Имеющие отношение к первому, а особенно – ко второму, говорят «лодка». Вот и мы так сказали, чтобы не думали, что мы тут такие уж сухопутные. А чтобы совсем не думали, извлекли из дальних закоулков памяти давно не пускавшиеся в ход морские термины. Не всегда находились сразу, это заметно по тексту.
Перед началом работы поискали, разумеется, водный транспорт в своих архивах. Немного, но было. Причём впервые было 15 лет назад. Хорошего, говорят, понемногу. Для будущих архивов заметим: этот катер – самый пока большой. Предыдущие лодки приезжали в студию на прицепах, этому трейлер нужен уже довольно солидный, а потому решено было все работы по оснащению его достойной аудиосистемой провести на месте – в порту приписки. Интересная задача привлекла мастеров из Accent-Audio, а непростые условия работы в летнее время выглядят даже бонусом.
Структура системы проста, но не лишена оригинальности. Три пары коаксиальных динамиков Alpine SPR-M700W «морской» серии, пара усилителей Alpine PDX-V9 и процессорная «голова». Вот это последнее, казалось бы, зачем? Поканалки нет, задержки не особо и нужны: выстраивать сцену на открытом пространстве при непредсказуемом размещении слушателей – занятие малоперспективное. Фишка здесь в том, что сабвуферных выходов два, и для каждого можно установить индивидуальные настройки. В результате появляется возможность организовать две зоны прослушивания с одинаковой звуковой программой, но с полностью индивидуальными, «по месту», настройками. А необходимость в этом есть – обстановка на баке, мостике и юте несколько отличается. (Ничего, что мы так сразу про бак и ют? Привыкайте… ) Хотя бас и не локализуется, но для звукового равновесия (о симметрии речи нет) сабвуферы установлены по разным бортам, что и отражено на схеме.
Динамики юта и мостика подключены к отдельным парам каналов «кормового» усилителя, их входы запараллелены Y-разветвителями. Поэтому «фейдер» между ютом и мостиком отрегулирован раз и, (наверное), навсегда на этапе настройки регуляторами усилителя. В баковом усилителе одна пара каналов свободна.
Незабвенный Христофор Бонифатьевич говаривал: «Вот славное имя для славного корабля! ». Имя здесь королевское. А регистрационный номер… Ну что номер. С него воды не пить. | Чем не лимузин? Водитель рулевой находится на непривычном месте, но не потому что по дешёвке из Японии (лодка американская), а из-за реактивного момента винта, стремящегося создать крен на левый борт. |
Акустика юта установлена в «карманах», предназначенных для хранения необходимых в плавании напитков. | Акустика неплохо скрыта от прямых солнечных лучей и брызг. А что стоит невысоко – так в дверях автомобиля ещё ниже. И эквалайзер не будет без дела простаивать. |
Нечасто попадающие в наше поле зрения Alpine SPR-M700W в непривычном соседстве…
Акустическое оформление всех коаксиалов одинаково. Пространство между обшивкой борта и фальшборта можно считать free air – объём там просто фантастический, а ближайшие отверстия как минимум в метре. Это вам не двери автомобильные кружевные.
Ходовой мостик по правому борту штирборту символически отделён от юта мойкой для посуды и шкафчиком рундуком, а от бака – ветровым экраном и крошечной каморкой выгородкой, в которой установлены усилители и часть судового оборудования. Это только дверца маленькая, мастер света и тени с профессиональной «зеркалкой» внутри поместился без проблем и жалоб, потом увидите результаты. | |
Коаксиальная акустика на мостике установлена открыто, но и она большую часть времени проводит в тени. Сабвуфер будет хорошо виден на следующем снимке. Вот чтобы запечатлеть его для истории, мастеру света и тени пришлось принимать позы из неопубликованной части Кама-сутры. | |
«Штурвальные» решётки обоих сабвуферов взята из ассортимента Polk Audio, они получились настолько удачными, что в разных инсталляциях за ними скрываются самые разные динамики. В данном случае за обеими – по одному CDT QES-1220. Для каждого изготовлен плоский закрытый короб объёмом около 20 л. | |
Второй динамик на мостике установлен симметрично капитанскому (и тоже в тени), но уже без сабвуфера. Неприметная дверца в правом углу снимка – вход в миниатюрный санузел гальюн. |
Вид на бак с места штурмана. | Аксессуары Дельные вещи у Crownline продуманы самым похвальным образом: швартовные уточки утапливаются, за ограждение можно крепко схватиться, если музыка навеет… |
Баковые коаксиальные динамики установлены так же, как на юте. | Здесь съёмке сабвуфера мешало только солнце. Рваные тени на полу палубе – это наша не слишком успешная попытка хоть немного экранировать прямой свет. |
Усилители установлены на передней переборке выгородки. Справа – элементы судового электрохозяйства.
Усилители, как вы заметили, «сухопутные», но здесь они в достаточной степени защищены от внешней среды, а стоимость по сравнению с изделиями морских серий существенно ниже.
Головное устройство установлено в контейнер, защищающий от брызг и солнца. Управлять можно и с пульта, а рулевых кнопок нет по понятной причине: это не руль, а штурвал… | Для загрузки диска нужно открыть крышку. «Яблоко» подключается шнурком. |
По морской традиции пожелаем катеру семь футов под килем. А то эхолот показывает всего шесть…
SQ
Сцена – разная, смотря, где сидеть – это очевидно. Зато она не слишком сильно меняется при переходе с одного места на другое, этакий «звук вокруг». Тональный баланс порадовал, звучание – тоже. Яркая, но не гламурная середина, хороший средний бас и чистый, хотя и чуточку жестковатый, «верх». Послушал и на баке, и на юте, и сидя за штурвалом. Что интересно – от перемены места звучание почти не меняется, разве только – самый высокочастотный край диапазона. Но его и так заглушает ветер, так что на ходу вообще разницы не будет. И тяжёлая, и попсовая музыка звучит отменно, а нижний бас основательно и, скажем прямо, неожиданно, встряхивает.
RTA
Мазуты хайэндщики сухопутные: как вам такое? Да, конечно, АЧХ – это ещё не всё, но и вы, и мы привыкли относить могучесть и глубину автомобильного баса на счёт передаточной функции салона. Здесь её в привычном понимании нет. В менее привычном – сабвуферы работают всё же не на чистое поле, а в частично прикрытые с боков объёмистые «чаши». Но как бы там ни было – нижний бас – фантастический. Выше по шкале частот не происходит ничего, что оправдало бы повышенное внимание. Мелкая рябь на середине, подчёркнутые 5 и 16 кГц, но в целом – если и не полный штиль, то близко к тому.
Тип системы: аудио
Состав: бак + сабвуфер, мостик + сабвуфер, ют
Источник: Pioneer DEH-80PRS
Усилители: Alpine PDX-V9
Акустика: Alpine SPR-M700W
Сабвуферы: CDT QES-1220
Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Источник: журнал Автозвук, сентябрь 2015. Фото: Александр Орлов.
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C