Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
Предлагаю изучить данное программное обеспечение, и выработать методику сведения автомобильных по АЧХ, ФЧХ, импульсам и групповым задержкам. А также, инструментами REW использовать параметрический эквалайзер для введения полученных данных в эквалайзера кроссоверов головных устройств.
REW программа полностью бесплатная, скачать можно здесь: http://www.roomeqwizard.com/#downloads
Здесь можно скачать версию 5.15 beta7 в которой реализована возможность акустического LOOPBACK
Room EQ Wizard (REW) - мультиплатформенная (Win, Mac, Linux) бесплатная Java-программа, предназначенная для измерения акустических параметров помещений. Используется она, в первую очередь, для выявления проблем, возникающих при воспроизведении аудио в условиях акустически неподготовленных помещений. Room EQ Wizard позволяет построить амплитудно- и фазочастотные графики, оценить реверберационные свойства помещения, создать импульсный отклик помещения, настроить эквалайзер, корректирующий АЧХ.
Программа работает следующим образом - воспроизводится свип-файл (аудиофайл с синусоидальным постоянно повышающимся тоном), сигнал фиксируется измерительным микрофоном, вычисленный результат корректируется в соответствии с поправками для данной звуковой карты и микрофона и отображается графическим интерфейсом программы.
Для того, чтобы абсолютные значения полученных результатов были корректными, необходима калибровка уровня звукового давления (Sound Pressure Level - SPL), которая производится при помощи измерителя уровня звукового давления (SPL Meter), впрочем, оценить АЧХ можно и без него. В качестве измерительного микрофона можно использовать SPL Meter, специальный микрофон или любой всенаправленный микрофон с известной АЧХ (о том, как сделать калибровочный файл для микрофона - ниже).
Многое о работе с REW можно почитать здесь: http://rmmedia.ru/threads/89971/
Начало положено на соседней ветке, спасибо пользователю ansuser:
1. Ну, с помощью REW и раньше можно было фазы измерять.
Если полосы с кроссоверами уже подключены к одному каналу звуковой карты ноутбука (например, вся левая сторона трехполоски), то можно и в одном замере приблизительно оценить сведение каналов по графику зависимости групповой задержки от частоты)
Нюанс заключается в том, что для точного замера сдвига фазы (групповой задержки) между каналами, нужна временная точка отсчета. Распространен т.н. loopback одного из двух каналов звуковой карты, чтобы эту точку получить. Это, конечно же, реализовано в REW. Но такой режим трудно использовать, если используется USB - микрофон, а не звуковая карта с двумя входами (один - для микрофона, другой - для loopback-а). Без loopback система устанавливает точку отсчета либо на первом измеренном фрейме, либо в точке максимума импульса. Соответственно, синхронизация между выходом звука через одно устройство и входом измеренного сигнала от USB микрофона запросто может уйти на пару миллисекунд, поэтому разрыв фазы запросто может возникнуть там, где его нет.
Также, без loopback-а очень трудно измерить фазу, если комп в принципе не может подать звук в систему, а только может измерять сигнал, поданный с другого носителя, так как идет рассинхронизация. Подобная ситуация возникает и при обработке звука в конвольверах (задержки около 1 секунды в конвольвере достаточно, чтобы REW начал глючить).
Так вот, новая фича по существу реализует акустический loopback. Сначала на один канал подается высокочастотный импульс, затем, через точное значение времени на второй канал начинает подаваться свиптон. Предполагая, что рассинхронизации между каналами нет (или она постоянна), система устанавливает временную точку отсчета. Например, на правый канал можно подключить только твитер, который будет воспроизводить первый импульс, а на левый - по очереди подключать полосы левого канала и измерять. Таким образом, в нескольких замерах фаза будет измеряться относительно единой точки отсчета (если между замерами микрофон не двигать). Кстати, сведение полос лучше смотреть не по графику фаз, а наложив друг на друга графики импульсов сводимых полос - пики у них должны совпадать по времени (временная задержка) и по знаку (фазировка).
Но самый большой (как мне кажется) профит - систему можно теперь измерять в "офлайне", записав на нужный носитель свиптон с синхронизирующим импульсом и воспроизводить его, поключая к ноутбуку только микрофон.
2. Как быстро и просто, оказывается, можно делать красивые картинки!Осталось научиться их делать правильно и осмысленно.
