После некоторого забвения, старую тему откопали из архива, начали задавать всякие вопросы, а потому решил что пришла пора внести ясность в некоторые вопросы и откорректировать (да и некоторый дополнительный опыт появился)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) ВАРИАНТ НАСТРОЙКИ ...
Итак, что нужно выполнить перед началом настройки:
1. Настройка осуществляется при активированных фильтрах (если планируется их использование)
Необходимо выставить рабочие диапазоны для полос, приближенные к реалиям.
Например (для трёхполоски Нч 6,5”, Сч 3”, Вч) устанавливаем настройки фильтров:
Нч от 50-60Гц / 2 порядком до 500-630Гц / 2 порядком
Сч от 400-500Гц/2 до 4кГц / 2 порядком
Вч от 4-5кГц/2
«Двушечники» - пусть сами определяют границы рабочего диапазона (стык полос в диапазоне от 2,0кГц до 5-6кГц)
Чем «круче» порядок фильтра, тем ниже можно опускать частоту настройки фильтра.
2. Все улучшайзеры, эквалайзеры и прочее должны быть отключены!
3. Не помешает согласовать уровни в ГУ и гейнов усилителя для НЧ и Сабовых каналов, по схеме:
Выставляем уровни громкости в ГУ/проце для НЧ каналов в НОЛЬ
Врубаем синус 315 Гц, увеличиваем уровень громкости на ГУ (гейны на усилителе в минимум) крутим громкость до повления в звуке тона 1 кГц, убавляем до исчезновения клипа— все дальше громкость крутить нельзя ГУ клипует.
На найденном на ГУ уровне максимальной громкости (без клипа) - начинаем увеличивать гейн на усилителе до появления 1 кГца (клипа) чуть убавляем.
Всё ГУ и усь согласован.
За каналы сч/вч можно не беспокоиться — на них уровень сигнала ниже, чуствительность акустики как правило выше и вероятность клипа маловероятна.
4. Перед началом настройки, на все полосы фронта нужно выставить одинаковые задержки.
Рекомендую выставить 100 см, так как в обычном авто этих задержек ДОСТАТОЧНО для настройки всего фронта. А для стыковки саба с фронтом нужно запасец оставить. Примечание. мне не нравится алгоритм, заложенный например в Альпах, который работает от "обратного". Нравится Ураловский алгоритм в котором куда задержку вносишь, там и меняется (не затрагивая остальные каналы). Или Пионеровский — который работает аналогично Уральчику (правда не всегда и только при выполнении некоторых условий). А потому, методика изменения задержек изложена для «нормальной» схемы изменения задержек, регулировка которых производится в САНТИМЕТРАХ.
И ещё про задержки в сантиметрах: МАКСИМАЛЬНЫЕ сантиметры, выставленные в проце соответствуют — НУЛЕВОЙ задержке. Или наЕборот НУЛЕВЫЕ сантиметры — соответствуют МАКСИМАЛЬНЫМ задержкам
5. Необходимо измерить линейкой фактические расстояния от кончика носа (при откинутой на подголовник голове глядя прямо перед собой) до диффузоров динамиков и расчитать «ДЕЛЬТУ» ФАКТИЧЕСКУЮ.
"Дельта" — это разность расстояний полученных при измерении сантиметров.
Дельта расчитывается для динамиков одного борта (например для правой стороны между Нч и Сч и между Сч и Вч) и между Л и П динамиками одной полосы (например между Л и П Сч).
6. Минимальный набор тестового материала:
Вообщето, для настройки я сделал собственную подборку технических треков.
Осталось обновить её
Ссылка на Yandex-диск — будет выложена попозже.
Описание некоторых, «САМЫХ САМЫХ» треков:
6.1. Хороший и нужный трек «CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING» (Идентификация каналов) - необходим для проверки правильности подключения акустики (на предмет перепутанных + - ), для выравнивания громкости между полосами побортно. 6.2. SUBWOOFER POLLINGПросто ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ Трек-Передовик-Многостаночник. Наверное «САМЫЙ-САМЫЙ».
Отлично подходит для первичной настройки вертикальной фазы, позволяя чуть ли не глухому оценить положение КИЗ (кажущийся источник звука) от совместной работы акустики.
Отлично подходит для стыковки фронта и саба
При некотором навыке — позволяет откорректировать/проверить правильность внесенных задержек между полосами на предмет импульсных характеристик (пусть и грубовато, т. к. делается всё на слух). Ну Очень рекомендую... 6.3. SUBWOOFER 20-50HZ трек 20-50Гц для согласовния уровня громкости на сабе с фронтом. 6.4. C_The 5 Positions и C_2014 «Центровые» треки(содрано с Диска ЕММА2012/2014):
для проверки сцены, Они понадобятся для выставления/проверки тётки/КИЗа в центр сцены. 6.5. Собственное «изобретение» и изготовление (качество конечно не айс — есть щелчки и прочая грязь но для целей настройки вполне сойдут).
Набор треков с нарезкой 1/3 октавного розового шума (нарезка содрана с тестового диска Аудиомагазин Test CD.)
В каждом треке треке содержится несколько сигналов, следующих друг за другом и записанных «в цикле».
Причем последний сигнал «предыдущего» трека присутствует в начале «следующего».
Например вот так: трек «50_63_80_100 Hz» и трек «100_125_160_200 Hz»
В подборке треки перекрывают весь звуковой диапазон от 20 Гц до 20кГц.
Треки служат для выравнивания громкости между полосами, эквализации и выравнивания перекосов АЧХи между левой и правой стороной в месте прослушивания.
