В продолжение темы

"И ещё один ушной метод базовой настройки фронта в процессорной поканалке"




Новая редакция. Ноябрь 2015г.




После некоторого забвения, старую тему откопали из архива, начали задавать всякие вопросы, а потому решил что пришла пора внести ясность в некоторые вопросы и откорректировать (да и некоторый дополнительный опыт появился)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) ВАРИАНТ НАСТРОЙКИ ...




Итак, что нужно выполнить перед началом настройки:



1. Настройка осуществляется при активированных фильтрах (если планируется их использование)

Необходимо выставить рабочие диапазоны для полос, приближенные к реалиям.
Например (для трёхполоски Нч 6,5”, Сч 3”, Вч) устанавливаем настройки фильтров:
Нч от 50-60Гц / 2 порядком до 500-630Гц / 2 порядком
Сч от 400-500Гц/2 до 4кГц / 2 порядком
Вч от 4-5кГц/2
«Двушечники» - пусть сами определяют границы рабочего диапазона (стык полос в диапазоне от 2,0кГц до 5-6кГц)
Чем «круче» порядок фильтра, тем ниже можно опускать частоту настройки фильтра.


2. Все улучшайзеры, эквалайзеры и прочее должны быть отключены!



3. Не помешает согласовать уровни в ГУ и гейнов усилителя для НЧ и Сабовых каналов, по схеме:

Выставляем уровни громкости в ГУ/проце для НЧ каналов в НОЛЬ
Врубаем синус 315 Гц, увеличиваем уровень громкости на ГУ (гейны на усилителе в минимум) крутим громкость до повления в звуке тона 1 кГц, убавляем до исчезновения клипа— все дальше громкость крутить нельзя ГУ клипует.
На найденном на ГУ уровне максимальной громкости (без клипа) - начинаем увеличивать гейн на усилителе до появления 1 кГца (клипа) чуть убавляем.
Всё ГУ и усь согласован.
За каналы сч/вч можно не беспокоиться — на них уровень сигнала ниже, чуствительность акустики как правило выше и вероятность клипа маловероятна.


4. Перед началом настройки, на все полосы фронта нужно выставить одинаковые задержки.

Рекомендую выставить 100 см, так как в обычном авто этих задержек ДОСТАТОЧНО для настройки всего фронта. А для стыковки саба с фронтом нужно запасец оставить.
Примечание. мне не нравится алгоритм, заложенный например в Альпах, который работает от "обратного".
Нравится Ураловский алгоритм в котором куда задержку вносишь, там и меняется (не затрагивая остальные каналы). Или Пионеровский — который работает аналогично Уральчику (правда не всегда и только при выполнении некоторых условий).
А потому, методика изменения задержек изложена для «нормальной» схемы изменения задержек, регулировка которых производится в САНТИМЕТРАХ.


И ещё про задержки в сантиметрах:
МАКСИМАЛЬНЫЕ сантиметры, выставленные в проце соответствуют — НУЛЕВОЙ задержке.
Или наЕборот
НУЛЕВЫЕ сантиметры — соответствуют МАКСИМАЛЬНЫМ задержкам


5. Необходимо измерить линейкой фактические расстояния от кончика носа (при откинутой на подголовник голове глядя прямо перед собой) до диффузоров динамиков и расчитать «ДЕЛЬТУ» ФАКТИЧЕСКУЮ.

"Дельта" — это разность расстояний полученных при измерении сантиметров.
Дельта расчитывается для динамиков одного борта (например для правой стороны между Нч и Сч и между Сч и Вч) и между Л и П динамиками одной полосы (например между Л и П Сч).


6. Минимальный набор тестового материала:
Вообщето, для настройки я сделал собственную подборку технических треков.
Осталось обновить её

Ссылка на Yandex-диск — будет выложена попозже.


