Пообщавшись с граммотным человеком, также увлеченным автозвуком и домашкой по вопросу трехмерности воспроизводимого звука в пространстве (еще раз спасибо тебе!) – получил трезвые доводы, что записанный и воспроизводимый звук не имеет трехмрености, позиционирование звуков в пространстве осуществляется особенностями слуха, пространственно тот или иной звук формируется амплитудой сигнала и реверберацией. На мой взгляд все очень логично. Микрофон записывает это аналогично восприятию нашим ушам, а затем в идеале должно воспроизвестись динамиками.
Если смотреть на мою схему, получается дальние образы на разном удалении – из нет. Как тогда в таком случае мы их слышим? Все как раз происходит через те самые проекции. То же самое и в звукозаписи, дальний звук не записан, записана его проекция на микрофон, и далее слух по этой проекции определяет направление и удаление до образа.
Далее речь зашла о стереокартине в автомобиле. Вот такой единственно верный по его словам вариант он мне нарисовал.
Вложение 1306021
Ровно как я и представлял, и описывал сложившееся положение дел в автозвуке. Спасибо за рисунок, очень точный и наглядный, я бы лучше не смог, с моей схеме этого метода отсутствовало объяснение способа. В этом случае все представляется до простого логичным и оправданным. Но мое мнение, что это неправильная картина для слушателя. Слушатель при таком раскладе помещен в центр перед сценой, но при этом физически отвернулся от сцены. Насколько приятным вам представляется слушать скажем концерт в концертном зале? Можно возразить, что можно повернуться взглядом к центру сцены, тогда анатомия посадки пострадает, сидеть с постоянно повернутой головой на довольно большой угол некомфортно. К тому же в условиях автомобиля анатомия управления такова, что взгляд должен быть направлен вперед, за все остальную ориентацию при движении прямо отвечает периферическое зрение. Основная фокусировка зрения находится на оси автомобиля, то к чему я вел изначально, т.е. на мой взгляд для правильной анатомии, для правильной фокусировки, для правильного восприятия пространства, в т.ч. периферического восприятия, центральная ось автомобиля должна совпадать с центральной осью сцены.
Какие практические проблемы я вижу у общепринятого метода «отворота сцены» (буду условно называть его так):
1) Виртуальный источник (сдвинутый ближний край) – на практике не можем проецироваться для нас «там впереди», очень большое влияние оказывает боковое стекло, от которого проекция отражением привязывается близко сбоку.
2) Нельзя задержками и уровнями сдвинуть виртуально динамик вдоль горизонта (т.е. расширить стереобазу), можно только вдаль от себя, а шире сможет звучать только за счет отражения, что имеет проблему пункта 1.
3) Видите где сфокусировался центральный образ? Но факту, в таких вариантах, что я слышу, он проецируется не за плоскостью диффузоров, не за лобовым, а гораздо ближе, на уровне зеркала. И почему-то на мой требовательный слух более далеко записанные треки и близко записанные треки не отличаются по глубине и дальности образов. Все в одном облачке под зеркалом. Так что не все гладко так как «должно быть».
4) Такой «отворот сцены» и фокусировки имеют разную угловую направленность для каждого уха. Настройка должна быть выполнена для точного угла поворота ушей относительно нее. При малейшем движении и повороте головы четкость должна смазываться а фокусировки уезжать. В условиях управления автомобилем – это вообще катастрофа (я ездил с такой настройкой, меня хватило минут на 15).