Привет, форумчане!
Решил поделиться своими небольшими опытами в доводке системы на уровне подбора компонентов под строящийся проект на этот сезон. Задача стояла сугубо конкретная и практическая, но думаю, определенные результаты и выводы могут быть вполне еще кому то полезными.
Итак - задача стояла таким образом: имеем два усилителя Моцарт-1, в системе на фронт запланировано при полосы с полупоканальным усилением на сч-вч через пассивный кросс. Звучание Моцартов изучено мною за 3 года прослушиваний "от и до", что можно отметить - очень высокая точность и детальность сч-вч, абсолютная нейтральность (иногда даже на легкой грани отстраненности) в воспроизведении любого материала. Большой запас мощности, легкость в передаче динамических всплесков записи, при этом же незаурядная микродинамика и прозрачность на тихих участках фонограммах. Это все - несомненные плюсы, позволяющие использовать усь в системах самого высокого уровня. Теперь об некоторых, на мой взгляд, недостатках. При работе в полную полосу ощущалась легкая нехватка глубины и динамики на мидбасе, при том что в акустических и джазовых стилях это было незаметно, при переходе на более "электрическую" и динамичную музыку, усилитель так же старательно пытается выводить и разделять басовые ноты, но увы в ущерб общей динамике и энергетике заложенной в запись. При переключении мидов на другой усилитель (Alpine F900, EOS AE-100T) это становится более заметным и слышимым сравнении.
Отсюда и блуждала идея возможной доработки Моцарта, ведь ни по схемотехнике ни по выходным характеристикам изделия, органичений для работы с мидом не должно было быть. Из длительных бесед, обсуждений и неоднократных личных встреч с разработчиком аппаратуры ЭОС, В.Л. Резниковым выяснилось, что именно в первых партиях Моцартов стоят операционники AD712, неплохие сами по себе, они все же были компромиссом, позволяющим ускорить производство первой партии уилителей. Оказывается изначально планировалась установка более подходящих AD825, которые позже и стали устанавливаться в модифицированный Mozart-2. Резниковым была предложена небольшая доработка моих усилителей вместе с заменой оперов на LME4972. Чем я и воспользовался.
Доработки в итоге просты и минимальны, из схемы убираются пара оперов (инверсия каналов и повторитель по входу), можно еще убрать опер работающий на линейный выход, но впрочем он и не мешает. В итоге реально меняется один опер на входе........ и все!
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158054661/
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158054665/
Далее - проверка результата. Я всегда очень настороженно отношусь к "твикам" и вдвойне - к описанию результатов. Часто получается, что после твика нет возможности очно сравнить звук до и после. А доверять слуховой памяти по истечении даже непродолжительного времени - не стоит. Это проверено, и не раз. Следовательно, чтобы полноценно услышать изменения, был доработан один усь, из двух. После чего несколько дней дополнительно прогрет, и установлен для прослушивания радом со стоковым. Время переключения с одного на другой - 30сек. вполне достаточно для объективного сравнения.
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158054677/
Оба усилителя работали в полную полосу в разных режимах и музыкальном материале, в качестве акустики подключалась и автомобмльная и домашняя напольная и полочная. Источники: Denon A1, Pioneer Dex-P90RS, Creek Evo. Межблоки пробовались, ЭОС Синфони S1, Air10, VanDenHul M.C.The sourse hybrid, QED Performsnce Audio-1. Акустичка: ЭОС, Чернов, QED.
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158054684/
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158054671/
http://photofile.com.ua/users/pave-l...801/158095055/
Теперь о впечатлениях:
первое - результат есть, и он слышен практически в любой конфигурации системы в той или оной степени наглядности. Речь не идет о координальном изменении звучания, все проявляется в нюансах, иногда даже малозаметных с первого взгляда, право, наивно было бы полагать что одна единственная микросхема принципиально улучшит и без того неслабый усилитель Две недели прослушиваний понадобилось мне, достаточно искушенному слушателю, чтобы правильно систематезировать, описать и оформить впечатления.
Мидбас - что явно бросается в уши, заметное улучшение "глубины" низких нот. Не то, чтобы ее ранее не было, это проявляется на записях, где на бас возложена поноценная обособленная роль. Что хорошо, это верхний бас, его тональная точность и прозрачность остались без изменений. А вот что слышно - так это когда контрабас "уходит вниз" то лучше сохраняется протяженность и послезвучия самых низких нот. По динамике мидбаса принципиальных изменений я не заметил, но пусть и второстепенный для меня результат - электронная музыка явно добавила в драйве и полнокровности восприятия материала.
Но главным плюсом, как ни странно, оказалось не это.
Так как первое время при прослушивании все уделялось мидбасовому диапазону, то изменения в сч-вч диапазоне не бросались в уши. Более заметными они стали на джазовой музыке и многоголосом вокале. Какими то мельчайшими штрихами стали добавляться элементы комфортности, наполненности и глубины голосовых нот и духовых.
Как ни глупо может прозвучать - гибридный звук стал чуть более на себя похож
Моцарт никогда не страдал перетепленностью и приглушенностью лампового звука, напротив в звучании упор делался на точность и нейтральность, что в связке с нейтральной акустикой типа Dynaudio, MB Quart QSD, иногда давало ощущение суховатости. Сейчас же этот эффект исчез, звук сч-вч немного обаготился теплыми обертонами, ни чуть не утратив своей прозрачности и детальности. И если раньше среди гибридников звук Моцарта и Poweramper XP200 (очень хорошо мне знакомого в стоке) я разносил по противоположным концам шкалы (детальность - комфортность), то после апгрейда, моцарт стал точно посередине этой шкалы. Незапланированный - но для меня приятный результат.
Стоимость переделок - 4 доллара плюс пара стоковых оперов на сдачу. Минус - еще не успел занести пиво за помощь в перепайке (просто пиво я не пью, а коньяк требует более системного подхода, но оно и к лучшему)
Стоимость приобретенного опыта - бесценна!
Полезные темы:
Социальные закладки