-
Вложений: 13
Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Данная тема начата с разрешения автора методики, известного на нашем форуме под ником Garmin.
Немного предъистории.
В нашем городе в прошлом году образовалось небольшое сообщество любителей автозвука ( наша "маньячка" http://forums.drom.ru/car-audio/t1151570275.html )
Многие из участников пытаются что-то сделать и заставить сделанное нормально "запеть". Но у нас в городе не нашлось грамотного специалиста, способного правильно настроить и свести систему.
Ближайший, из известных нам - (schuma-her) находится в г.Новосибирске за 250 верст.
Насколько я успел попробовать, данная методика позволяет без особого "слухаческого" опыта свести систему в авто (срезы/задержки между каналами), выявить проблеммные места в инстале (стояки и прочее),
а при правильном подходе - найти правильное положение конкретных динамиков в конкретном авто и добиться БАЗОВОЙ настройки в которую затем можно вносить изменения.
Натолкнулся на эту тему на форуме (http://autozvuk.org/forum2/showthread.php?t=7592).
Автор методики - SOVA (а у нас на форуме Garmin) ответил на мои (зачастую дурацкие) вопросы, помог в настройках программы на ноуте и дал рекомендации по чтению графиков.
За что ему огромное спасибо.
В переписке со мной он высказался о необходимости создания отдельной темы по работе с этой методикой. Но тут же высказался что у него есть ограничения по времени.
В связи с чем я набрался смелости создать данную тему.
А теперь сама методика от Garmin/Sova/Илья
(кому интересно - ссылка на самую свежую редакцию: http://autozvuk.org/forum2/showthrea...t=7592&page=19)
Я привожу описание метода настройки аудиосистемы, позволяющего быстро и точно настроить частоты среза и временные задержки в процессорной системе с поканальным усилением. Результат гарантирован.
Для примера покажу настройку двухполосной системы с конфигурацией «двухполосный фронт плюс сабвуфер». Трёхполосная система настраивается по аналогичному принципу.
Необходимое обрудование:
1. Компьютер с звуковой картой приличного уровня (у меня внешняя E-MU 0202).
2. Программа SpectraLab, ARTA, или Holm impulse. Я использую спектралаб, так как он показывает результаты в реальном времени и экономит время на настойку.
3. Микрофон с предусилителем. Крайне желателен калиброванный измерительный. Я использовал RFT MKD MV-102 и микрофонный предусилитель Brüel & Kjær.
4. Стойка для микрофона, позволяющая установить микрофон неподвижно на месте головы слушателя.
5. Комплект соединительных кабелей.
Схема соединения:
Левый выход звуковой карты через разветвитель соединяем с правым входом и линейным входом процессора (и левый, и правый каналы параллельно). К левому входу звуковой карты подключаем выход микрофонного усилителя. Режим работы SpectraLab показан на двух рисунках ниже.
Вложение 176993
Вложение 176995
На экран выводим окно Spectrum и Phase, генератор устанавливаем в Pink Noise.
Микрофон устанавливаем на сиденье водителя:
Вложение 177001
Проводим установку громкости аудиосистемы, чтобы не было перегрузки и не было слишком тихо, на средней громкости. Устанавливаем достаточный коэффициент усиления микрофонного усилителя.
Процедура настройки занимает достаточно много времени, но без этого невозможно начать измерения. Теперь собственно сама методика:
Шаг 1. Определение времени задержки прохождения сигнала.
Выключаем динамики фронта, оставляем один сабвуфер. Распускаем его в широкую полосу, не менее 300 Гц. Задержка сабвуфера равна нулю. Включаем измерение и утилитой “Delay finder”, или вручную в окошке этой утилиты находим такую задержку сигнала, чтобы ФЧХ сабвуфера была более-менее линейной в диапазоне его работы. Например, как на рисунке:
Вложение 177003
Для того, чтобы получить такой график ФЧХ, мне понадобилась компенсация задержки 20,177 миллисекунд. Это и будет опорная величина задержки прохождения сигнала.
Этап 2. Определение частоты раздела полос.
Для этого достаточно снять амплитудно – фазовые характеристики динамиков без фильтров и посмотреть границы линейной ФЧХ.
