Продолжаем .
Даже на этом этапе, точнее уже в этом варианте, самом простом имеет смысл, а точнее следует исправить то что в цитате, т.е. произвести доработку вопроса начальной балансировки по нулевому потенциалу на выходе УМ.
Потому как это делается не сложно и с не большим кол-вом денежных средств .
Итак обращаемся к схеме усилителя по части каскадов УМ. Всё, что нужно сделать так это заменить резистор R149 1к и соответствующие в остальных каналах т.е. R249, R349, R449, на подстроечный многооборотный, т.е. такой же, какой мы использовали для задачи введения в схему УМ регулировки тока покоя выходных каскадов, более того резистор будет такого же номинала т.е. 2-2,2к. Предварительно точно так же приготавливаем их и контролируя мультиметром предварительно выставляем их в сопротивление 1к, после чего впаиваем их вместо постоянных штатных резисторов.
Всё , теперь усилитель имеет подстройку по точной установке нулевого потенциала на выходах каскадов УМ.
Поехали дальше .
Ещё в самом начале темы, когда только рассматривался ПН, были посты с мнением, смысл которых в общем был в том - на кой орган делать нормальный ПН если усилитель не звучит, были и указаны причины/основание этого мнения. Да, совершенно верно, производитель И НЕ ТОЛЬКО МИСТЕРИ , сделал всё чтоб гарантированно прикрыть свою попу от возможных казусов, упростить себе задачу в ущерб звучанию, преследуя все те же цели - усилок должен после сборки просто работать.
Усилить в стоковом исполнении точнее с теми номиналами элементов коррекции АЧХ и цепи ООС зажат по полосе пропускания по самое не балуйся .
Практика препарирования этого усилителя показала, что исправить это с результатом с вполне уже вменяемыми результатами можно и не имея в своём распоряжении сложного измерительного инструментария, такого как осциллограф.
Для исправления этого вопроса так же не потребуются дорогие или дефицитные компоненты. Меняться будут конденсаторы с изменением их номиналов и один желательно с изменением типа.
Начинаем со входа каскадов УМ. На входе УМ мы имеем R141/R142/C142 ну и в остальных каналах соответствующие.
Это фильтр, задача которого не дать возможности каскаду УМ "ловить"/"нюхать" и соответственно пытаться усиливать высокочастотные наводки, попросту радио нижних диапазонов АМ. Тут можно этот фильтр "распустить" т.е. поднять частоту его среза. Смело меняем конденсатор С142 который в стоке имеет номинал 1000пкф на новый номиналом 430-470пкф.
Использовать можно любого типа, керамического типа конденсаторы не криминал , есть доступ к плёночным типа Вивма гуд.
Далее, переход база-эмиттер транзистора Q105 и переход база-коллектор транзистора Q106 шунтированы конденсаторами номиналом 100пкф. Уменьшение их номиналов до уровня 68-51пкф, гарантировано не вызовет склонность к возбуждению (гусары молчать! речь не о эрекции ). Уменьшение номиналов этих конденсаторов до 47пкф в некоторых экземплярах при этом уровне твика иногда вызывали эрекцию , т.ч. не имея осциллографа, не стоит. Критерии к конденсаторам, их типу, такие же.
Далее, элементы R154/C143/R153/C149 это компоненты той самой ООС (отрицательная обратная связь), о которой так так много разговоров . Эти элементы непосредственно влияют на, то на сколько низко способен играть усилитель вниз и на сколько высоко может забираться.
Как совершенно верно писали в начале темы, с такими номиналами надеяться на что либо хорошее бессмысленно, усилитель зажат и снизу и сверху , и опять в угоду плюсов для производителя, но в ущерб звучанию .
Резисторы не трогаем, меняем конденсаторы. С149 отвечает за способности усилителя по вопросам усиления верха, меняем штатный номиналом 100пкф, на новый 33пкф, при этом уровне твика это гарантировано допустимо, тип его опять керамика, если есть плёнка, то её . Конденсатор С143, отвечает за то на сколько усилитель способен по нижнему диапазону, штатный номинал это нормально для стокового исполнения ПН-а усилителя, но, ПН то мы уже прокачали т.ч. можем, имеем право позволить себе больше. Меняем стоковый номиналом 33мкф 16в на новый 100мкф 25в. Вот тут во первых желательно использовать конденсаторы хорошего качества по вопросам их отношения к звуку , и ещё лучше если конденсатор будет биполярным. Если биполярных не возможности использовать, то параллельно электролитическому следует со стороны печатных дорожек подпаять плёночный номиналом 0.1мкф, тем самым улучшим суммарно поведение этого элемента по отношению к вопросу как он будет отрабатывать высокие частоты.
Ну собственно это и всё, что можно предпринять по твику каскадов УМ не имея измерительной аппаратуры и не вкладывая серьёзных денег и большего труда.
Осталсь только настроить, не зря же мы вводили средства настройки .
Итак итогово по процедуре настройки УМ.
Первое - УСИЛИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В СОБРАННОМ СОСТОЯНИИ !!! Т.к. силовые транзисторы выходных каскадов должны иметь теплоотвод т.е. быть прижатыми к корпусу, транзисторы каскадов регулировки тока тоже должны иметь тепловой контакт с корпусом, ну и транзисторы ПН-а и выпрямительные диоды вторичного питания тоже должны иметь возможность куда то, но отводить тепло .
Начинаем с контроля и подстройки нулевого потенциала на выходах всех каналов. Гейны усилителя на минимум!!! Входа усилителя желательно закоротить на массу, для его берём разъёмы RCA и коротим центральные на массу. Подключаем питание, включаем. Включился? Поздравляю ! Измеряем напряжение на всех выходах мультиметром в режиме измерения милливольтов постоянного тока. Нет высокого уровня, т.е. вольтов это гуд, ещё раз поздравляю . Выключаем. Подключаем к выходам нагрузку, динамики которые не жалко , ежели чего , но лучше керамические резисторы 4ом 5-10вт для этих задач достаточно. Включаем и регулируем соответствующими подстроечными резисторами ноль на выходах. Торопиться не следует, подогнали поближе к нулю, подождали и дальше. Сильно упираться на этом этапе нет нужды!!! Далее начинаем выставлять запланированные токи покоя на выходных транзисторах, ка было описано выше, И каждый раз контролируем и подгоняем ноль на выходе регулируемого канала, потому что регулировка тока оказывает влияние и на балансировку нуля, поэтому и советовал сильно не упираться в начале процесса регулирования и настройки. Таким образом настраиваем все каналы.
Почему если даже есть куча не нужных динамиков, лучше использовать именно резисторы? Всё просто, если не повезло и какой то из каналов всёж поимел эрекцию , т.е. впал в высокочастотное возбуждение, то но не имея осциллографа не увидеть, а динамик это не воспроизведёт ну или мы естественно так или иначе, но не услышим, а вот резистор и выполнит роль индикатора, он будет нагреваться. Поэтому щупаем их периодически (гусарам снова молчать речь не о #####е ).
Вроде все не сложно, аккуратность, педантичность, не торопясь и золотой ключик в кармане .
В этом варианте твика с каскадами предварительной обработки и усиления особо много по конструктивным особенностям не сделать, но кое что сделать можно/нужно/следует, т.ч. описание этого уровня твика не закончено .
зы:to be continued .
Социальные закладки