Описание некоторых, «САМЫХ САМЫХ» треков:


6.1.
Хороший и нужный трек «CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING» (Идентификация каналов) - необходим для проверки правильности подключения акустики (на предмет перепутанных + - ), для выравнивания громкости между полосами побортно.
6.2. SUBWOOFER POLLINGПросто ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ Трек-Передовик-Многостаночник. Наверное «САМЫЙ-САМЫЙ».

Отлично подходит для первичной настройки вертикальной фазы, позволяя чуть ли не глухому оценить положение КИЗ (кажущийся источник звука) от совместной работы акустики.
Отлично подходит для стыковки фронта и саба
При некотором навыке — позволяет откорректировать/проверить правильность внесенных задержек между полосами на предмет импульсных характеристик (пусть и грубовато, т. к. делается всё на слух). Ну Очень рекомендую...
6.3. SUBWOOFER 20-50HZ трек 20-50Гц для согласовния уровня громкости на сабе с фронтом.
6.4. C_The 5 Positions и C_2014 «Центровые» треки(содрано с Диска ЕММА2012/2014):
для проверки сцены, Они понадобятся для выставления/проверки тётки/КИЗа в центр сцены.
6.5. Собственное «изобретение» и изготовление (качество конечно не айс — есть щелчки и прочая грязь но для целей настройки вполне сойдут).

Набор треков с нарезкой 1/3 октавного розового шума (нарезка содрана с тестового диска Аудиомагазин Test CD.)

В каждом треке треке содержится несколько сигналов, следующих друг за другом и записанных «в цикле».

Причем последний сигнал «предыдущего» трека присутствует в начале «следующего».

Например вот так: трек «50_63_80_100 Hz» и трек «100_125_160_200 Hz»

В подборке треки перекрывают весь звуковой диапазон от 20 Гц до 20кГц.

Треки служат для выравнивания громкости между полосами, эквализации и выравнивания перекосов АЧХи между левой и правой стороной в месте прослушивания.

Определения косяков инстала и проверки сведения полос (путем выслушивания «отстрелов», горбов и провалов) и т. п.

Владельцам октавного или «другого» эквалайзера рекомендую сделать нарезку «под себя».




Предлагаемый Порядок этапов настройки (на примере 3х полосного фронта) изложенный ниже:


1. Сведение вертикальной фазы ДАЛЬНЕЙ стороны фронта.

2. Сведение вертикальной фазы БЛИЖНЕЙ стороны фронта.

3. Сведение ГОРИЗОНТАЛИ.

4. Стыковка сабвуфера с фронтом



Этап 1 и 2 Поиск вертикальной фазы, выравнивание уровней громкости полос.


1.1. Отключаем всю ближнюю сторону и саб.


1.2. Оставляем включенными на дальней стороне 2 полосы Нч и Сч или Вч ( если настраивается двушка или если стык Нч-Сч уже настроен и настраивать нужно Вч).


1.3. Включаем на повтор расчудесный трек SUBWOOFER POLLING


1.4. Слушаем откуда (из какого места по высоте) бумкает наш «барабан» и начинаем уменьшать сантиметры (вносить задержку) в канал Сч (или Вч - в зависимости от «стадии настройки» и типа фронта 2х или 3х полосныйт. т.к. они обычно ближе чем Нч).

При уменьшении сантиметров (увеличении задержек), бумканье должно! начать подниматься вверх (к вч/сч). Как только он окажется под вч/сч - прекращаем крутить задержки.
ЗАПИСЫВАЕМ! всё (сантиметры) на листочек и расчитываем «процессорную» ДЕЛЬТУ сантиметров (разницу в сантиметрах между задержками Нч и сч/вч внесенную в процессор).
Сравниваем ДЕЛЬТЫ «ФАКТИЧЕСКУЮ» и «процессорную» и проверяем себя на вшивость.
Например если фактическая дельта = 20 см, а процессорная у Вас получилась 42 см, то где-то Вы накосячили и нужно перепровериться.