Во-первых, надо понять, что же мы все-таки измеряем - характеристики громкоговорителя или системы "громкоговоритель + помещение". То, как Вы меряете сейчас - это почти полностью "громкоговоритель+помещение". Почти - потому что компьютерные колоночки Вы измерили в ближнем поле, поставив микрофон гораздо ближе к колонке, чем к другим объектам (стенам, мебели и т.д.). Поэтому отражения звука от посторонних объектов пости не повлияли на результат. Об это частично свидетельствует достаточно гладкий график фазы и групповой задержки.
Если же мы хотим измерить акустику колонки, попытаться полностью убрать влияние помещения - надо настроить временное окно измерений.
На картинке с импульсом текущее значение окна показано графически синей линией . По умолчанию окно - 0.6 секунды, это очень много. В принципе, прямое излучение громкоговорителя желательно анализировать с окном около 10-20 миллисекунд. В последних версиях REW появилось частотно-зависимое окно (чем выше частота, тем меньше окно) - это в тренде современных знаний о психоакустике .Нужно нажать кнопку IR Windows, затем в выпавшем окне включить опцию Add frequency dependent window, затем нажать Apply Windows to All - применит настройку ко всем открытым замерам (это действие обратимое).
Также можно вручную задать размер временного окна. Уменьшение окна слева почти не влияет на результат (лишь бы фронт импульса за него не вывалился), уменьшение справа влияет значительно. Чем меньше значение, тем более гладкий график АЧХ, ФЧХ, групповой задержки, исключаются из спектра поздние отражения, но и падает разрешающая способность (в Гц)
Вернемся к импульсам - чтобы сравнить импульсы разных замеров между собой, нажимаем вверху основного окна кнопку Overlays, выпадет новое окно с графиками. В нем выбираем, что будем сравнивать для открытых в данный момент замеров - например, Impulse.
На картинке с импульсами выбираем масштаб по горизонтальной оси времени, диапазон -5 - +5 мс, может еще крупнее, чтобы стал ясно виден основной пик импульса (величиной 100% FS). Как раз на этом графике для сделанных вами ранее замеров вы и увидите, что импульсы сдвинулись один относительно другого на 0.603 мс (для этого надо навести курсор и кликнуть на импульс). На этом же графике и фазировку (полярность) можно легко увидеть.
При выравнивании по времени полос смежных диапазонов, сложность будет в том, что ширина пика импульса зависит от диапазона частот, который отыгрывает каждая полоса (чем диапазон ниже, тем пик шире). В связи с этим встает вопрос, какие точки сводить по времени - точки начала импульса или его пики. Пока сам не знаю точного ответа.
Для графиков АЧХ, ФЧХ, групповой задержки полезным будет сглаживать данные - меню graph. Это операция обратимая.[COLOR="Silver"]
---------- Сообщение добавлено 08.04.2016 в 12:35 ----------
---------- Сообщение добавлено 08.04.2016 в 12:36 ----------
Вложений: 3
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
С настройкой замеров все не могу сообразить.
Например у нас двушка, без саба. Машина праворульная. Делаю источником опорного сигнала правый ВЧ. Замеряю левый МИД и ВЧ без проблем. А как мерить правую сторону? Если правый ВЧ как опорный, то при замере правого мида правый ВЧ тоже издает звук замера. Если после замера левой стороны сделаю опорным левый ВЧ, то получится, что микрофон у нас сменил место положение и замеры правой стороны относительно левой будут не верны. На ум пришло 2 варианта решения:
1. Правый ВЧ, используем для замеров и сведения ВЧ и МБ левой стороны, а левый ВЧ аналогично для замера правой стороны. И затем уже одновременно двигаем ВЧ и МИДБ для выравнивания сцены? (грубо говоря дома свели 2 колонки по очереди и затем расставили их чтоб быть в центре).
2. Обеспечиваем замер от одного ВЧ, путем переключения проводов входящих в усилители. (но будет ли замер верным когда ВЧ который издал опорный сигнал и следом свиптон)
Замеры левого МБ и ширика. (правый ширик дает опорный сигнал)
Вложение 982708
Вложение 982710
Затем по написанным выше рекомендациям
импульсы МБ и ширика
Вложение 982712
Красная стрелка и есть задержка между МБ и шириком относительно микрофона?
И фазировка у динамиков разная по идее если один пуп вверх, другой вниз?