Начнём с мидбасов. Выключаем сабвуфер, включаем левый мидбас в полную полосу. Поскольку он ближе, его сигнал при нулевой задержке опережает сигнал сабвуфера. На графике ФЧХ будет наклонена вверх. Добавляем задержку до выравнивания ФЧХ:
Вложение 177005
Автомобиль – звуковое помещение с кучей резонансов и отражений. Их все видно на нашем графике. Провал на 80 Гц выглядит как скачок фазы на 360 градусов, аналогичными скачками фазы отражаются провалы 140-160 Гц и 500-800 Гц. Очевидно, на этих частотах отражённый сигнал приходит в противофазе с прямым, а на 800 Гц он значительно слабее прямого. Также есть много отражений, влияющих на ФЧХ в диапазоне 1500 – 2000 Гц, но выше до 3000Гц есть также участок прямой ФЧХ. Выше 3 кГц динамик не работает с линейной ФЧХ, хотя сигнал от него приходит до 10 кГц.
Проверим правый мидбас. Подбираем величину задержки в аудио процессоре до получения наиболее линейной ФЧХ:
Вложение 177007
Здесь свои тараканы на частотах 650, 1000, 2200 Гц. Но ФЧХ довольно линейна до 10 кГц. Нужно, чтобы вы отличали переход ФЧХ на графике через 180 градусов, как на этом графике на частоте 120, 450, 550, 1200 – 1800 Гц. На самом деле, небольшое приращение фазы от 180 до 183 градусов отображается на графике как перепад от 180 до – 177 градусов. Это особенности программы, и такие перепады не являются артефактами ФЧХ динамика. Судя по этим графикам, оба мидбаса с некоторой натяжкой отыграют диапазон до 3-х кГц.
Теперь аналогично левый твиттер, но с ограничением частот ниже 1 кГц:
Вложение 177009
Точно также и правый твиттер:
Вложение 177011
У обоих проблемы в диапазоне 1500 Гц, но оба твиттера отыгрывают до 1 кГц.
Итог второго этапа:
Сабвуфер может играть довольно высоко – до 300 Гц. Поскольку хозяин авто любит иногда навалить громкости, выбираем частоты раздела 80 Гц и 3000Гц. Я люблю фильтры Линквитца-Рили, поэтому поделил все динамики такими фильтрами второго порядка.
Этап 3. Сведение левого и правого каналов.
Каждый канал состоит из трёх динамиков: сабвуфера, мидбаса и твиттера. Сабвуфер общий и для левого и для правого канала. Устанавливаем нужные частоты деления динамиков, включаем сабвуфер, левый мидбас и левый твиттер и немного изменяем задержки до получения максимально линейной ФЧХ во всём диапазоне частот. Также сопрягаем динамики по уровню звукового давления. Вот что получилось в левом канале для саба с мидбасом:
Вложение 177013
И для всего канала:
Вложение 177021
Видны проблемы:
- Провал 160 Гц
- Выброс на 350 Гц
- Провал на 500 – 700 Гц
- Выбросы на 1100 – 2000 Гц
- Выброс на 7 кГц
- Провал на 9 кГц
Вот так получился правый канал мидбас и саб:
Вложение 177015
И весь канал в сборе:
Вложение 177019
Здесь проблемы:
- Неравномерность на 180 Гц
- Провал на 400 – 500 Гц
- Выброс на 1200 – 1600 Гц
Этап 4. Коррекция АЧХ.
Провалы на АЧХ, когда прямая волна приходит в противофазе с отраженной, компенсировать невозможно. Компенсация больше 6 дБ также испортит звук. Я люблю параметрический эквалайзер, он более плавно работает с фазой, но в бит ванне есть только графический эквалайзер. Поэтому левый канал придушу на 330 Гц, 1200, 1600, 1800 и 7000 Гц. Немного добавлю 500 и 600 Гц. А правый канал придушу на 1200 и 1500 Гц, добавлю до 2,5 дБ на 400 и 500 Гц.
После всех манипуляций сюрприз:
Включение всех динамиков левого и правого каналов и сабвуфера не ломает итоговую ФЧХ!
Смотрите:
Вложение 177017
Этап 5. Контроль на слух.
После всех манипуляций полезно послушать самому, что получилось. Ага, тётя немного справа. Уменьшили громкость правого твиттера на 2 дБ, и тётя стала на место.
После длительного прослушивания изменили частоту раздела мидбас – твиттер на 2750 Гц. Все. Остальные манипуляции лучшего результата не принесли, сколько не пытались.
Звук очень мягкий, не напрягающий. Тётя посередине торпедо. Фокусировка образов достаточно определённая, не множественная. Есть глубина сцены. Ширина сцены по стойкам стекла. Бас спереди посередине торпедо, мягкий, непривычный. Сцена по сторонам немного опущена, посередине приподнята над торпедо. Музыка вставляет.
Вот и всё. Пользуйтесь на здоровье.
Илья Петрухин ака SOVA. 23.12.2011г.
