Если Вы впервые на нашем Форуме:
- Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
- Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
- Для изучения Форума не обязательно регистрироваться - практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация Форума автозвука Магнитола
Вот изучал Линквитца. Ничего раздвигать не надо
Хочу поделиться результатами измерений по вышеизложенной методике.
Расчитываю на жесточайшую критику и указание ошибок.
Первый раз такое измерение плодов не принесло никаких, но сегодня и по графикам и по звуку - результат на лицо! Но об этом позже.
Исходные данные такие:
- короткий джип, монообъемник
- двухполоска с сабом, полная поканалка
- пищалки в уголках зеркал, направлены на противоположные подголовники
- миды в дверях в районе ног, на капитальных подиумах с приличным доворотом
- саб 12" в багажнике в ЗЯ, направлен в потолок под углом 45гр.
Расстояния до центров диффузоров такие:
Ltw(68.3) Rtw(120.1)
Lmw(100.6) Rmw(139.6)
Sub(140.4)
Полосы поделены так:
sub73.4\2 - 2/73.4mid3322\2 - 2/3322tw
где "73.4\2" - частота среза и порядок, "\" - ФНЧ, "/" - ФВЧ.
Такие частоты среза выбрал еще давно, на слух. И сегодня они подтвердились более менее, вот только графики не заскринил к сожалению.
Задержки выставлены в 0, Эквалайзер отключен.
1. Итак, начал я с выравнивания уровней по полосам. Для чего подключил USB RTA METER Pro к нетбуку и сравнивал графики в прилигаемой к микрофону проге:
пищалки (красный - левая, желтый - правая)
миды (красный - левый, желтый - правый)
миды с сабом (красный - левый, желтый - правый, саб - синий)
По итогам все полосы оставил без изменений, с одинаковой громкостью.
2. После этого со спокойной совестью подключил другой измерительный микрофон к звуковухе, ее к буку, к ГУ, и запустил SpectraLab.
Начал поиск основной задержки прохождения сигнала в тракте:
Саб в полную полосу с головы, однако на усилке есть неотключаемый ФНЧ на 200Гц вторым порядком.
Картинок с другой задержкой к сожалению не сохранилось. Наилучшим посчитал задержку в 10.083мс, т.к. при ней график фазы в диапазоне 20-300 показался мне более менее линейным...
3. Далее начал постепенно пристыковывать другие динамики к сабу, меняя их задержку на голове.
Вот так выглядят саб + левый мид с 0-й задержкой:
Видно как фаза ползет вверх..
увеличиваем задержку до момента выравнивания графика фазы в полосе работы мида - где-то от 70ти до 3500 Гц:
Остановился на задержке на миде в 4.389мс.
С провалом АЧХ на ~75 Гц что делать не знаю, видимо один из резонансов салона.
Изменение фазы в этом месте минимально только при такой задержке.
4. Подключаем левый твитер, начинаем поиск задержки для него.
При максимально возможной задержке (5.759мс) видим такую удручающую картину:
Фаза твитера все равно ползет вверх..
Пробуем изменить полярность подключения (ввиду глюкавости инвертера в Урале - меняем местами клеммы):
Опа, в близи частоты раздела фаза твитера не ползет вверх, и вполне намного ровнее!
Однако выше 5 кГц все рвно полезла вверх.
Лучшего результата я так и не добился, ни перефазировкой, ни задержками. Хотя, задержку все же сделал чуть меньше.
5. Настал через правой стороны. Выключаем левые динамики, оставляем саб, включаем правый мид, ищем задержку для него.
При задержке в 3.786мс график его фазы в его полосе становится наиболее ровным:
Обращаем так же внимание на диапазон 1000-5000 кГц, т.к. на частоте 3322 Гц нам предстоит срастить его с пищалкой:
Из всех перебраных вариантов, этот мне показался самым оптимальным.
6. Включаем правую пищалку. Начинаем поиск задержки для нее, при которой график фазы вблизи частоты раздела более менее линеен:
Остановился на задержке в 5.600мс.
Ради эксперимента решил тоже поменять фазу и на правой пищалке:
И что же видим? Более ровную фазу в близи частоты раздела.
А так же относительно более ровный график фазы на всем остальном верхнем диапазоне:
Задержку оставил эту.
7. Настал момент истины - включаем оба канала и ужасаемся:
правый - красный, левый - розовый, суммарный - голубой
Тем не менее в этот раз получилось вполне неплохо!
Эквалайзер решил пока не трогать, бук все равно садится. Возня с ним - отдельная песня.
Итоговые расстояния в ГУ стали такими:
Ltw(25.5) Rtw(35.3)
Lmw(68.3) Rmw(78.1)
Sub(190.6)
Сворачиваем все причиндалы, садимся на место водителя и...
Включаю первый трек с диска FSQ с Дианой Кролл - тааак, голос прямо передо мной. Начинаю уменьшать задержку в правый твитер и мид на одинаковую величину, тетя поехала... СТОП! Все, по центру под зеркалом, ура.
Следующее, несколько треков с проверкой фазы, розовый шум фаза\противофаза, высокие\средние\низкие фаза\противофаза - все отлично, фаза на месте.