Определения косяков инстала и проверки сведения полос (путем выслушивания «отстрелов», горбов и провалов) и т. п.
Владельцам октавного или «другого» эквалайзера рекомендую сделать нарезку «под себя».
Предлагаемый Порядок этапов настройки (на примере 3х полосного фронта) изложенный ниже:
1. Сведение вертикальной фазы ДАЛЬНЕЙ стороны фронта.
2. Сведение вертикальной фазы БЛИЖНЕЙ стороны фронта.
3. Сведение ГОРИЗОНТАЛИ.
4. Стыковка сабвуфера с фронтом
Этап 1 и 2 Поиск вертикальной фазы, выравнивание уровней громкости полос.
1.1. Отключаем всю ближнюю сторону и саб.
1.2. Оставляем включенными на дальней стороне 2 полосы Нч и Сч или Вч ( если настраивается двушка или если стык Нч-Сч уже настроен и настраивать нужно Вч).
1.3. Включаем на повтор расчудесный трек SUBWOOFER POLLING
1.4. Слушаем откуда (из какого места по высоте) бумкает наш «барабан» и начинаем уменьшать сантиметры (вносить задержку) в канал Сч (или Вч - в зависимости от «стадии настройки» и типа фронта 2х или 3х полосныйт. т.к. они обычно ближе чем Нч).
При уменьшении сантиметров (увеличении задержек), бумканье должно! начать подниматься вверх (к вч/сч). Как только он окажется под вч/сч - прекращаем крутить задержки.
ЗАПИСЫВАЕМ! всё (сантиметры) на листочек и расчитываем «процессорную» ДЕЛЬТУ сантиметров (разницу в сантиметрах между задержками Нч и сч/вч внесенную в процессор).
Сравниваем ДЕЛЬТЫ «ФАКТИЧЕСКУЮ» и «процессорную» и проверяем себя на вшивость.
Например если фактическая дельта = 20 см, а процессорная у Вас получилась 42 см, то где-то Вы накосячили и нужно перепровериться.
1.5. После выполнения п. 1.1 — 1.4 делаем сразу ВЫРАВНИВАНИЕ ГРОМКОСТИ между полосами (НЧ и СЧ/ВЧ) и делаем предварительную проверку правильности фазировки:
Запускаем треки с 1/3 октавной нарезкой, захватывающих как минимум + - 1 октаву от частоты стыка полос.
(ДЛЯ ПРИМЕРА стык Нч Сч. Нч работает ДО 400Гц/2, Сч ОТ 500/2 порядком).
Значит для проверки потребуется отслушать два трека с диапазоном 200_250_315_400 Hz и диапазоном 400_500_630_800 Hz.
Запускаем Треки и 1.5.1. - слушаем из какого места звучит каждый из 7 звуков (200, 250, 315, 400, 500, 630, 800), обращая особое внимание на частоты (для нашего примера!) 315-400-500-600 Гц.
В идеале, 7 звуков должны быть слышны из одного места (области, расположенной в районе Сч или Вч) без глобальных «отстрелов».
Если у Вас получился «отстрел» на частоте, например 250 Гц, а 200-315-400 и т. д. Скучковались где надо или близко, скорее всего это стояк(кривой инстал и т.п.).
Проверить который можно прогнав трек «200 -... - 400» еще раз, но только для ОДНОГО работающего НЧ.
Наличие «отстрела» - подтверждает наличие стояка.
Отсутствие — говорит о неправильной фазировке (не те порядки, срезы фильтров, не та полярность подключения, не те задержки)
Если отстрел на краю рабочего диапазона полосы — попробовать сменить частоту раздела/порядок фильтра
Если на стыке есть явный спад/горб (например горб на 400 и 500 Гц)то варианты — неправильная фазировка(задержки)/полярность, неправильные порядки/срезы, косяк инстала/салонные стояк. Нужно пробовать все возможные варианты исправления этого косяка, добиваясь стабильного размещения КИЗ и одинаковости уровня громкости.
1.5.2. - сравниваем на слух уровень громкости каждого звука
Если уровень громкости каждого звука боле-мене одинаков — значит Вам повезло и на стыке полос уровни громкости «согласованы».
Если один из треков (Например 200 - … - 400) явно громче соседнего ( например 400 - … -800)- нужно поработать гейнами/уровнями. — или убавить уровень/гейн на Нч канале или добавить у Сч.
Примечание: «оптимальным» в ГУ/проце считается уровень регулировок = НУЛЮ.
А т. к. мы согласовали усь с ГУ/процем/источником сигнала то Нч каналы лучше не трогать и менять уровнии-гейны только на СЧ-ВЧ каналах.
Если каменный цветок с регулировкой сч/вч не выходит — вполне допустимо снизить уровень/гейн на Нч каналах.
После выполнения пунктов 1.5.1. и 1.5.2. и если у Вас нет предвзятого отношения к эквалайзеру, не возбраняется убрать явные горбы, поработав эквалайзером (НО ТОЛЬКО ПОСЛЕ!!! ВЫПОЛНЕНИЯ пунктов 1.5.1., 1.5.2.).
Состыковав на дальней стороне Нч и Сч (или Вч — для двушки) переходим к стыковке Вч (или закругляемся с дальней стороной — для двушки)
Вч настраивается по тому-же циклу как и Сч.
Настроив Вч,
1.6. ПРОВЕРЯМ КАЧЕСТВО СВЕДЕНИЯ ВЕРТИКАЛИ для всей дальней стороны, с помощью треков:
SUBWOOFER POLLING и нарезки розового шума с диапазонами от 40Гц до 10-12кГц.