-
Вложений: 10
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Практическое занятие №1 «Поиск базовой задержки в программе».
Выкладываю по горячим следам свой опыт — как ускорить процесс поиска Базовой задержки, без которой переходить к настройке не имеет смысла.
Итак всё подключили, сделали настройки на звуковой карте. Добились одинаковых уровней сигнала с микрофона и тестового сигнала. Выставили в ноль все задержки на процессоре. Запустили встроенный генератор розового шума.
Автор методики Garmin предлагает начать поиск задержек с саба (распустив его в полную полосу). При отсутствии саба — можно брать за основу дальний мидбас, распустив его в полную полосу.
Добавлено март 2018
По прошествии некоего времени пришел к тому, что проще, и быстрее начинать настройку с фронта, а саб пристыковывать к нему "потом".
Настройку фронта всяко начинать с поиска вертикальной фазировки. Побортно.
А побортную настройку проще всего начинать "от пища", так как на него утилита "ДелайФиндер" очень хорошо реагирует, сходу находит базовую задержку, причем значения стабильны и не прыгают.
Алгоритм работы прост (кратенько):
1. Включили один пищ, жмакнули на ДелайФиндер - прога автоматом нашла базовую задержку. Записываем заветные цифры.
2. Включаем один Сч (или мидбас) крутим задержки этого канала на проце до тех пор, пока в окошке с задержкой не будут фиксироваться "заветные" цифры.
3. Включаем Вч и Сч (мидбас) смотрим что творится на стыке полос.
4. Если не нравится то, что вышло - играемся с порядками и изменением полярности до получения оптимальной стыковки.
5. Фиксируем на бумажке найденные задержки, частоты фильтров и порядки.
6. Выполняем всё тоже для другого борта.
Прим. на моё скромное мнение, порядки фильтров не должны отличаться между полосами у разных "бортов" (а вот частоты - запросто могут быть разными)
7. Сведение "горизонтали" - описано ниже.
Вложение 192205Выставляем в окошке программы “Avg” - усреднение процесса значение 1 (сейчас нам особая точность не нужна — лучше время сэкономить);
Примечание: Усреднение процесса целесообразно устанавливать при точности до «десятых» (1 знак после запятой) равным 1, при точности до сотых (2 знака после запятой) равным 2 — 4, при точности до «тысячных» от 4 и выше. При измерениях — 8 (как и рекомендовал Garmin).
Открываем окошко утилиты «поиск задержек» и вводим целое число. Например 2, - смотрим на фазовый график — если видим одни зубья пилы (НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАКЛОН ФАЗЫ ВЫДЕЛЕН КРАСНЫМ)— значит нужно искать задержку дальше
Вложение 192209
Добавляем единицу к предыдущему значению задержки (график фазы должен начаться разворачиваться, при этом наклон фазы будет уменьшаться.
Вложение 192211
Меняем задержку до тех пор, пока направление графика не станет подниматься вверх - как здесь
Вложение 192213
Значит искомое значение базовой задержки меньше того, что на этом графике. Так как мы шагали с шагом, равным 1 - искомая задержка где-то посредине и пора переходить на более мелкие "шаги" - вносить изменения по одной десятой.
Затем ловить сотые и тысячные.
В нашем случае необходимо уменьшать задержку тестового сигнала относительно микрофона (потому, что графика фазы имеет наклон вверх).
Добиваемся примерно такого результата (синенькой линией отметил общее направление фазового графика на который нужно ориентироваться)
Вложение 192215
Garmin отписался: «Эта базовая задержка близка к оптимальной. И масштаб АЧХ сделайте так: Верхний предел - 0дБ, диапазон - 60дБ.»
При получении такого фазового графика можно приступать к стыковке фаз мидбаса и вч/сч (у кого что). А если настраивались относительно саба, то с мидбасом .
Практическое занятие №2 «Поиск задержки между полосами»
Показываю сведение фаз по полосам на примере НЧ и СЧ правый канал.
Задержка на НЧ выставлена в НОЛЬ. Для сведения фазы изменяем задержку только на СЧ.
Так выглядит график фазы у СЧ при нулевой задержке.
Вложение 192243
А вот так при задержке в 20 см
Вложение 192245
Небольшое отступление по поводу выставления задержек «по линейке»
Фактически разность расстояний между НЧ и СЧ у меня составляет 30 см (+ - 5см мерил до центров защитной решетки). НЧ в дверях, СЧ стоит на стойке и смотрит «в лоб»
Задержка 40 см. («линейка» отдыхает)
Вложение 192247
Получившаяся «итоговая» задержка 63 см.