1.5. После выполнения п. 1.1 — 1.4 делаем сразу ВЫРАВНИВАНИЕ ГРОМКОСТИ между полосами (НЧ и СЧ/ВЧ) и делаем предварительную проверку правильности фазировки:

Запускаем треки с 1/3 октавной нарезкой, захватывающих как минимум + - 1 октаву от частоты стыка полос.

(ДЛЯ ПРИМЕРА стык Нч Сч. Нч работает ДО 400Гц/2, Сч ОТ 500/2 порядком).
Значит для проверки потребуется отслушать два трека с диапазоном 200_250_315_400 Hz и диапазоном 400_500_630_800 Hz.


Запускаем Треки и
1.5.1. - слушаем из какого места звучит каждый из 7 звуков (200, 250, 315, 400, 500, 630, 800), обращая особое внимание на частоты (для нашего примера!) 315-400-500-600 Гц.
В идеале, 7 звуков должны быть слышны из одного места (области, расположенной в районе Сч или Вч) без глобальных «отстрелов».

Если у Вас получился «отстрел» на частоте, например 250 Гц, а 200-315-400 и т. д. Скучковались где надо или близко, скорее всего это стояк(кривой инстал и т.п.).

Проверить который можно прогнав трек «200 -... - 400» еще раз, но только для ОДНОГО работающего НЧ.

Наличие «отстрела» - подтверждает наличие стояка.

Отсутствие — говорит о неправильной фазировке (не те порядки, срезы фильтров, не та полярность подключения, не те задержки)

Если отстрел на краю рабочего диапазона полосы — попробовать сменить частоту раздела/порядок фильтра

Если на стыке есть явный спад/горб (например горб на 400 и 500 Гц)то варианты — неправильная фазировка(задержки)/полярность, неправильные порядки/срезы, косяк инстала/салонные стояк. Нужно пробовать все возможные варианты исправления этого косяка, добиваясь стабильного размещения КИЗ и одинаковости уровня громкости.



1.5.2. - сравниваем на слух уровень громкости каждого звука

Если уровень громкости каждого звука боле-мене одинаков — значит Вам повезло и на стыке полос уровни громкости «согласованы».

Если один из треков (Например 200 - … - 400) явно громче соседнего ( например 400 - … -800)- нужно поработать гейнами/уровнями. — или убавить уровень/гейн на Нч канале или добавить у Сч.

Примечание: «оптимальным» в ГУ/проце считается уровень регулировок = НУЛЮ.

А т. к. мы согласовали усь с ГУ/процем/источником сигнала то Нч каналы лучше не трогать и менять уровнии-гейны только на СЧ-ВЧ каналах.

Если каменный цветок с регулировкой сч/вч не выходит — вполне допустимо снизить уровень/гейн на Нч каналах.



После выполнения пунктов 1.5.1. и 1.5.2. и если у Вас нет предвзятого отношения к эквалайзеру, не возбраняется убрать явные горбы, поработав эквалайзером (НО ТОЛЬКО ПОСЛЕ!!! ВЫПОЛНЕНИЯ пунктов 1.5.1., 1.5.2.).



Добившись премлемых результатовЗАПИСЫВАЕМ! задержки, параметры фильтра, уровни громкости, эквализацию.



Состыковав на дальней стороне Нч и Сч (или Вч — для двушки) переходим к стыковке Вч (или закругляемся с дальней стороной — для двушки)


Вч настраивается по тому-же циклу как и Сч.



Настроив Вч,




1.6. ПРОВЕРЯМ КАЧЕСТВО СВЕДЕНИЯ ВЕРТИКАЛИ для всей дальней стороны, с помощью треков:

SUBWOOFER POLLING и нарезки розового шума с диапазонами от 40Гц до 10-12кГц.