На треке SUBWOOFER POLLING рекомендую попробовать сделать тонкую подстройку на предмет правильной передачи импульса:
В теории, удар барабана (и пофигх что на этом треке он электронный) начинается с удара палочкой по диафрагме, затем по диафрагме побежали волны, рождая средне-частотный диапазон в звуке и лишь затем идет наполнение низкими частотами.
Исходя из этого описания мы сначала должны услышать щелчок (отрабатывает связка Вч+Сч), потом сч звук ( Сч ) и в оконцовке - наполнение низкими частотами ( Нч ).
В реалии, наш слух не настолько быстр чтобы разложить эти составляющие и звук у нас сливается в один удар.
Так вот, при явных ошибках с задержками, вполне можно услышать мазню, когда Нч наполнение опережает высокачастотные звуки либо наЕборот. Звук выходит размазанным. А должен быть слитным, хлестким и панчОвым.
На треках с нарезкой 1/3 октавного шума проверяем работу одной стороны с 50 Гц до 20 кГц. Слушаем всё то же и также как описано в пункте 1.5.
Если Вы изменили задержки в любом из каналов, необходимо проделать пункты 1.5. и 1.6. ЗАНОВО.
Добившись премлемых результатов, ЗАПИСЫВАЕМ! задержки, параметры фильтра, уровни громкости, эквализацию, расчитываем Дельты между полосами для каждой из сторон (беря сантиментры внесенные в проц/ГУ).
Этап 2.
Абсолютно идентичен первому, но делается с ближней стороной.
Этап 3 Сведение ГОРИЗОНТАЛИ
3.1. Выравнивание громкости между Л/П.
3.1.1. Активируем СЧ полосу (Л +П) (для трешки или мидбасы в двушке) выключив всё остальное.
3.1.2. Вносим в ближний СЧ канал задержку, рассчитанную по формуле:
фактические сантиметры внесенные в дальний канал
минус фактическая Дельта между Л и П Сч.
3.1.3. Включаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем.
В этом треке записана очерёдность сигналов Лево, Центр в фазе, Право, Центр в противофазе.
На данном этапе настройки, «Центр в противофазе» — самый «главный» кусочек трека.
Я обычно ориентруюсь именно на него - должно создаться равномерное облако звука.
Если услышите что облако сместилось влево/право, в том канале и уменьшаете громкость.
Уменьшать нужно до тех пор, пока облако не станет равномерным по громкости, без перекосов в какую-либо сторону.
Некоторые смещения на отдельных частотах не в счёт - эти перекосы АЧХи выровняются потом.
3.1.4. Начинаем изменять задержку в ближнем Сч (мидбасе в двушке), ориентируясь как на звук «Центр в фазе» так и в «Центр в противофазе».
Задержками + уровнями загоняем КИЗ в центр сцены (центр в фазе) и контролируем равномерность облака (центр в противофазе).
Найдя нужные сантиметры задержек и уровни громкости:
- проверяем получившуюся «процессорную» дельту с дельтой фактической.
Разница между ними (как правило) не должна превышать 5 - 10 - 15%. - персчитываем задержки для ближней стороны, ориентируясь на имеющиеся дельты между полосами ближней стороны.
Если в процессе сведения горизонтали менялись уровни громкости, то необходимо откорректировать уровни громкости в соседних каналах каждой из сторон.
Например было Левая сторна Нч — 0дб, Сч минус 3дб, Вч -4дб.
После сведения горизонтали на сч стало минус 1дб.
( 3 минус 1 = +2 дб) вот на эти + 2 дб нужно изменить уровни на Нч и ВЧ.
Станет Нч +2, Сч минус1, Вч минус 2дб.
Так как уровень Нч не должен быть больше 0, то корректируем все полосы дальней стороны, вычтя из них по 2дб.
3.1.5. Включаем фронт (все полосы)
Запускаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем.
Выслушаем всё тоже самое, что слушали на одних Сч при сведении Горизонтали.
Запускаем по очереди «Центровые треки» проверяя место расположения КИЗ (там ли он где нам хотелось-бы), наличие отстрелов отдельных частот и т.п.
При наличии отстрелов (да и при их отсутствии) прогоняем треки с нарезкой розового шума от 50Гц до 20 кГц.
На каждом звуке контролируем 2 параметра — расположение КИЗ и уровень громкости (сравнивая с соседними звуками).
Ровняем эквалайзером.
Помня! о том, что если есть провал от салонного стояка, вытягивать его эквалайзером бессмыслено и вредно для звука. Регулировать желательно в минус.
Прошлись по всей полосе. Откорректировали.
И опять запускаем «центровые» треки и трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING
Слушаем что получилось. И так, до победного конца... Этап 4. Стыковка саба и фронта.
Аксиомы
- чем ниже смогут играть мидбасы/басовики тем меньше вероятность локализации саба. Чем ниже играет саб - тем меньше локализуется.
- Саб — самый тормознутый динамик в системе (как правило), поэтому измеряем расстояние до саба. Находим дельту между Сабом и дальним Нч/мидбасом (Саб минус Нч).
Т.к. На дальнем Нч/мидбасе в проце/ГУ у нас должно быть 100 см (остались с момента настройки фронта и их мы не трогали!)
Если Дельта между Сабом и Нч получилась со знаком плюс — прибавляем эту дельту к 100 см и вносим это число в сантиметры задержек сабового канала — это наша точка отсчета.