Вложение 192249
«Линейка» пошла и застрелилась, а я после нервного перекура свернул свои измерения и пошёл писать свои вопросы Garmin — в мозгах не укладывался такой расклад (разница в 30 см между задержкой в проце и физическим расстоянием между динамиками) НУ НИКАК .
На что получил ответ:
«Это нормально. В автомобиле на ВЧ очень часто бывает фазовая каша. Особенности инсталляции, никуда от них не денешься.»
«И ещё. Микрофон может врать на ВЧ, система не измерительная. Попробуй для сравнения измерить ФЧХ другого твиттера.»
В общем - продолжение следует...
===========================================================
Не стал засорять предыдущий пост своими комментариями.
Что было - "настроенная" на мой слух 3-х полоска с сабом, с теткой/дядькой в центре стекла и такими гундосыми голосами, что я уже собрался переделывать корпуса для СЧ в стойках.
После первого опыта сведения по этой методе - гундосость практически прошла и начала "звучать". (Но Стойки все равно под переделку).
"Наши маньяки" послушали что получилось сказали что стало на порядок лучше.
Выкладываю своё творение для правого канала с сабом. (Илья раскритиковал - нужно перенастраивать...)
Вложение 177029
Остальные скриншоты не сохранились. Но и этого на первый раз достаточно.
Хочу отметить график АЧХ для всей системы получился более ровным.
Звучание - "мониторное" чтоли. Похоже на звук в наушниках.
ПыСы "нашим" оно не совсем понравилось - говорят что ничего не "торчит" нет "изюминки" (видимо привыкли к бухающим сабам и прочим буграм).
Насколько я понял настроить сцену эта метода непоможет.
А вот откопать все проблемные места горбы, провалы, стояки и прочие салонные прелести - это пожалуйста.
БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА - НЕ ФЛУДИТЕ В ТЕМЕ.
НЕ СТОИТ ОБСУЖДАТЬ НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММЫ, ОНА ПРОСТАЯ И КАК РАЗ ПОДХОДИТ ДЛЯ НОВИЧКОВ - ПОДНАБРАТЬСЯ ОПЫТА.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.
ПыСы
Возможно и автор поучаствует.
А с меня толку пока не много - новичок.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
тема очень интересная, но дочитав до этого места:
Цитата:
Сообщение от
2009fvv Необходимое обрудование:
1. Компьютер с звуковой картой приличного уровня (у меня внешняя E-MU 0202).
2. Программа SpectraLab, ARTA, или Holm impulse. Я использую спектралаб, так как он показывает результаты в реальном времени и экономит время на настойку.
3. Микрофон с предусилителем. Крайне желателен калиброванный измерительный. Я использовал RFT MKD MV-102 и микрофонный предусилитель Brüel & Kjær.
понял что дальше читать особого смысла нет... :(
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
alexkor понял что дальше читать особого смысла нет...
Для отстройки в любом случае понадобится такой набор, а иначе никак. Для себя давно приобрел микрофон Behringer ECM-8000 и звуковую USB Карту для ноута tascam us-144 mk2. Пока не использовал, но про данную методику слышал. Вот потеплеет - буду практиковаться...
-
Вложений: 2
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
alexkor тема очень интересная, но дочитав до этого места:
понял что дальше читать особого смысла нет... :(
Не согласен.
Для проведения измерений я использовал переходники с проводками (200 р. денег)
И Ураловский микрофон (был в наличии)
Снять данные можно и с "конденсаторным" микрофоном для компьютера.
Тем более что диапазон, в котором производится настройка МИД/СЧ/ВЧ (для трехи) от начинается от 100 до 6000-8000 Гц. А в этом диапазоне
даже дешовка показывает достаточно верно.
По крайней мере смотреть можно и на нижний график с "фазой" где косяки наглядно видно.
И не беда, если нельзя посмотреть на работу "пища" - его можно и на слух повертеть.
А вот для саба - это да проблема.
По поводу ПО - я нашел или здесь или на блюзе/басс клубе ссылку на русифицированный дистрибутив.
Попробую поискать.
Если кто найдет - выкладывайте.
Вложение 177041
Вот график стыковки ВЧ/Сч 3950Гц оба, 4 порядок.
Дальнобойности микрофона до 6000 гц достаточно за глаза...
А это мои косяки (в кружочках) - наклон графика фазы должен быть одинаковым.
А у меня мид смотрит "правильно", а вот сч/вч - в другую сторону.
Вложение 177043
Все ИМХО.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
alexkor тема очень интересная, но дочитав до этого места:
Необходимое обрудование:
1. Компьютер с звуковой картой приличного уровня (у меня внешняя E-MU 0202).