На треке SUBWOOFER POLLING рекомендую попробовать сделать тонкую подстройку на предмет правильной передачи импульса:

В теории, удар барабана (и пофигх что на этом треке он электронный) начинается с удара палочкой по диафрагме, затем по диафрагме побежали волны, рождая средне-частотный диапазон в звуке и лишь затем идет наполнение низкими частотами.

Исходя из этого описания мы сначала должны услышать щелчок (отрабатывает связка Вч+Сч), потом сч звук ( Сч ) и в оконцовке - наполнение низкими частотами ( Нч ).

В реалии, наш слух не настолько быстр чтобы разложить эти составляющие и звук у нас сливается в один удар.

Так вот, при явных ошибках с задержками, вполне можно услышать мазню, когда Нч наполнение опережает высокачастотные звуки либо наЕборот. Звук выходит размазанным. А должен быть слитным, хлестким и панчОвым.

На треках с нарезкой 1/3 октавного шума проверяем работу одной стороны с 50 Гц до 20 кГц. Слушаем всё то же и также как описано в пункте 1.5.



Если Вы изменили задержки в любом из каналов, необходимо проделать пункты 1.5. и 1.6. ЗАНОВО.



Добившись премлемых результатов, ЗАПИСЫВАЕМ! задержки, параметры фильтра, уровни громкости, эквализацию, расчитываем Дельты между полосами для каждой из сторон (беря сантиментры внесенные в проц/ГУ).



Этап 2.

Абсолютно идентичен первому, но делается с ближней стороной.





Этап 3 Сведение ГОРИЗОНТАЛИ



3.1. Выравнивание громкости между Л/П.

3.1.1. Активируем СЧ полосу (Л +П) (для трешки или мидбасы в двушке) выключив всё остальное.


3.1.2. Вносим в ближний СЧ канал задержку, рассчитанную по формуле:

фактические сантиметры внесенные в дальний канал
минус фактическая Дельта между Л и П Сч.



3.1.3. Включаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем.
В этом треке записана очерёдность сигналов Лево, Центр в фазе, Право, Центр в противофазе.

На данном этапе настройки, «Центр в противофазе» — самый «главный» кусочек трека.

Я обычно ориентруюсь именно на него - должно создаться равномерное облако звука.

Если услышите что облако сместилось влево/право, в том канале и уменьшаете громкость.
Уменьшать нужно до тех пор, пока облако не станет равномерным по громкости, без перекосов в какую-либо сторону.

Некоторые смещения на отдельных частотах не в счёт - эти перекосы АЧХи выровняются потом.


3.1.4. Начинаем изменять задержку в ближнем Сч (мидбасе в двушке), ориентируясь как на звук «Центр в фазе» так и в «Центр в противофазе».

Задержками + уровнями загоняем КИЗ в центр сцены (центр в фазе) и контролируем равномерность облака (центр в противофазе).

Найдя нужные сантиметры задержек и уровни громкости:
- проверяем получившуюся «процессорную» дельту с дельтой фактической.
Разница между ними (как правило) не должна превышать 5 - 10 - 15%.
- персчитываем задержки для ближней стороны, ориентируясь на имеющиеся дельты между полосами ближней стороны.



Если в процессе сведения горизонтали менялись уровни громкости, то необходимо откорректировать уровни громкости в соседних каналах каждой из сторон.
Например было Левая сторна Нч — 0дб, Сч минус 3дб, Вч -4дб.
После сведения горизонтали на сч стало минус 1дб.
( 3 минус 1 = +2 дб) вот на эти + 2 дб нужно изменить уровни на Нч и ВЧ.
Станет Нч +2, Сч минус1, Вч минус 2дб.
Так как уровень Нч не должен быть больше 0, то корректируем все полосы дальней стороны, вычтя из них по 2дб.