Вложений: 3
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
При Fs 100% для каждого пика, получается 1,428-1,095=0.333мс
И теперь надо двигать задержками ширик, пока пики не сравняются?
Групповые задержки
МБ
Вложение 982716
ширик
Вложение 982718
на одном графике
Вложение 982898
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
Цитата:
Сообщение от
traktorist3d С настройкой замеров все не могу сообразить.
Например у нас двушка, без саба. Машина праворульная. Делаю источником опорного сигнала правый ВЧ. Замеряю левый МИД и ВЧ без проблем. А как мерить правую сторону? Если правый ВЧ как опорный, то при замере правого мида правый ВЧ тоже издает звук замера. Если после замера левой стороны сделаю опорным левый ВЧ, то получится, что микрофон у нас сменил место положение и замеры правой стороны относительно левой будут не верны. На ум пришло 2 варианта решения:
1. Правый ВЧ, используем для замеров и сведения ВЧ и МБ левой стороны, а левый ВЧ аналогично для замера правой стороны. И затем уже одновременно двигаем ВЧ и МИДБ для выравнивания сцены? (грубо говоря дома свели 2 колонки по очереди и затем расставили их чтоб быть в центре).
2. Обеспечиваем замер от одного ВЧ, путем переключения проводов входящих в усилители. (но будет ли замер верным когда ВЧ который издал опорный сигнал и следом свиптон)
Замеры левого МБ и ширика. (правый ширик дает опорный сигнал)
Вложение 982708 Вложение 982710
Затем по написанным выше рекомендациям
импульсы МБ и ширика
Вложение 982712
Красная стрелка и есть задержка между МБ и шириком относительно микрофона?
1. Микрофон надо поставить в место прослушивания и больше не двигать.
2. В окне запуска измерений канал, на который пойдет опорный сигнал, назначается - левый или правый. Соответственно, на другой канал пойдет свиптон. Нет никакой нужды дергать провода.
3. Для сведения полос по бортам задержка бортов один относительно другого роли не играет. Поэтому, левый борт сводим оьносительно правого твитера, правый- относительно левого. При этом, если импульсы всех полос начинаются в 0 - вы свели полосу с опорным каналом. Если начало импульса в минусе - тестируемую полосу надо задержать до 0, если в плюсе - опорную полосу задержать на величину этого плюса. При повторном замере все должно встать в 0
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
Так и делал замеры, микрофон не двигал.
Но графики ФЧХ нам все равно нужны я так понимаю, самый дальний левый мидбас все равно надо задерживать чтоб фаза была как можно ровнее? А затем уже по импульсу равнять ВЧ с этим мидбассом?
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
по картинкам : идея понята правильно, но есть замечания:
1. ачх и фчх Лучше рисовать по логарифмической шкале частоты - все так привыкли ))) А то графики такие ровные - аж противно )))
2. Мне не нравится импульс мидбаса. То ли искажения, то ли резонансы влияют.
Выложи куда-нибудь файл замеров (их все можно кучкой в один файл записать) - я вечером гляну.
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
И по идее замер надо делать начиная с одной частоты. А не как нынешние мои замеры, мид с 40Гц, ширик с 300гц.
Ссылка на файлы https://yadi.sk/d/zkJFhiKWqqDpH, пойду еще раз мерить и подвигаю задержки.
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
Цитата:
Сообщение от
traktorist3d Так и делал замеры, микрофон не двигал.
Ссылка на файлы
https://yadi.sk/d/zkJFhiKWqqDpH, пойду еще раз мерить и подвигаю задержки.
Но графики ФЧХ нам все равно нужны я так понимаю, самый дальний левый мидбас все равно надо задерживать чтоб фаза была как можно ровнее? А затем уже по импульсу равнять ВЧ с этим мидбассом?
файл вечером гляну.
Самая гладкая фаза будет, когда импульс в нуле. Импульс будет в нуле, если нет разницы в задержках по времени между полосой с опорным сигналом и тестируемой. Т.е. Если импульс дальнего МБ и дальнего твитера относительно ближнего твитера в нуле, а также импульс ближних полос относительно дальнего твитера в нуле - все сведено.
А по фазе я вечерком покажу интересную картинку.
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW
Вот тема, в которой найдете 99% ответов на свои вопросы http://magnitola.org/nastroika-siste...praktikum.html
Re: Фазовое и временное согласование динамиков с помощью программного комплекса REW