2. Программа SpectraLab, ARTA, или Holm impulse. Я использую спектралаб, так как он показывает результаты в реальном времени и экономит время на настойку.
3. Микрофон с предусилителем. Крайне желателен калиброванный измерительный. Я использовал RFT MKD MV-102 и микрофонный предусилитель Brüel & Kjær.
понял что дальше читать особого смысла нет... :(
Вообще-то измерения я начинал с микрофона Panasonic WM58, самодельного предусилителя на К157УД2 и ноутбука 1998 года выпуска со встроенной звуковой картой ESS.
Так что вам ничто не мешает начать измерять и настраивать систему, кроме собственной лени.
А данные измерений приведены, в помощь правилам хорошего тона, для оценки корректности измерений. К вопросу о точности "плюс минус лапоть" и достоверности методики.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Garmin Вообще-то измерения я начинал с микрофона Panasonic WM58, самодельного предусилителя на К157УД2 и ноутбука 1998 года выпуска со встроенной звуковой картой ESS.
Так что вам ничто не мешает начать измерять и настраивать систему, кроме собственной лени.
А данные измерений приведены, в помощь правилам хорошего тона, для оценки корректности измерений. К вопросу о точности "плюс минус лапоть" и достоверности методики.
вот так вот
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Ещё немного всякого
Данная метода позволяет четко выставить вертикальную фазу по каналам Л/П и в очередной раз подтверждает теорию и практику "от Иванова" - в "Пионеровском" разделе форума есть "методичка", в которой автор описывает порядок вертикального сведения полос на слух, приводит картинки которые позволяют понять теоретические выкладки.
И в результате - добиться ХОРОШЕЙ «ТОНАЛКИ».
Скажу честно, несколько раз пытался свести свою систему по "Иванову".
В связи с отсутствием опыта, получил "резню бензопилой" и кривую сцену (поэтому стойки под переделку)
А вот метод сведения с использованием программы помог исправить "Тоналку".
Он реально РАБОТАЕТ (было бы желание...)
ПыСы.
("Гуру", не пинайте меня - Вы это уже знаете, а многие новички этого еще не понимают)
Мысли в слух.
Почему считается, что процессорная система портит звук?
Может потому, что в угоду "сцены" меняют задержки между полосами (добиваясь "правильного" размещения роялей/барабанов/мужиков и теток) - тем самым сбивая "вертикальную" фазу на каналах и "хороня" тоналку?.
Получается, что прежде чем начать инстал динамиков, нужно искать оптимальное их размещение в конкретном авто (для сохранения вертикальной фазы - тоналки) и метод "фазового согласования" может все наглядно показать...
Все что написано - ИМХО.
В чём не прав - поправьте.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Дядя Вова ,закинь плиз в ветку фото переходников для наглядности и если можно отдельно фото с буком куда это всё цепляется,на пальцах это сложно понять,сужу по своему опыту.Глядишь и еще народ подтянется,реализация то на самом деле копеечная ,а эффект методики определенно есть.
-
Вложений: 2
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Вот так
Вложение 177683
Пысы О переходниках / разветвителях ничего не написал - каждый решает сам для себя.
У меня "джентельменский" набор выглядит так:
Вложение 177685
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv ПыСы "нашим" оно не совсем понравилось - говорят что ничего не "торчит" нет "изюминки" (видимо привыкли к бухающим сабам и прочим буграм).
Я пожалуй поддержу "ваших"...
И дело не в том, что они цитата: "видимо привыкли к бухающим сабам и прочим буграм"...
После работы эквалайзером (+-6дБ) "жизни" в музыке не остаётся...
Всё ровненько и гладенько... а слушать, почему-то, не хочется...
Такой диетический плодовоягодный кисель...
Вместо настоящих ягод (пусть не очень чистых и слегка помятых)...
-
Вложений: 1
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv Вот так
Вложение 177683
Пысы О переходниках / разветвителях ничего не написал - каждый решает сам для себя.
У меня "джентельменский" набор выглядит так:
Немного поправлю.
Выход нутбука ОДИН (левый) соединить и с ГУ, и с входом.
Сигнал должен быть один и для опорного канала, и для исследуемого устройства.
Лучше просто спаять два шнурка на выходе звуковой карты.
ЗЫ: Нарисовал, как должно быть по максимуму в ноутбуке:
Вложение 177767
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Вячеслав Меркулов Я пожалуй поддержу "ваших"...
И дело не в том, что они цитата: "видимо привыкли к бухающим сабам и прочим буграм"...
После работы эквалайзером (+-6дБ) "жизни" в музыке не остаётся...
Всё ровненько и гладенько... а слушать, почему-то, не хочется...
Такой диетический плодовоягодный кисель...
Вместо настоящих ягод (пусть не очень чистых и слегка помятых)...
Возможно так оно и есть.
Вот только при моей пробной настройке, график которой я выкладывал, эквалайзером я не пользовался совсем.
График был получен установкой нужных уровней громкости по каналам и регулировкой задержек.
До регулировки эквалайзером "центрального образа" я еще не добрался.
ПыСы Ямы на частотах раздела были - кудаж без них. Сначала кинулся править эквалайзером, но потом при сведении фаз все само на стыке полос выровнялось.
---------- Сообщение добавлено 28.01.2012 в 17:04 ----------
Цитата:
Сообщение от
Garmin Немного поправлю.
Выход нутбука ОДИН (левый) соединить и с ГУ, и с входом.
Сигнал должен быть один и для опорного канала, и для исследуемого устройства.
Лучше просто спаять два шнурка на выходе звуковой карты.
ЗЫ: Нарисовал, как должно быть по максимуму в ноутбуке:
Вложение 177767
Не хочет твоя картинка открываться. Я со своей промучился - раза с 6 только залилось "удачно" и стало открываться.
На выходе звуковухи ведь "моносигнал" какая разница разъединить сигнал в кабеле или в "звуковухе"?
Если это "критично" - буду у себя переделывать.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Критично или нет - зависит от звуковухи. Лучше переделать.
Проверить очень просто - соедини выход на усилитель с входом от микрофона. При измерениях получишь прямую линию АЧХ 0 дБ и ФЧХ 0 градусов во всём диапазоне частот.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Ну хорошо! Ноуты там всякие ... А где же простота, необходимая для гениальности???
Можно к примеру Фоником только пользоваться?!:scratch_one-s_head:
В принципе суть идеи ясна как божий день- сделать суммарное излучение как можно более линейно фазовым... Интересно было бы все эти измерения провести при помощи детонометра.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло Интересно было бы все эти измерения провести при помощи детонометра.
Последнее слово звучит, как бетономешалка :)
Вы хоть линейкой меряйте, главное - фаза!
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло Ну хорошо! Ноуты там всякие ... А где же простота, необходимая для гениальности???
Можно к примеру Фоником только пользоваться?!:scratch_one-s_head:
В принципе суть идеи ясна как божий день- сделать суммарное излучение как можно более линейно фазовым... Интересно было бы все эти измерения провести при помощи детонометра.
ПапаКарло.
Я уже описывал ситуацию в нашем городе с отсутствием настройщиков.
И мне (нашим маньякам) проще посидеть и разобраться с программой, а затем потратить день и сделать предварительную настройку в авто которая запоет.
(ИМХО) ЭТО ПРОСТОТА - МЕНЯТЬ ЗАДЕРЖКУ И ВИДЕТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ (ФАЗА АЧХ)
А вот что савсем не просто - это опыт которого ни у кого из Наших нет.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv (ИМХО) ЭТО ПРОСТОТА - МЕНЯТЬ ЗАДЕРЖКУ И ВИДЕТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ (ФАЗА АЧХ)
А на каком сигнале это делается?
Розовый шум?
Кстати, интересно посмотреть в динамике как задержка "деформирует" АЧХ на розовом шуме...
-
Вложений: 2
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Вячеслав Меркулов А на каком сигнале это делается?
Розовый шум?
Кстати, интересно посмотреть в динамике как задержка "деформирует" АЧХ на розовом шуме...
Да Настройки делались на розовом шуме.
Если эти картинки будут "показательными:
Правый канал ВЧ/СЧ (везде 4 порядок и 3950Гц фильтра) до "сведения"
Вложение 178131
А это после "сведения" (правда кривого, но для первого опыта...)
Вложение 178133
При "сведении" я выставлял диапазон частот от 3000 до 5000 чтобы нужные мне 3950 были хорошо различимы.
На первом скриншоте виден провальчик (на частоте раздела). Который "исчез" на втором скриншоте.
Дополню. На форуме поднимал вопрос про то, что когда производится "точная" настройка на слух, и задержки смещаются на 1-2 шага происходят моменты затухания/прояснения или снижение/усиление громкости от СЧ и ВЧ на розовом шуме. Ответ на свой вопрос "увидел" сам с помощью этой методы.
ПыСы "Доберусь" до теплого местечка помучаю методу и настройки - выложу скриншоты с указанием задержек между каналами для наглядности.
ПыПыСы Может кто-то из "Гуру" прокомментирует мой вопрос "о порче процессором звука по причине что в угоду "сцене" нарушается вертикальная фаза?
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv ПыПыСы Может кто-то из "Гуру" прокомментирует мой вопрос "о порче процессором звука по причине что в угоду "сцене" нарушается вертикальная фаза?
А в чём, собственно, вопрос?
Ясень пень, что при попытках приподнять края сцены страдает тоналка...
Есть такая примочка у Сони - подъём сцены, которая окончательно портит звук...
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv Я уже описывал ситуацию в нашем городе с отсутствием настройщиков.
Не сочтите за флуд! Но для меня так настраивать сложновато;) ибо вашу идею с фазой надо еще хорошо обмозговать чтобы в голове(моей точно)все стало на свои места и можно было сразу адекватно реагировать на какие то изменения(иначе все начнут с умным видом и ноутами приставать по поводу невозможности ничего настроить). А с другой стороны я теперь понимаю почему у вас в городе нет настройщиков- этот настройщик помимо ноута еще и хорошим пользователем ПК должен быть и понимать, что его труд никогда не будет нормально оплачен.
---------- Сообщение добавлено 29.01.2012 в 10:20 ----------
Цитата:
Сообщение от
Вячеслав Меркулов Есть такая примочка у Сони - подъём сцены,
DSO??? Только ни разу не слышал чтобы приподнимала края- только пищи из своих мест выпрыгивают.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Разговор не об оплате и не о сложности пользования компьютером. Научиться никогда не поздно. И себе не нужно платить за хобби.
Для понимания процессов и создания методики у меня не один год ушёл. Теперь это подаётся в разжёванном виде. Опыт нужен для того, чтобы отличить резонансы салона и отражения от АФЧХ собственно системы. Попробуете - получится. Почитайте исходную ветку сначала, поймите, на какие моменты делается упор. Там картинок много, поймёте.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло я теперь понимаю почему у вас в городе нет настройщиков- этот настройщик помимо ноута еще и хорошим пользователем ПК должен быть и понимать, что его труд никогда не будет нормально оплачен.
Както не вижу связи между отсутствием настройщиков, пользователями ПК и деньгами.
Сам себе ведь не заплатишь. И пока идет процесс - это интресно...
Можно конечно напрячься собрать рублей 30-50 и попробовать поехать к шумахеру в Н-ск.
А отсутствие настройщиков -следствие отсутствия спроса.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Garmin, да я ее (ветку и здесь и на автозвуке) ужо не первый раз читаю. Я прекрасно понимаю, что такая методика просто обязана дать свои плоды! Но не для новичков эта методика, НЕ для новичков!
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло Garmin, да я ее (ветку и здесь и на автозвуке) ужо не первый раз читаю. Я прекрасно понимаю, что такая методика просто обязана дать свои плоды! Но не для новичков эта методика, НЕ для новичков!
После опытов из новичков получаются гуру!
Ну приехали они к кому-то, ну отдали деньги, ну настроил он им систему. Они после этого изменились?
А помучаются, получится у них настраивать и себе, и другим. Человек вырос? Несомненно.
---------- Сообщение добавлено 29.01.2012 в 09:47 ----------
Папа Карло, Что не складывается в голове? Спрашивай!
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Читаю, интересно, буду пытаться. Подскажите, как быть с микрофоном? Есть обычный от наушников для ПК подойдет? Есть возможность взять капсульный. Стоит или нет. Как калибровать систему изначально?
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
asq Читаю, интересно, буду пытаться. Подскажите, как быть с микрофоном? Есть обычный от наушников для ПК подойдет? Есть возможность взять капсульный. Стоит или нет. Как калибровать систему изначально?
Микрофон от компьютера подойдет (его показаниям нельзя будет верить на нижнем (меньше 100) и верхнем свыше 6000-8000Гц диапазонах) ну а "между" - плюс/минус.
Но это относится к графику АЧХ.
В фазовом режиме "вранье" так сильно на результат не скажется.
По крайней мере для первых опытов его будет достаточно.
Тут конечно ИМХО.
В настройках звуковой карты нужно задействовать "ЛИНЕЙНЫЙ" вход и отрегулировать уровни на входе/выходе.
А ещё отключить всякие фильтра/бусты и эффекты.
Вход в звуковуху - ориентируясь на показания индикатора уровня сигнала (левый нижний угол окна программы - там индикация уровня по каналам)
Выход - глядя "туда-же" и на отсутствие перегрузки у ГУ/Процессора.
Могу сбросить на мыло файл конфигурации с "правильными" настройками спектралаба (это чтобы не мучиться с настройками) - В проге есть возможность загрузить файл и получить нужную конфигурацию.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
А капсуль решит проблему? Есть желание и АЧХ салона снять, а 100-6000 Гц чёт не возбуждает...
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
asq капсуль не решит проблему,
т.к они все разные, и под каждый подбирается схемное решение с предусилителем компенсирующим спад на верху.
Таким образом получается линейная ачх комплекта.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
TwinTwin, ткните носом в тырнет магазин, хочу купить комплект, паять пока не готов...
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
asq
Мне таким комплектом меряли: микрофон BEHRINGER ECM 8000,
Звуковуха: M-Audio Mobile Pre USB.
Но есть звуковухи попроще той же конторы M-Audio, модели не назову, т.к. не интересовался.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Ну да. Микрофон 2-3 килорубля и внешняя звуковуха 6 итого 8-10 тысч.
Может сначала попробовать в дешовом варианте?
Очень может быть что и с дешовкой получишь результат которым удовлетворишся.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Врядли, я теперь не скоро найду себе покой.
Может есть на примете микрофон от 20 до 20000 Гц?
Если меня б устроило проще, то есть куча програм для КПК...
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Продолжение.
Программ есть 2 вида.
Русифицированная (ее и отправил asq) - но она с урезанными функциями.
И полная версия 4.32.17 с таблэткой.
Её (таблетку) нужно засунуть в папку "Bin" в каталоге программы (у меня на компе на диске С появилась папка Speclab и там ее запустить. Перезагрузить комп)
Программу брал на Рутрекере.
Пока пользуюсь Русифицированной.
Про микрофон - тогда тебе в магазин музыкальных товаров. Там есть и микрофоны измерительные и внешние звуковухи - главное чтобы было фантомное питание для микрофона)
ПыСы А что ты будешь делать с 18-20 кГц?
ПыПыСы С русской версией разобраться проще. Потом и на полную можно перейти.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
А на ваши микрофоны кто нидь ФЧХ мерял? И вообще есть какие нибудь не очень дорогие микрофоны с известной ФЧХ?!
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло И вообще есть какие нибудь не очень дорогие микрофоны с известной ФЧХ?!
Самый оптимальный вариант я написал в начале. http://magnitola.org/nastroika-siste...ml#post1371289 Остальное - дороже. Можно конечно карточку дешевле найти, но нужно с XLR разъемом и фантомным питанием.
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
2009fvv ПыСы А что ты будешь делать с 18-20 кГц?
Нижняя граница я так подумал для саб-мид, а верхняя для АЧХ салона. На слух не надюсь...
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
-
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Цитата:
Сообщение от
asq Может есть на примете микрофон от 20 до 20000 Гц?
Таганрог рядом? Там дядька Карен продает измер.девайсы,попроще-подороже,у него по ним тема в продажах на Аудиопортале.
---------- Сообщение добавлено 30.01.2012 в 15:28 ----------
Цитата:
Сообщение от
asq Нижняя граница я так подумал для саб-мид, а верхняя для АЧХ салона. На слух не надюсь...
Так ведь полосу саба не возьмешь простым микрофоном в четверть дюйма,он врать начинает от 50-60 гц.А с большим капсюлем, в 1/2" ,не берут верха выше 15-16 кил.В машине,выше уже говорили,микрофон нужен для правильной сшивки полос,а это диапазон от 80-100 до 6-8 кгц.
Цитата:
Сообщение от
Папа Карло И вообще есть какие нибудь не очень дорогие микрофоны с известной ФЧХ?!
Я свой безпаспортный Аюдикс проверил новым,с заводской поверкой и именной лентой ачх с самописца,со всеми печатями и подписями - у них разброс на верхах в 2-3 дб,и в небольшом диапазоне.Поэтому можно спокойно забить на эти поверки.
-
Вложений: 1
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум
Вчера "на маньячке" крутили двушку - Мид/ВЧ (с отключенным сабом)
Скриншот сохранился только для Правого канала (руль с права) мид в двери (Кларити100) Пищ на стойке в лоб.
Задержка 18,6 см (пищ относительно мида). Получилось следующее:
Вложение 179963
Владелец резал все 2 порядком, мид 3,15кГц вч 4,0кГц.
(Почемуто на буке не сработала утилита поиска задержек, выставлял в ручную).
Крутил задержку сам, добиваясь одинакового наклона графика "фазы" что "до" и "после" фильтров (вывести график вч в "горизонт" не получилось).
Илья, можешь прокомментировать? (спасибо)