Далее 7 барабанов... НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Крайние отлипли друг от друга, сцена практически горизонтальна! Между крайними примерное по 20см, между остальными по 30, 4й по центру. Спад по краям незначителен, подъем в центре практически незаметен.
Такого звучания у себя в машине я еще не слышал, сцена поражает, локализация инструментов и вокалов четкая, даже не смотря на "расческу" АЧХ.
Отчетливо услышал вторую гитару на вступлении в песне Dream Theater - Misunderstood!
Сказать, что доволен результатом - ничего не сказать. За несколько лет на слух ни разу так настроить не получалось.
А по этой методике - со второго раза.
В общем жду комментариев Ильи и Дяди Вовы с указанием на косяки и недочеты)
Я бы сам предпочёл послушать комментарии отGarmin.
Смотрю с планшетника ничё не видно. Завтра отпишусь.
Мега респект за проделанную работу!
Отлично освоил методику.
По итогам:
- Стояк на 70 Гц виден ещё на сабвуфере. Это салон.
- Недостаточные задержки в ГУ можно компенсировать неточной стыковкой саб-мидбас. Попробуй уменьшить задержки мидбасов примерно на 1 мс и переверни полярность сабвуфера. Тогда будет возможность точнее состыковать мидбасы с твиттерами.
- В измерениях правой стороны большая фазовая каша. С этим надо что-то делать.
- На мой взгляд, левая сторона звучит на 3-4 дБ громче правой. Может попробовать сделать потише и снова свести центр?
- Проведи эксперимент: выровняй эквалайзером АЧХ и расскажешь о получившемся звуке.
Всё получилось хорошо, иди дальше.
Спасибо за отзыв!
В ближайшее время попробую поймать миды и саб в противофазе.
По поводу громкости левой стороны - когда уже сидя за рулем я пытался на слух подстроить эквалайзер, используя частотную нарезку и сравнивая громкость частот по каналам - наоборот, правая сторона казалась громче, многие частоты занизил на 2-6 дБ относительно левого. Видимо в ногах вся громкость осталась Но попробую снова, уже основательней.
И эквалайзер 30-ти полосный ураловский тоже помучаю (у него есть один неприятный момент в отличие от 10-ти полосного).
В следующий раз картинок меньше будет...
Поменяй настройки звуковухи на ноуте. Высоковаты оба уровня.
(раз стремишся к "совершенству" "пусть" уровни сигналов будут одинаковыми)
Включаю первый трек с диска FSQ с Дианой Кролл - тааак, голос прямо передо мной. Начинаю уменьшать задержку в правый твитер и мид на одинаковую величину, тетя поехала... СТОП! Все, по центру под зеркалом, ура.
Илья промолчал (может это и не важно) а я скажу своё мнение - здесь ты отступил от "канона" и "убил" горизонтальное сведение которое у тебя получилось при сведении левого/правого канала относительно саба.
Можно попробовать поставить тётю в центр "балансом". Или оставить только вертикальное сведение - как у тебя. (ВСЕ ИМХО)
Такого звучания у себя в машине я еще не слышал, сцена поражает, локализация инструментов и вокалов четкая, даже не смотря на "расческу" АЧХ.
Отчетливо услышал вторую гитару на вступлении в песне Dream Theater - Misunderstood!
Сказать, что доволен результатом - ничего не сказать. За несколько лет на слух ни разу так настроить не получалось.
А по этой методике - со второго раза.
Говорил же - что эта методика для "новичков" (без опыта сведения) и в его отсутствие послужит палочкой-выручалочкой.
ПыСы
А зачем ты перевёл задержки на ГУ в миллисекунды - чем тебя сантиметры не устроили?
И сколько в см задержка ближнего мида относительно саба?
Чтобы в проге уровень был в зеленой зоне - на ГУ надо уровень выставлять примерно -10, а это уже около 110 дБ на розовом шуме, тяжело.Поменяй настройки звуковухи на ноуте. Высоковаты оба уровня.
(раз стремишся к "совершенству" "пусть" уровни сигналов будут одинаковыми)
Такая звуковуха... (уровень выхода\входов примерно выставлен на 75% крутилками, дальше признаки клипа - лампочки мигают)
Таким образом я "отодвинул точку сведения" до правого уха относительно среднего)Илья промолчал (может это и не важно) а я скажу своё мнение - здесь ты отступил от "канона" и "убил" горизонтальное сведение которое у тебя получилось при сведении левого/правого канала относительно саба.
Можно попробовать поставить тётю в центр "балансом". Или оставить только вертикальное сведение - как у тебя. (ВСЕ ИМХО)
Может я не прав, но без этого ВСЯ сцена звучала только на левой половине торпедо.
Где должен быть центр правильно настроенной сцены, под зеркалом заднего вида над центром торпедо, или же прям перед слушателем над рулем?
В мс как-то проще, не отвлекаешься на разницу реальных и измеренных расстояний до динамиков.ПыСы
А зачем ты перевёл задержки на ГУ в миллисекунды - чем тебя сантиметры не устроили?
И сколько в см задержка ближнего мида относительно саба?
Задержка ближнего мида относительно саба 68.3-190.6=-122.3см)
Социальные закладки