Если дельта вышла отрицательной — ставим на саб задержку в 100 сантиметров.
Примечание: Клинический случай, когда саб стоит на задней сидушке и дует в затылок водителю здесь не рассматривается!
И приступаем к настройке:
Нч у нас остались порезанными (50-60/2 порядком) с момента настройки фронта, а вот саб режем сверху теми же частотами и порядками но уже сверху.
4.1. Отключаем всю ближнюю сторону (можно и вч + сч на дальней стороне отключить, оставив Нч/мидбас)
4.2. Включаем на повтор расчудесный трек SUBWOOFER POLLING
4.3. Начинаем в сабовом канале УВЕЛИЧИВАТЬ сантиметры (уменьшая задержку на сабе)
Слушаем бумканья — на предмет размещения КИЗ.
Корректируем задержки, добиваясь перемещения удара максимально близко к Нч/Мидбасу.
Меняем при этом порядки/срезы у Нч и/или Саба, полярность (только на сабе) добиваясь усиления звука в диапазоне 40 — 100 Гц (низкие частоты)
Подвели.
Включаем (если отключали ранее Сч и Вч)
Изменяем громкость саба (чтоб его не было явно слышно).
Слушаем. (руководствуясь информацией, изложенной в п.1.6)
В идеале, звук от саба должен присоседиться к КИЗ от дальней стороны фронта. Слиться с ним в экстазе так сказать.
4.4. Влючаем весь фронт + саб. Трек всё тот же - SUBWOOFER POLLING
Слушаем на предмет расположения КИЗ бумканья относительно выведенного КИЗ фронта. Совмещаем при необходимости корректируя сантиметры на сабе.
После получения КИЗ из нужного места — корректируем уровни громкости на сабовом канале. - чтобы саб не оттягивался (по возможности) но удар был нужной силы.
Играемся со срезами, порядками, типами фильтров уровнями и полярностью на сабе пока не найдется вариант подходящий Вашим ушам.
Как то так.
Дубль два: ПЫсПысПыс.
Забыл написать самое главное. На новаторство и новизну не претендую нисколько.
К некоторым подходам в настройке, некторые опытные старшие товарищи, высказываются что всё не так на самом деле.
попробуйте скачать. если не заработает - сообщите...
продолжение следует
27.11.2015, 23:14
proxor18
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
ДядяВова , а откуда этот трек? (с какого диска) - SUBWOOFER POLLING
28.11.2015, 02:55
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от proxor18
ДядяВова , а откуда этот трек? (с какого диска) - SUBWOOFER POLLING
Сейчас уже не помню. Но на выходных обновлю (постараюсь) выложить ссылку на Я- диске.
28.11.2015, 19:48
vt957
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Подпишусь, чтоб тему не потерять.
28.11.2015, 20:14
Алексей алтай
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от vt957
Подпишусь, чтоб тему не потерять.
и я тоже
28.11.2015, 22:22
lins
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
DядяВова, день добрый!
Цитата:
Сообщение от DядяВова
попробуйте скачать. если не заработает - сообщите...
Не появляется файлик для скачивания почему-то:dntknw:.
29.11.2015, 00:00
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
3. Не помешает согласовать уровни в ГУ и гейнов усилителя для НЧ и Сабовых каналов, по схеме:
ВЧ каналы - в ноль, СЧ - на 5% выше, чем ВЧ, мидбасы на 1/3, сабвуфер - на 2/3
В таком случае в ВЧ канале у тракта будет максимальный динамический диапазон на нормальном и повышенном уровнях громкости.
Цитата:
Сообщение от DядяВова
мне не нравится алгоритм, заложенный например в Альпах, который работает от "обратного".
Вов, "ОТ обратного" работает Пионер и Клэрион. В альпах - ЗАДЕРЖКА увеличивается в том, канале, в котором ты увеличиваешь цифру.
Цитата:
Сообщение от DядяВова
И ещё про задержки в сантиметрах:
МАКСИМАЛЬНЫЕ сантиметры, выставленные в проце соответствуют — НУЛЕВОЙ задержке.
Или наЕборот
НУЛЕВЫЕ сантиметры — соответствуют МАКСИМАЛЬНЫМ задержкам
Нельзя обобщать. Например, у Alpine 9887 сантиметры - это задержка. У 80prs сантиметры - это расстояние.
Скажу честно, остальные этапы пролистал, скучая... Понимаю, что тебе задают кучу вопросов и ты не мог это не написать... Но самое главное, что нужно делать ПЕРЕД задержками, до сих пор на форуме остаётся не раскрытым. А именно:
Цитата:
Сообщение от DядяВова
1. Настройка осуществляется при активированных фильтрах (если планируется их использование)
Необходимо выставить рабочие диапазоны для полос, приближенные к реалиям.
Например (для трёхполоски Нч 6,5”, Сч 3”, Вч) устанавливаем настройки фильтров:
Нч от 50-60Гц / 2 порядком до 500-630Гц / 2 порядком
Сч от 400-500Гц/2 до 4кГц / 2 порядком
Вч от 4-5кГц/2
«Двушечники» - пусть сами определяют границы рабочего диапазона (стык полос в диапазоне от 2,0кГц до 5-6кГц)
Чем «круче» порядок фильтра, тем ниже можно опускать частоту настройки фильтра.
ТЫ так небрежно прошёлся по фильтрам, а ведь правильный выбор настройки кроссоверов - это 70% тоналки и 40% сцены... Ещё 20% тоналки и 20% сцены - правильно настроенный эквалайзер, но это уже следующий после фильтров этап... При правильно выбранных настройках кроссовера то, что ты описал на несколько тысяч символов делается за 15-20 минут...
