влияет. Сам меряю только с водительского места. С головой - сложнее. пробовал по-разному, но для того, чтобы не затягивать настройку остановился на простом варианте: голова откинута на подголовник (обычно сидишь его не касаясь), микрофон прижат к кончику носа и направлен вертикально вверх. Неровности передаточной функции измерительной системы, возникающие при таком измерении относительно прямого направления при контроле общей тоналки по 1/3 окатвному графику сглаживаются, а при снятии точной
АЧХ свип-тоном в режиме Narrowband для согласования каналов между собой - не критичны.
По поводу 12,5кГц - погорячился, не разглядел со смартфона вчера. Там ровно, но горбик есть чуть выше. Конечно, такой подъём не даёт свербящих сибилянтов, как 11-13кГц, но и не добавляет комфорта звуку. По моим наблюдениям (и не только моим
![Подмигивание](http://cdn.magnitola.org/images/smilies/standart/wink3.gif)
), приятный для уха ход АЧХ, который обеспечивает более легкое всприятие ухом, например, дыхания вокалистов и общую воздушность - когда от 3кГц начинается плавный подъём, заканчивающийся на 4,5-5 кГц, а дальше - полочка до 10кГц. После 10кГц имеет смысл делать ещё более плавный, малозаметный спад до 16 кГц, чтобы избежать свербящих ВЧ. Дальше 16кГц - по вкусу. Может пищалка ровно до 20к играть - пусть играет, получим доп. прибавку в глубине сцены и ещё немного "воздуха". Не может - ну и пёс с ней
Такой ход
АЧХ достаточно просто получить в двухполоске с выско (до 3кГц) играющими мидбасами. В трёхе без эквалайзера придётся трудно.
Социальные закладки