин по этому поводу: «Аудиосистема должна жить в гармонии с машиной, а не отнимать у неё то, что ей не принадлежит».
Интересные (как всегда в нашей отрасли) события разворачиваются в багажнике. Если находящиеся там усилители для нас не новость — они существовали и при рождении М3, то сабвуферы появились в «переходный период». Ими стали два 10-дюймовых Boston G5 в самом редко встречающемся у нас типе акустического оформления.
«Десятки» как калибр сабвуферов обоснованно популярны у создателей систем топ-класса, будучи скромны в отношении потребного объёма ящика, они дают большую свободу при установке, но есть тут и одна засада, о которой мы не раз писали (да и в этом номере не обошли вниманием, потом увидите): на «десятке» очень непросто сделать фазоинвертор с низкой, необходимой для воспроизведения глубокого баса настройкой. Объём ящика (определяемый параметрами головки) получается небольшим, а это приводит к тому, что порт требуется намного большей длины, чем для большого ящика при той же частоте. Нередко его просто не удаётся физически реализовать. Зная об этом не хуже нас и не хуже остальных изготовителей сабвуферов, фирма Boston — единственная, что позаботилась о выходе из этого инсталляторского кризиса, выпустив для сабвуферов серии G5 настраиваемые пассивные излучатели. Если у тоннеля фазоинвертора требуемая соколеблющаяся масса получается при заданной длине трубы, то у пассивного излучателя задаётся непосредственно, установкой грузов на диффузор ПИ. Год с небольшим назад («А3» №7/2005) у нас в тесте был ровно такой комплект, выяснилось, что настроить его можно буквально как угодно. Разумеется, в машине таких комплектов два. В своём принципе Иван Никитин последователен: всякой хорошей вещи должно быть по две — белая BMW, путёвка на еврофинал, фронтальная акустика... чем сабвуфер хуже? Компоновка сабвуферного агрегата довольно необычна. Собственно сабвуферные головки, размещённые каждая в отдельном объёме 18 л, вещают вверх, пассивные излучатели установлены на вертикальных стенках корпуса, их излучение выводит в боковые «коллекторы», оттуда — наверх, где встречается с прямым излучением диффузоров, и уже в суммированной форме попадает в салон сквозь защитные решётки.
Эффектная конструкция и декор сабвуфера — результат привлечения на нашу сторону не свойственных отрасли материалов. Силовая основа корпуса — сочетание MDF и оргстекла, а сверху этот ансамбль закрывает слой материала по имени Dibond — это продукт германского концерна Alcan Composites, предназначенный создателям рекламных конструкций. Dibond — сэндвич из двух слоёв алюминия, между которыми запечён слой полиэтилена высокой плотности. И сам по себе, а уж тем более в составе многослойной панели, когда Dibond наклеен на MDF или акриловое стекло, он обеспечивает необыкновенное свойство подавления паразитных вибраций, гибнущих на границах слоёв со столь разными физическими свойствами. А то, что при этом слоёв получается четыре — совершенно естественно. У других — максимум два. Сами умножите на «коэффициент Никитина»?..
SQ
Эту машину прозвали «Большим Братом» не только за очевидно солидное, особенно в сравнении с кабриолетом, телосложение. Таков же и её звук. Он словно изображён на большом полотне, такое впечатление бывает на фотовыставках, когда снимок предмета привычных, хорошо известных размеров многократно увеличен, начинаешь замечать детали, которые прежде казались маленькими и неважными. Уже 1-я дорожка «АудиоДоктора» встречает непривычными толчками баса в грудь (именно в грудь, а не в спину) даже при относительно небольшой громкости. Блюзовый 12-й трек создаёт ощущение клуба с хорошим аппаратом, бас-гитара звучит без натуги, но исключительно мощно, от души. Такое же впечатление звуковой полноты возникает и на соло ударника с 11-й дорожки, на фоне густого басового облака неожиданно тонко и рассыпчато звенят тарелки, при этом в звуковой ткани отчётливо разделены собственно удар по тарелке и вызванный им звон металла. Всемирно известные семь барабанов оказались смещены от центра, при этом музыка сцентрована идеально, что только доказывает: барабаны — это ещё не всё и даже не главное. На оркестровой записи пьесы Шнитке показалось, что динамика несколько поджата сверху, на средней громкости оркестр звучит одновременно мощно и с тонкими деталями, но на крещендо как будто чуть осаживается назад. Зато турецкий барабан с бонусной дорожки FSQ вызвал целую дискуссию: какого размера они встречаются в природе. В этой машине сей инструмент никак не меньше двух метров в поперечнике. Значит, в жизни — около метра, с учётом известного коэффициента...
RTA
Сабвуферная часть тракта, действительно, нетипична для устроенной по принципу фазоинвертора (а ПИ можно считать его разновидностью). Обычно у ФИ частотная характеристика проявляет много прыти на 50, хорошо — 40 Гц, а ниже выдыхается, такова особенность этого типа оформления, крутой спад ниже частоты настройки. Здесь АЧХ доходит до глубоких низов почти без потерь, хотя и с некоторыми не очень понятными подробностями между 25 и 50 Гц. Острый глаз может заметить, что заключённые в тесные боксы мидбасы не очень любят работать ниже 80 Гц (и то, в четырёх-то литрах!), но с сабвуфером стыкуются без особых возражений. Полоса частот около 800 Гц придушена намеренно, это пояснил Андрей Вахтин, присутствовавший на съёмке, такова особенность действующего судейского диска, под который настраивалась система. А вот что Вахтин объяснить не смог или не захотел: прибор уверенно показывает быстрое увядание АЧХ выше 12 — 15 кГц, а звучание остаётся открытым и детальным, совершенно без подчёркивания шипящих. Запишем в разряд загадок. Или — профессиональных секретов...
Состав: Двойной 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Alpine DVA-9965R
Процессор: Alpine PXA-H701
Монитор: Alpine TME-M770
Усилители: Boston GT20, GT42, GT28
Акустика: Boston Z6, Pro 60
Сабвуферы: Boston G510-4 + GTR10
СТУДИЯ «PRO VOX»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА АНДРЕЙ ВАХТИН
Источник: журнал Автозвук, 11/2006
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C