Не хочешь написать труд о работе с фильтрами? Я какгбе хотел бы... Но:
1) Я работаю с фильтрами и эквалайзерами по приборам. Не каждый сможет это повторить... А большинство ещё и скажут, что это всё фихня, типа надо только ушам доверять (на самом деле глупость, но людей не переубедить)
2) Даже при работе по приборам слишком много нюансов, которые замучаешься описывать и которые я пока хотел бы оставить своим секретиком:)
29.11.2015, 00:30
DM Rocker
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Как-то нижняя граница мидбасу смело нарезана , не?
Не все смогут корректно справиться , да и незачем грузить 6"-ку....
Другой момент при вторых порядках придётся через полосу фазы
переворачивать - что не есть гут.
29.11.2015, 01:47
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DM Rocker
Как-то нижняя граница мидбасу смело нарезана , не?
Не все смогут корректно справиться , да и незачем грузить 6"-ку....
Другой момент при вторых порядках придётся через полосу фазы
переворачивать - что не есть гут.
А если мид на верхней границе сам спадает вторым порядком, а ты ему ещё два порядка доьавляешь, что будет? А если п низу мид имеет горбик на 50Гц, а ты его от 63 вторым порядком, на частоте стыка с сабом - какой итоговый порядок будет?
---------- Сообщение добавлено 29.11.2015 в 01:53 ----------
Ну и ещё один каверзный вопрос соревновацам - как влияет соотношение баса, сч и вч на фокусировку образов и высоту сцены?:)
29.11.2015, 05:14
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Уважаемые ... критики или критиканы? :D
Описание в первом сообщении - ушной метод.
То, что можно сделать БЫСТРО по приборам или с помощью идельного слухача, знающего и умеющего что слушать и как "должно" быть... для многих просто не доступно.
А предложенный мной подход - ориентироваться на "контрольные" точки - разность громкости между СОСЕДНИМИ шумовыми сигналами + размещение КИЗ в одной области, позволят сделать БАЗОВУЮ настройку без значимых косяков даже совсем неопытному начинающему настройщику.
Ориентировка на СОСЕДНИЕ полосы даст, пусть не ровную, но сглаженную АЧХу, которая уже вполне слушабельна.
Отсутствие отстрелов на отдельных шумовых сигналах позволит перепроверить систему на корректность фазировки.
А ещё - даст инструмент добиться/приблизиться к ОДИНАКОВОСТИ сторон как по АЧХ так и по Фазе.
Например оттяжка на одном звуке (1/3 октавная нарезка) влево или право говорит о необходимости поработать эквалайзером (если она конечно поддается регулировке)
Одинаковый отстрел на обоих каналах в одну сторону (например в сторону капота) может добавить глубину эшелонирование сцене.
Причем эта база будет ориентирована на индивидуальные особенности слуха настройщика.
ПОЛИРОВКУ на слух никто не отменял. Даже после Приборов.
С фильтрами я обошелся так скромно потому, что при стыковке соседних полос как раз и происходят игрища с порядками, срезами и переплюсовкой и эквализацией.
Можно - нужно конечечно без приборов! сначала прогнать каждую из полос в гордом одиночестве, используя нарезку шума. На предмет явных горбов провалов и отстрелов в стороны. И типа "сразу" определить границы.
Вот только... Лучше (имхо) делать это при настройке стыка, когда ищутся оптимальные настройки обоих настраиваемых каналов, в точке/полосе их взаимодействия.
Всё потому, что СОЛО и ДУЭТ могут оказаться совсем разными. И вырвненная АЧХа для сольного режима запросто стать ГОРБАТОЙ в дуэте.
По задержкам. Я конечно косякнул. Метода написана под 99й пионер.
Про подрезку мидбаса снизу - прослушка или укажет на косяки (гудёж и прочие штуки) но если их не слышно - нет проблем. А если есть желание чтото улучшить - приходим к ПОЛИРОВКЕ и экспериментам и нахождения оптимума.
Пыс. Аркадий, а что можно придумать нового в настройке, чтоб тебя расшевелить и вывести из сонного состояния? :)
29.11.2015, 08:09
staik82
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
тоже подпишусь чтоб темку не потерять.
29.11.2015, 09:15
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
По порядку. Про задержки альпа/пиона/урала - критика (ну ы там написал всё)
Про высоту сцены и тоналку - критика (реально, придкшив саб с мидами можно поднять сцену и улучшить фокусировку).
Ну и ещё прям хочется поныть на тему того, что "базовых" методик - море.... И в конце каждой написано - "далее обработать напильником, добавить соль, специи по вкусу", но без описания, к чему вообще стоит стремиться, а к чему - не стоит... Но это нытьё, не обращай внимание)))))))))
А про фильтра - скорее пожелание или предложение. Дело в том, что эта тема вообще нормально нигде не раскрыта... Сферические кони в вакууме обсуждаются... А реальное применение фильтров с учетом реальных особенностей салонов и динамиков не разобрано должным образом...