3.1.5. Включаем фронт (все полосы)


Запускаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем.
Выслушаем всё тоже самое, что слушали на одних Сч при сведении Горизонтали.
Запускаем по очереди «Центровые треки» проверяя место расположения КИЗ (там ли он где нам хотелось-бы), наличие отстрелов отдельных частот и т.п.
При наличии отстрелов (да и при их отсутствии) прогоняем треки с нарезкой розового шума от 50Гц до 20 кГц.
На каждом звуке контролируем 2 параметра — расположение КИЗ и уровень громкости (сравнивая с соседними звуками).
Ровняем эквалайзером.
Помня! о том, что если есть провал от салонного стояка, вытягивать его эквалайзером бессмыслено и вредно для звука. Регулировать желательно в минус.


Прошлись по всей полосе. Откорректировали.
И опять запускаем «центровые» треки и трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING
Слушаем что получилось. И так, до победного конца...

Этап 4. Стыковка саба и фронта.



Аксиомы
- чем ниже смогут играть мидбасы/басовики тем меньше вероятность локализации саба. Чем ниже играет саб - тем меньше локализуется.
- Саб — самый тормознутый динамик в системе (как правило), поэтому измеряем расстояние до саба. Находим дельту между Сабом и дальним Нч/мидбасом (Саб минус Нч).

Т.к. На дальнем Нч/мидбасе в проце/ГУ у нас должно быть 100 см (остались с момента настройки фронта и их мы не трогали!)
Если Дельта между Сабом и Нч получилась со знаком плюс — прибавляем эту дельту к 100 см и вносим это число в сантиметры задержек сабового канала — это наша точка отсчета.
Если дельта вышла отрицательной — ставим на саб задержку в 100 сантиметров.
Примечание: Клинический случай, когда саб стоит на задней сидушке и дует в затылок водителю здесь не рассматривается!

И приступаем к настройке:

Нч у нас остались порезанными (50-60/2 порядком) с момента настройки фронта, а вот саб режем сверху теми же частотами и порядками но уже сверху.

4.1.
Отключаем всю ближнюю сторону (можно и вч + сч на дальней стороне отключить, оставив Нч/мидбас)

4.2.
Включаем на повтор расчудесный трек SUBWOOFER POLLING

4.3.
Начинаем в сабовом канале УВЕЛИЧИВАТЬ сантиметры (уменьшая задержку на сабе)

Слушаем бумканья — на предмет размещения КИЗ.

Корректируем задержки, добиваясь перемещения удара максимально близко к Нч/Мидбасу.

Меняем при этом порядки/срезы у Нч и/или Саба, полярность (только на сабе) добиваясь усиления звука в диапазоне 40 — 100 Гц (низкие частоты)

Подвели.

Включаем (если отключали ранее Сч и Вч)

Изменяем громкость саба (чтоб его не было явно слышно).


Слушаем. (руководствуясь информацией, изложенной в п.1.6)


В идеале, звук от саба должен присоседиться к КИЗ от дальней стороны фронта. Слиться с ним в экстазе так сказать.

4.4. Влючаем весь фронт + саб. Трек всё тот же - SUBWOOFER POLLING

Слушаем на предмет расположения КИЗ бумканья относительно выведенного КИЗ фронта. Совмещаем при необходимости корректируя сантиметры на сабе.

После получения КИЗ из нужного места — корректируем уровни громкости на сабовом канале. - чтобы саб не оттягивался (по возможности) но удар был нужной силы.

Играемся со срезами, порядками, типами фильтров уровнями и полярностью на сабе пока не найдется вариант подходящий Вашим ушам.


Как то так.


Дубль два:
ПЫсПысПыс.
Забыл написать самое главное. На новаторство и новизну не претендую нисколько.
К некоторым подходам в настройке, некторые опытные старшие товарищи, высказываются что всё не так на самом деле.



ОБНОВИЛ !!!

ссылка на архив с настроечными треками



обновление от 2018 года

а вот тут ссылка на октавную нарезку


попробуйте скачать. если не заработает - сообщите...

продолжение следует


Полезные темы: