Продолжим исследования.
Мой друг, увлеченный автозвуком и просто хороший человек, является приверженцем микрофонной настройки, соответственно первого способа. Т.е. сцена выстраивается от него и по диагонали. Далее он настроил по моей теории, по микрофону, фазы и амплитуды по образу, расположенному ровно напротив своей позиции. Что он услышал при сравнении двух настроек в лоб. В первом случае, как и описано – ось центра сцены идет по оси от слушателя и по диагонали к противоположному крылу. Во втором – глубинные центральные образы выстроились ровно вдоль оси центра капота. Но это касалось живых стереозаписей.
Также он прослушал искусственные стереозаписи. В первом «глубина центра» встала по центральной оси капота. Во втором – центр встал ровно напротив слушателя. Это стало очень любопытно и примечательно. В чем же отличие натуральных стереозаписей от искусственных? Я стал искать информацию. Искусственные собираются из моносигналов. Например, вокал пишется на мономикрофон, а далее раздваивается в два канала, и при прослушивании по центру получается суммирующий центральный образ. Т.е. по сути все должно быть так, как и в живой записи, два канала, пишут 2 сигнала, и затем они воспроизводятся 2-мя излучателями. Полагая, что для искусственной стереозаписи применимы те же приемы амплитудной и фазной разности, я не мог понять почему так происходит.
Искал информацию по стереопаноромированию – и на сегодняшний день, с ужасом для меня, не нашел иного, как то, что те способы, которые применяются при панорамировании имеют только амплитудную коррекцию. Т.е. фазовой коррекции сигналов нет. Т.е. сигналы позиции лево-центр на стереозаписи имеет синфазность для слушателя, находящегося по центру, а все смещение воспринимается амплитудной разницей! О ужас, искусственные стереозаписи это обман! Панорамы не, нет сфера со слушателем в центре.
Так что происходит при отстраивании сцены в автомобиле по позиции лево-центр для живой панорамы?
Если в искусственной стереозаписи нет заложенной фазовой разницы, то мы можем согласовать только амплитудную коррекцию. Но фазового смещения для разных проекций нет - значит синфаза наблюдается везде изначально.Но как мы разобрались, фазовая разность для каждого образа нам необходима для возможности изменения нашей точки просушки относительно сцены. В искусственном стерео этой возможности нет. Выставляя синфазу напротив себя для лево-центр на живой панораме - на искусственной стереозаписи на этом месте в синфазу встает центральный образ (для понимания нарисуйте сферу и себя в центре, сдвиньте себя в сфере, потом сфазируйте любой образ - и вы снова окажетесь в центре сферы с центром напротив нас). Синфаза для наших ушей – это образ точно перед нами. Центральный образ встает напротив руля. Вот такая печальная логика искусственного стерео.
Тогда почему при диагональной настройке центральная ось искусственных записей идет через центр капота? Долго думал как-это возможно, ведь настраиваем по позиции центр, фаза ЦО что для натуральной записи, что для искусственной записи должна совпадать, и вроде глубина центра тоже должна уходить по диагонали создаваемого "ромба". Но тут я понял, что глубинные сигналы при искусственном стерео не имеют своего собственной отличимого фазовового значения. Значит не могут смещаться под углом относительно изменяемой позиции слушателя при помощи временной коррекции. "Ромб" не строится Глубинные центральные образы искусственной стереозаписи условно выражаясь - привязаны по расстоянию к излучателям как на канатах, соответственно могут выстроиться только перпендикулярно центральной линии между динамиков.
Вот так, имеем 2 возможных пути настройки. 2 различных типа музыкальной информации. При этом 4 абсолютно разных комбинации сцены. Как вам это?
Поэтому у меня вопрос ко всему автозвуковому сообществу. Что же по всем канонам должно называться геометрией сцены? Как она должно выстраиваться и в соответствиями с какими стереозаписями? Справедливо конечно, чтобы каждый сам выбрал какие записи он слушает, и в каком положении сцены они должны для него звучать. Но тогда встает большой вопрос к организаторам соревнований и судьям. Что вы судите и что вы называете геометрией сцены? Я к пример хочу выстроить звуковую сцену, чтобы натуральное стерео играло передо мной, без отвернутого от меня края сцены. При этом на соревнованиях искусственная стереозапись оценочного трека обозначит центр сцены по центру рулевого колеса с соответствующими балами. Но если искусственное стерео по другому звучать не может - не самый ли это правильный способ настройки сцены?
PS: Если есть среди нас звукорежиссеры и знающие люди, прошу откликнуться, есть ли искусственное стерео с правильным фазовым панорамированием? Есть ли программные плееры, способные преобразовывать искусственное стерео алгоритмами в близкое к натуральному с коррекцией фаз образов для пространственного восприятия?
Социальные закладки