29.11.2015, 10:14
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Аркадий, ты же не создаш тему "ПОЛИРОВКА НА СЛУХ"
Потому как очень много ньюансов и зависимостей, застую взаимоисключающих друг друга :)
29.11.2015, 10:18
IlSan
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
DядяВова, поправь пожалуйста ссылку на треки. Сорь :offtopic:
29.11.2015, 10:39
DM Rocker
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
Уважаемые ... критики или критиканы? :D
Ни то и ни другое. Дополнители и добавители......:whistle:
---------- Сообщение добавлено 29.11.2015 в 10:41 ----------
Цитата:
Сообщение от fox proteus
А если мид на верхней границе сам спадает вторым порядком, а ты ему ещё два порядка доьавляешь, что будет? А если п низу мид имеет горбик на 50Гц, а ты его от 63 вторым порядком, на частоте стыка с сабом - какой итоговый порядок будет?
Это уже частные случаи. Я же про общие моменты.
---------- Сообщение добавлено 29.11.2015 в 10:45 ----------
Цитата:
Сообщение от fox proteus
Ну и ещё один каверзный вопрос соревновацам - как влияет соотношение баса, сч и вч на фокусировку образов и высоту сцены?:)
Больше баса - жЫрнее образы , ниже сцена.
Всего должно быть в меру......
29.11.2015, 15:10
proxor18
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от proxor18
ДядяВова , а откуда этот трек? (с какого диска) - SUBWOOFER POLLING
Дядя Вова можешь сюда его кинуть - mam1005711@yandex.ru
премного благодарен:thank_you:
29.11.2015, 16:26
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от IlSan
DядяВова, поправь пожалуйста ссылку на треки. Сорь :offtopic:
Цитата:
Сообщение от proxor18
Дядя Вова можешь сюда его кинуть - mam1005711@yandex.ru
премного благодарен:thank_you:
Сейчас гляньте.
Доступ вроде открыл. ссылку обновил.
всё сложилось (вроде) в "Новую папку" :)
29.11.2015, 18:27
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DM Rocker
Это уже частные случаи. Я же про общие моменты.
А моя практика говорит об обратном:) Все ведутся на идеальные условия, к которым в реальности приближены не более 10% систем...
Цитата:
Сообщение от DM Rocker
Больше баса - жЫрнее образы , ниже сцена.
Всего должно быть в меру......
Воооот! И правильный выбор соотношения гейнов между сч/вч/мидом/сабом - есть неотъемлемая часть базовой настройки, на которой следует останавливаться подробнее, с примерами и картинками...
29.11.2015, 18:41
Ptitsa
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Трек "SUBWOOFER POLLING" на диске" Deep Bass (Low frequency sound adventures)"
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от fox proteus
Воооот! И правильный выбор соотношения гейнов между сч/вч/мидом/сабом - есть неотъемлемая часть базовой настройки.
Я бы её на сладенькое оставил.....
Пожалуй самый длительный и времяёмкий процесс- настройка тоналки.
30.11.2015, 18:27
proxor18
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Сегодня выбрал минут 20, "забыл" , что знал до этого, и именно использовал только 6 треков. Специально распечатал на бумажку и строго по ней. Все отлично вышло, эквализацию вообще не трогал (на нее больше времени надо , да и тихое местечко с выключенным тел-м) . Сравнил со своими, практически вровень,но! в них накручен эквалайзер , а в новых настр-х нет. Слышно , что нужно довести до ума, но даже сейчас мне понравилось больше. Все отлично ДядяВова, спасибо. Реально у меня по разделу полос - да, стыковка получилась разная л-п и выявилось это сразу после определения задержек при прогоне нарезки шума до точки стыковки и после, только тогда ачх стала практически одинаковой без эквализации Все описано очень доходчиво и понятно. Спасибо.
30.11.2015, 18:41
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от proxor18
Сегодня выбрал минут 20, "забыл" , что знал до этого, и именно использовал только 6 треков. Специально распечатал на бумажку и строго по ней. Все отлично вышло, эквализацию вообще не трогал (на нее больше времени надо , да и тихое местечко с выключенным тел-м) . Сравнил со своими, практически вровень,но! в них накручен эквалайзер , а в новых настр-х нет. Слышно , что нужно довести до ума, но даже сейчас мне понравилось больше. Все отлично ДядяВова, спасибо. Реально у меня по разделу полос - да, стыковка получилась разная л-п и выявилось это сразу после определения задержек при прогоне нарезки шума до точки стыковки и после, только тогда ачх стала практически одинаковой без эквализации Все описано очень доходчиво и понятно. Спасибо.
А тебе то какое спасибо (на полном серьёзе).
Провёл тестирование и сравнение разных подходов к настройке.
Поставил удовлетворительную оценку что доходчиво изложено.
Значит метода имеет право на жизнь.
Вот только я так и не понял - папка с треками доступна к скачиванию сторонним пользователям?
30.11.2015, 18:45
proxor18
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Нет, по ссылке просто кидает на яндекс диск мой и все.
моя вот, но у меня может не так, но все , что мне надо было есть + еще пару для проверки на полную:) https://yadi.sk/d/PNmb7IzNkpwcY
30.11.2015, 21:37
+Anderson+
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Да, ссылка на ядиск не работает. Просьба к автору залить каким-либо другим способом.
03.12.2015, 10:01
+Anderson+
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от fox proteus
ВЧ каналы - в ноль, СЧ - на 5% выше, чем ВЧ, мидбасы на 1/3, сабвуфер - на 2/3
В таком случае в ВЧ канале у тракта будет максимальный динамический диапазон на нормальном и повышенном уровнях громкости.
Аркадий, хочу уточнить правильно ли понял вашу фразу или нет. Для раскрытия максимального диапазона Вч уровень gain на усе должен быть в "0" и соответственно настройку проводить отталкиваясь от Вч? Т.е. получается либо динамический диапозон, либо громкость?
03.12.2015, 10:13
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от +Anderson+
Аркадий, хочу уточнить правильно ли понял вашу фразу или нет. Для раскрытия максимального диапазона Вч уровень gain на усе должен быть в "0" и соответственно настройку проводить отталкиваясь от Вч? Т.е. получается либо динамический диапозон, либо громкость?
Ну если грубо, то да. Можно ввести дополнительны условия, которые позволят поднять гейн на ВЧ, но это геморрой.
1) поставить гейн на ВЧ в 0
2) настроить систему
3) Если не хватает громкости, то:
4) Поднимать гейн на всех усилителях пропорционально таким образом, чтобы
- максимальная громкость, на которой вы обычно прослушиваете музыку совпадала с максимальным значением громкости на шкале процессора
- из каналов ВЧ не слышалось шипение
Из описания понятно, что это:
а) делается не за один день
б) влечёт за собой риск ошибиться с соотношением уровней между полосами, и, следовательно, дополнительные трудозатраты по точной подстройке (очень помогают щупы с резистивным делителем, подключенные в микрофонный вход ноута и Спектраплюс)
26.12.2015, 12:06
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от proxor18
Нет, по ссылке просто кидает на яндекс диск мой и все.
моя вот, но у меня может не так, но все , что мне надо было есть + еще пару для проверки на полную:)
Цитата:
Сообщение от +Anderson+
Да, ссылка на ядиск не работает. Просьба к автору залить каким-либо другим способом.
Переделал ссылку на настроечные треки в первом сообщении темы.
(ну должно, просто обязанА ссыль заработать!!! :) )
26.12.2015, 13:23
+Anderson+
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
Переделал ссылку на настроечные треки в первом сообщении темы.
(ну должно, просто обязанА ссыль заработать!!! :) )
Ага, есть контакт! Спасибо[emoji106]
27.12.2015, 18:20
+Anderson+
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Сегодня пытался настроить вашей методой. Получился "интересный" результат. Срез ФНЧ мидов на 1,6kHz 24db/oct, ФВЧ пищей 5kHz 24db/oct. На слух вроде ровно. В теории может ли быть линейной АЧХ при таких срезах?
28.12.2015, 14:13
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от +Anderson+
Сегодня пытался настроить вашей методой. Получился "интересный" результат. Срез ФНЧ мидов на 1,6kHz 24db/oct, ФВЧ пищей 5kHz 24db/oct. На слух вроде ровно. В теории может ли быть линейной АЧХ при таких срезах?
:smile3: :laugh2:
Может быть всяко...
Салон авто штука непредсказуемая.
Как и наличие горбов у мидбаса в районе 3-4-5-6 кГц, типа режешь мидбас ниже а за счет горба срез слышен на более высокой частоте.
Прогоните нарезку 1/3 октавного шума в диапазоне от 1 до 6,3 кГц и послушайте на предмет размещения КИЗ
Если нет разлетов КИЗ - типа всё нормально и надо играться дальше с частотами фильтров.
Пыс. не люблю 4 й порядок не на сабовом диапазоне (звук зажимается).
Полностью поддерживаю рекомендации из Пионеровского букваря о настройке, где рекомендовано по возможности пользоваться более низкими порядками.
Конечно, если у Вас 4й порядок на Линквице - тогда другое дело :smile3:
имхо все.
28.12.2015, 18:30
+Anderson+
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
Прогоните нарезку 1/3 октавного шума в диапазоне от 1 до 6,3 кГц и послушайте на предмет размещения КИЗ
Именно с помощью этого и настраивал. Вроде так и в методичке написано. Пришел к такому результату. С другими срезами и порядками было хуже. Больше отлетов, разный уровень громкости разных частот.
---------- Сообщение добавлено 28.12.2015 в 18:32 ----------
Цитата:
Сообщение от DядяВова
Одинаковый отстрел на обоих каналах в одну сторону (например в сторону капота) может добавить глубину эшелонирование сцене.
Это на какой частоте допускаются отстрелы?
Пыс. Чувствую, что косяков с мидами куча. Есть какие-то общие правила по установке мидов, чтобы минимизировать стояки, провалы и прочие ненужные для звука вещи?
29.12.2015, 00:05
DM Rocker
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
:smile3: :laugh2:
Пыс. не люблю 4 й порядок не на сабовом диапазоне (звук зажимается).
Полностью поддерживаю рекомендации из Пионеровского букваря о настройке, где рекомендовано по возможности пользоваться более низкими порядками.
Вот тут не согласен.Особенно для начинающих настройщиков.
Ньюансы будут приходить с опытом и от этого опыта зависит
правильное применение фильтров низких порядков и прочих
выкрутасов ,связанных с ними.А начинать с первых порядков-
это круто , но черевато.......:laugh2:
П.С.На 4-тых порядках всё норм получается.
Про зажатость - догма какая-то надуманная.
29.12.2015, 04:33
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DM Rocker
Вот тут не согласен.Особенно для начинающих настройщиков.
Ньюансы будут приходить с опытом и от этого опыта зависит
правильное применение фильтров низких порядков и прочих
выкрутасов ,связанных с ними.А начинать с первых порядков-
это круто , но черевато.......:laugh2:
П.С.На 4-тых порядках всё норм получается.
Про зажатость - догма какая-то надуманная.
Себя к начинающим уже наверное не отнесу ... :D
Но подружить 4й порядок у себя так и не смог а попыток было сделано несколько.
29.12.2015, 15:42
fox proteus
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
Себя к начинающим уже наверное не отнесу ... :D
Но подружить 4й порядок у себя так и не смог а попыток было сделано несколько.
Потому что каждый порядок применим там, где он нужен. Нельзя так утром встать и решить: сегодня всю систему перережу 5 порядком. На стыке саба и мидов ЧАЩЕ ВСЕГО (но не всегда) - 4-5-6 порядки. На стыке мидов и сч - различные комбинации 2-3-4-5, в зависимости от поведения конкретных динов конкретных полос в различных комбинациях. На стыке сч-вч (мид-вч) 1-2-3-4, в зависимости от поведения конкретных динов конкретных полос в различных комбинациях.
16.04.2016, 18:15
ogolota
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
воскрешу пожалуй. Дядь Вов спасибо метода супер, единственая на которую хватило терпения (5 часов убил) :)
Естественно моменты не понятные остались. У меня сплошная "побортность" образовалась. Т.е все настройки различаются побортно лев.право. Срезы, гейны, эквы, порядки. Это вообще нормально? Или порядки дрлжны быть одинаковыми? И еще наблюдается некая "треугольность" сцены, т.е. от ближней стороны расходиться к дальней. Либо при других вариантах 2 треугольника вершинами к центру. Не знаю как описать, в центре торпедо узко, а к стойкам расширяется.
17.04.2016, 09:26
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от ogolota
воскрешу пожалуй. Дядь Вов спасибо метода супер, единственая на которую хватило терпения (5 часов убил) :)
Естественно моменты не понятные остались. У меня сплошная "побортность" образовалась. Т.е все настройки различаются побортно лев.право. Срезы, гейны, эквы, порядки. Это вообще нормально? Или порядки дрлжны быть одинаковыми? И еще наблюдается некая "треугольность" сцены, т.е. от ближней стороны расходиться к дальней. Либо при других вариантах 2 треугольника вершинами к центру. Не знаю как описать, в центре торпедо узко, а к стойкам расширяется.
Разные частоты срезов, разная побортная эквализация это вполне нормально.
Причем нужно стараться подбором разных частот срезов уровнять перекосы между лево и право
А эквализировать только от безысходности. когда другие способы исчерпаны.
А вот разные порядки... сколько ни пробовал, ничего путного из этого не вышло.
Ни по звуку ни по сцене.
Пыс. и об используемых порядках.
Не так давно пришел к выводу, что чем ниже порядок тем слушабельнее звучит система.
В данный момент сч и вч поделены первыми порядками.
Правда на вч задействовано 2 фильтра первого порядка с ГУ на 5 и 6,3 кГц + конденсатор на 20мкф (х.з. сколько это в герцах вышло. не мерил) но пищи звучат очень приятненько.
Сч сверху также планирую порезать в 2 этапа (через катушку) и с ГУ . ещё не пробовал.
Нч порезаны сверху первым с ГУ + 2 с усилителя. На ГУ настройка на 315/400 гц и на усилке в районе 1-1,5 кГц
Снизу пока на 63/80 первым.
Саб сверху на 50/2 с ГУ + 130-150/2 на усилителе.
Звук вышел вполне приятным и слушабельным.
как то так...
17.04.2016, 22:35
ogolota
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
непонятки со сценой: при наиболее слушабельных настройках получается либо лежачие песочные часы, как будто динамики очень далеко друг от друга, либо треугольник- ближняя сторона узко, дальняя широко. Почему так? И саб ну ни как не хочет вперед, максимум загнал в район боковых стекол. При других вариантах бас не выразительный.
18.04.2016, 04:07
DядяВова
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от ogolota
непонятки со сценой: при наиболее слушабельных настройках получается либо лежачие песочные часы, как будто динамики очень далеко друг от друга, либо треугольник- ближняя сторона узко, дальняя широко. Почему так? И саб ну ни как не хочет вперед, максимум загнал в район боковых стекол. При других вариантах бас не выразительный.
Про песочные часы ничего не скажу, т.к. до конца недопонял о чем речь :)
Про треугольник. так бывает когда "неправильное" направление динамиков (например сч и вч с обоих сторон направлены на водителя)
И перекос по громкости между сторонами + задержки горизонтали выставлены некорректно.
Проверяется на первом треке АМТ.
18.04.2016, 21:04
DM Rocker
Re: Твикнутый вариант " И ещё один ушной метод настройки в процессорной поканалке..."
Цитата:
Сообщение от DядяВова
А вот разные порядки... сколько ни пробовал, ничего путного из этого не вышло.
Ни по звуку ни по сцене.
Пыс. и об используемых порядках.
Не так давно пришел к выводу, что чем ниже порядок тем слушабельнее звучит система.
В данный момент сч и вч поделены первыми порядками.
Правда на вч задействовано 2 фильтра первого порядка с ГУ на 5 и 6,3 кГц + конденсатор на 20мкф (х.з. сколько это в герцах вышло. не мерил) но пищи звучат очень приятненько.
Сч сверху также планирую порезать в 2 этапа (через катушку) и с ГУ . ещё не пробовал.
Нч порезаны сверху первым с ГУ + 2 с усилителя. На ГУ настройка на 315/400 гц и на усилке в районе 1-1,5 кГц
Снизу пока на 63/80 первым.
Саб сверху на 50/2 с ГУ + 130-150/2 на усилителе.
Звук вышел вполне приятным и слушабельным.
как то так...
А к чему эти премудрости в виде "составных" фильтров?
Проц в ГУ по своему ФЧХ корёжит ,пасивные элементы и кроссы уся по своему ,
зачем этот неуправляемый винегрет?